Автор статьи исходит из того, что свойственные чеховским героям сомнения, колебания, внутренние конфликты не могут не иметь соответствующего речевого выражения. Одним из его важнейших проявлений является союз «но», основным (инвариантным) значением которого является противительность. На материале чеховского рассказа «Дама с собачкой» показано, что семантика данного союза многое объясняет как в судьбе персонажей, так и в конкретных ситуациях, раскрывающих те или иные стороны их внутренней жизни. При помощи «но» оформляются контексты, указывающие на нереализованность тех начал личности Гурова, которые в нем потенциально присутствовали, смягчается категоричность отдельных высказываний героя, формируется сюжетное движение, обозначается движение времени, привносятся тонкие психологические подробности. По мнению автора статьи, более объемное исследование, созданное на материале разнородных в тематическом плане произведений, способно показать, что союз «но» – одна из тех универсалий в мире Чехова, которые в высшей степени высвечивают своеобразие его писательской индивидуальности.
Историософская концепция П. Я. Чаадаева, изложенная в первом философическом письме, вплоть до наших дней находит как своих сторонников, так и противников. Однако в контекст возникающих споров до сих пор не введен принадлежащий О. Э. Мандельштаму аргумент, высказанный им в статье «О природе слова» (1921–1922). По мысли поэта, создавая свою концепцию, Чаадаев прошел мимо русского языка, который «не только дверь в историю, но и сама история». Русский язык, по Мандельштаму, «бытийствен», онтологичен, способен «разрешаться в событие», влиять на духовный и физический порядок вещей, ему свойственно «представление о реальности слова как такового». Таким образом, поэт исходил не из соссюровской идеи произвольности знака (на чем основывается представление об условной, конвенциональной природе слова), но из признания духовной природы и неконвенциональности слова, что восходит к языковым концепциям В. фон Гумбольдта и А. А. Потебни. В статье показано, что этим концепциям Мандельштама и его предшественников близки языковые интуиции Н. В. Гоголя, выступающего в этом случае антагонистом Чаадаева. Если чаадаевская историософия оторвана от слова, то «русская идея» Гоголя в значительной мере базируется именно на нем.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека