Статья посвящена описанию основных формальных типов прагматических маркеров предикативного типа (ПМПТ) в русской устной спонтанной речи. В работе предлагается типология ПМПТ, выявленных на материале двух корпусов устной речи – корпуса диалогов «Один речевой день» (ОРД) и корпуса монологов «Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ). Предлагаемый подход к описанию прагматических маркеров (ПМ) подразумевает учет синтаксической структуры исследуемых единиц, на основе чего выделяются маркеры, состоящие из одного слова (там, вот, это, как бы), из двух и более слов (и все такое прочее, это самое, типа того что), а также условно предикативные маркеры – ПМПТ (скажем так, (я) не знаю, знаешь/-те). Сам класс ПМПТ неоднороден, так как включает маркеры, в основе которых лежат единицы разных формальных типов, прошедшие или только проходящие процесс прагматикализации и, следовательно, находящиеся в разных точках на шкале преобразования полнозначной единицы в прагматический маркер. Предложенная типология включает три группы ПМПТ, различающихся по форме выражения предикативности: формально полноценные ПМПТ (понимаешь/-те, (я) (не) думаю (что), так скажем), формально неполные ПМПТ (как это <назвать, сказать>, что ещё <сказать>) и ПМПТ с вторичной предикативностью (короче (говоря), собственно (говоря) и под.). Анализ корпусного материала показывает, что класс прагматических маркеров чрезвычайно разнообразен, а подходы к исследованию и систематизации ПМ могут основываться как на функциональных, так и на формальных характеристиках.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library