восприимчивость к явлениям внешнего мира и мастерство бытописания Шмелева обусловили особую роль языка запахов в движении внутреннего сюжета, характеристике и эволюции героев. Обонятельные образы романа актуализируют ассоциативно-памятный аспект произведения, служат для номинации семантически неопределенных настроений и состояний персонажей.
Исследователь приходит к выводу, что преобладание позитивно маркированных ароматов отражает авторскую концепцию мира и человека. Верность писателя традиции отражается в четкой вертикали ольфакторного пространства: святость – грех. Представление о добре и зле в мире запахов находит соответствие в противопоставлении благоухания и зловония. Концептуальную роль в произведении играет связь обоняния с процессом дыхания.
Предмет пристального внимания в романе «Пути небесные» – разнообразные флоральные и гастрономические ароматы, обнаруживающие тесную связь обонятельного восприятия и внутренней жизни человека, когда обонятельный код оказывается более значимым, чем вербальное событие. Для произведения Шмелева характерен ольфакторный эклектизм и явление синестезии. Язык запахов позволяет соединить духовный и материальный срезы действительности.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека