Статья продолжает серию публикаций автора о поэтике сатир А. Д. Кантемира и посвящена одной из его любимых, часто употребляемых риторических фигур — зевгме. Сатиры Кантемира часто анализируют только на уровне содержания. Однако микрофилологический подход позволяет увидеть в сатирах особый поэтический мир, в котором многообразию людей и их свойств соответствует многообразие художественных средств для их изображения. Основная идея сатир — противостояние старого и нового во всех областях жизни; и для описания этой непрерывной борьбы Кантемир использует выразительные возможности всех уровней текста. Система риторических фигур в сатирах богата и тщательно разработана. Каждая фигура имеет прямое отношение к общему плану и основным идеям сатир. С точки зрения структурно-комбинаторной зевгма относится к операции убавления (detractio). Античная риторика выделяла зевгму неосложненную и осложненную (синтаксически и семантически). В статье на материале конкретных примеров рассмотрены «содержательная» и «элокуционная» функции разных видов зевгмы в сатирах: с помощью зевгмы Кантемиру удается в меньшее количество слов вместить больший смысл, разнообразить план выражения и активизировать читательское восприятие.
Статья продолжает серию публикаций автора, на практике демонстрирующих принципы работы микрофилологического подхода к тексту, в основе которого перенесение исследовательского фокуса с макроуровня (идейно-тематического) на микроуровни (особенно грамматический и фонетический). В настоящей статье представлены интерпретации двух стихотворений Пушкина («Туча» и «Буря») в свете грамматики – в частности, фигуры полиптотона (многопадежия). В качестве главной призмы использована оппозиция «именительный падеж / косвенные падежи» (для настоящего исследования семантические различия между косвенными падежами менее важны, чем их общность в противопоставлении падежу именительному), отражающая развитие драматического движения и расстановку персонажей стихотворений: переход существительного из именительного падежа (например, тучи в одноименном стихотворении) в косвенный часто знаменует переход из «активной» зоны, с позиции «главного персонажа» в зону «страдательных», «подчиненных персонажей» и наоборот (девы в стихотворении «Буря»). Анализ использования в лирике чередования падежных окончаний существительных и личных местоимений наглядно показывает, как грамматика, часто оказываясь динамической пружиной стихотворения, из чисто лингвистической сферы переходит в разряд сильных художественных средств, обогащая и план содержания, и план выражения, позволяя увидеть, как глубина содержания отражается на микроуровнях текста.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library