В статье рассматривается семантика заглавия романа Е. Водолазкина «Авиатор», вышедшего в 2016 году, и прослеживается связь названия этого произведения с основным текстом и эпиграфом. Показано, что заглавие в конденсированной форме выражает основные темы текста, связано с его важнейшими сюжетными линиями, композицией произведения и ключевыми образными параллелями. Определяется смысл заглавия романа Е. Водолазкина «Авиатор», при этом анализируется постепенное изменение семантики заглавного слова по мере развертывания текста, обогащение его дополнительными смыслами (‘независимость’, ‘одиночество’, ‘широкий обзор сверху’). Выявляются интертекстуальные связи произведения, прежде всего со стихотворением А. Блока «Авиатор». Особое внимание в статье уделено системе метафор в романе (жизнь – полет, авиатор – птица и др.) и их роли в тексте. Отмечается многофункциональность заглавия в романе. Анализ заглавия позволяет выявить подтекст романа, дать интерпретацию текста произведения, определить авторские оценки и ключевые оппозиции романа (прошлое / настоящее, историческое время / личное время, общественная жизнь / частная жизнь, непрерывность времени / дыры во времени и др.).
В статье рассматриваются метафоры повседневной речи, представленные в текстах современной русской прозы. В качестве материала исследования используются художественные тексты последних лет, привлекаются ресурсы Национального корпуса русского языка (НКРЯ, ruscorpora.ru). Отмечается, что в них активно употребляются разговорные, просторечные и жаргонные метафоры, отражающие различные ситуации бытового общения. Метафоры повседневной речи преимущественно используются в повествовании от первого лица, а также в диалогах персонажей. Показано, что в современной прозе представлены разные семантические группы метафор, при этом наиболее активны метафоры-зоонимы, метафоры, источником которых является кулинарная лексика, флористические метафоры. В современных художественных текстах используются метафоры различной частеречной принадлежности (субстантивные, глагольные, адъективные). Они обнаруживают развитые семантические и деривационные связи, значимые для текста. С одной стороны, в современных прозаических текстах используются метафоры, которые имеют длительную традицию употребления; с другой стороны, наблюдается обновление состава метафор, в частности за счет обращения к компьютерным терминам. Рассматриваемые метафоры выполняют в современных художественных текстах различные функции: характерологическую, эмоционально-экспрессивную, оценочную, в ряде случаев интертекстуальную. В современной прозе преобладают метафоры, выражающие отрицательную оценку лица или предмета. Многие из них носят стилистически сниженный характер.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека