text linguistics
Автор выражает глубокую озабоченность высоким уровнем агрессии в современном обществе. В данной статье он исследует природу «вербальной агрессии» как идеологии отождествления. Анализ проводится с привлечением описательно-аналитического метода инвективного дискурса на материале художественной литературы и публицистики. Автор утверждает, что инвектива функционирует как психологическая защита от эмоционального неудобства, вызванного неуспешным коммуникативным актом, с одной стороны. С другой стороны, оскорбления и выражение негативных оценок обладает признаками ритуала. В основе такого действа лежит символизм, за которым стоят идеи, мысли, поступки. Это не только импульсивная реакция, но и целенаправленная деятельность. Последнее позволяет инвективе развивать утилитарную функцию: оскорбление, мотивированное извлечением выгоды, в том числе в пользу третьих лиц. В зависимости от целей конфликта, которые преследуют его участники, автор выделяет инвективные «ритуал отчуждения» и «ритуал соучастия» («лояльности»). «Ритуалом отчуждения» говорящий формализует свое намерение назвать то, что ему духовно чуждо. «Ритуал соучастия» идентифицирует единение участников общения явное или мнимое. Оба типа ритуалов обладают теми особенностями, которые выражают идеологический климат в социуме в определенное время. Автор приходит к выводу, что ритуал отождествления на «своих» и «чужих» обладает риском его формального исполнения. Аккумулирование в социуме формализованных инвективных ритуалов приводит к повышенному уровню агрессии в нем особенно в эпоху постмодерна и пост-правды, когда социальный дискурс формируется через эмоции, когда индивидуализированное отображение действительности навязывается как единственное.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library