«Вирусные» новообразования в современной медиакоммуникации
«Вирусные» новообразования в современной медиакоммуникации
Аннотация
Код статьи
S013161170010732-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Замальдинов Владислав Евгеньевич 
Аффилиация: Нижегородская академия МВД России
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Выпуск
Страницы
19-27
Аннотация

В статье рассматриваются словообразовательные неологизмы, которые появились в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). На основе материала, собранного в медиакоммуникации, анализируются инновации, созданные на базе ключевых лексем социокультурного пространства вирус, карантин, корона, коронавирус, пандемия, эпидемия, COVID. Подобные слова отражают болезнь и страх перед смертью. Выделяются дериваты, образованные с помощью узуальных (префиксация, сложение) способов словообразования. Описываются и неузуальные (междусловное наложение, заменительная деривация, графическая гибридизация) способы словопроизводства. Окказиональные номинации обладают большей выразительностью, оригинальностью и оценочностью. Кроме того, инновации являются средством словообразовательной игры, акцентируют внимание читателя на актуальных социополитических проблемах и оказывают зрительное воздействие на адресата. Результаты исследования могут представлять интерес для журналистов, а также для специалистов в области словообразовательной неологии.

Ключевые слова
новообразования, ключевые элементы социокультурного пространства, междусловное наложение, заменительная деривация, графическая гибридизация, язык СМИ
Классификатор
Получено
29.09.2020
Дата публикации
29.09.2020
Всего подписок
4
Всего просмотров
99
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Одной из форм современного бытования языка является медиакоммуникация. СМИ формируют сознание аудитории, несут определенную оценку, создают мифологическую реальность, воздействуют на адресата. «Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, массмедиа оказывают влияние на весь строй его мышления, его поведение, на стиль мировосприятия и тип культуры сегодняшнего дня» [Володина 2018: 10].
2 Язык медиакоммуникации характеризуется активным производством словообразовательных неологизмов (новообразований). Инновации привлекают внимание аудитории, появляются из-за необходимости обозначения новых понятий и явлений. С помощью новообразований журналисты выражают собственное отношение к описываемой ситуации. По словам Н. В. Баско, «именно в материалах СМИ получают первую фиксацию новообразования, возникающие в речи носителей языка и являющиеся результатом творческого поиска, оригинального подхода, изобретательности» [Баско 2018: 22].
3 В медийных текстах все большую частотность приобретают новообразования, появление которых связано с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). Новые номинации создаются на базе ключевых лексем социокультурного пространства: вирус, карантин, корона, коронавирус, пандемия, эпидемия, COVID и др. С нашей точки зрения, вышеназванные лексемы отражают болезнь и опасность для человека, страх перед смертью и неизвестностью.
4 В медийной коммуникации распространены новообразования, созданные узуальными способами деривации. Подобные номинации не нарушают словообразовательного стандарта. Так, широко представлены в языке СМИ префиксальные новообразования, возникшие как реакция на ситуацию с коронавирусной инфекцией. Как отмечает Е. А. Земская, «префиксальный способ словообразования (префиксация) – выражение деривационного значения производного слова с помощью префиксов» [Земская 2011: 182]. К наиболее активным морфемам можно отнести иноязычную приставку анти- с семантикой ‘что-либо противоположное, противопоставленное тому или направленное против того, что названо мотивирующим существительным’ [Лопатин, Улуханов 2016: 44]: Apple потребовался антикоронавирус (заголовок). IPhone, как известно, разработан в Калифорнии и изготовлен в Китае, что означает, что и компания Apple страдает от вспышки коронавируса на стороне как спроса, так и предложения (Seldon.News. 28.01.20) ← анти- + коронавирус; Дешевый антивирус привлек полицию (заголовок). Выявлены махинации с поставками препарата от коронавируса (Коммерсантъ. 28.03.20) ← анти- + вирус. Слова коронавирус и вирус обладают негативными семантическими ассоциациями, а производные от них приобретают положительную оценочность. Отметим, что префикс анти- используется и при образовании имен прилагательных: Юморист Максим Галкин продолжает выкладывать в своем Instagram шуточные ролики о борьбе семьи с коронавирусом. «Антипандемический тандем “ГАРРИАЛЛА”. Ударим децибелами по бациллам!» (Московский комсомолец. 27.03.20); «Антикарантинную» вечеринку устроили в одном из клубов Уфы в субботу, 28 марта, несмотря на введенный властями Башкирии режим повышенной готовности из-за распространения коронавируса (Известия.Ru. 29.03.20). Кроме того, приставка анти- может сочетаться с аббревиатурами: Анти-COVID (заголовок). В области приняты беспрецедентные меры по защите населения от угрозы распространения нового коронавируса (НГ-регион. 19.03.20). Таким образом, расширение синтагматических возможностей и особая словообразовательная семантика проявляется у префикса анти- в сочетаемости с аббревиатурами [Замальдинов 2016: 23].
5 Для негативной оценки социальных реалий журналисты используют заимствованный префикс псевдо- с семантикой неистинности: Я считаю, что коронавирус в Китае – это пробный удар по населению этой страны. Китай ведет войну на всех континентах. Январская псевдоэпидемия может быть предупредительным ударом (Президент. 07.02.20); Псевдокарантин: днепровских железнодорожников возят на работу в переполненных вагонах (заголовок) (Днепр вечерний. 30.03.20). «В русском языке интернациональные и исконные (лже-, недо-) аффиксы выступают как типовые маркеры распознанного несоответствия реальности или представлениям говорящего о норме по отношению не только к речевым произведениям, информационным сообщениям и артефактам, но и к другим областям человеческой деятельности, ее результатам и качеству» [Петрухина 2019: 217–218].
6 Специфику национальной реакции на эпидемиологическую ситуацию в мире отражают новообразования, созданные путем чистого сложения. Под чистым сложением мы будем понимать «способ образования слов, при котором опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляет собой чистую основу» [Шведова (гл. ред.) 1980: 137]: Иконовирус (заголовок). Защититься от мировой пандемии Петербург готов, массово целуя святые мощи. Тряпочка и спирт прилагаются (Новая газета. 13.03.20) ← икон(а) + вирус; Пугаловирус (заголовок). Коронавирус поможет одним заработать, другим – набрать политические очки (Наша версия. 23.03.20) ← пугал(о) + вирус. Как видно из примеров, подобные дериваты обладают иронической оценкой.
7 Активность проявляют номинации, созданные неузуальными способами словообразования. Подобные окказионализмы нарушают деривационную норму. «Значительную часть всех новых слов современного русского языка составляют окказионализмы. Наши современники свободнее стали обращаться со словом, сознательно нарушать литературные нормы. Появились совершенно новые, необычные даже для окказионального словообразования модели» [Юдина 2016: 602]. Необходимо отметить, что в связи с широким пониманием сущности окказионализмов мы будем рассматривать потенциальные лексемы как разновидность окказиональных слов.
8 В современной медиакоммуникации зафиксированы новообразования, созданные с помощью междусловного наложения. Подобные номинации характеризуются тем, что при их образовании на финаль основы одной лексемы накладывается омонимичное ей начало другой лексемы: Вирусь, куда ж несешься ты (заголовок). Россия дождалась своего коронавируса (Коммерсантъ. 01.02.20) ← вирус + Русь. В результате гибридизации аббревиатуры КОВИД (COVID) и существительного идиот возникла номинация ковидиот: Ковидиот происходит от двух отдельных слов: «COVID-19» и «идиот». Этим словом называют тех, кто чрезмерно паникует из-за пандемии коронавируса и игнорирует правила защиты от инфекции. Также им называют тех, кто скупает товары в магазинах и аптеках (TCH.ua. 23.03.20) ← ковид + идиот. Для новообразований, созданных междусловным наложением, характерна эффектность, семантическая емкость, ироническая оценка. Новизна и оригинальность подобных номинаций вовлекают читателей в интеллектуальную игру.
9 Вспышки новых вирусных инфекций отражают новообразования, созданные с помощью заменительной деривации. При данном способе словообразования происходит замена корневой или другой неформантной части в узуальной сложной лексеме: Вирус-мажорные обстоятельства (заголовок). Власти РФ готовы учесть фактор эпидемии при исполнении госконтрактов (Коммерсантъ. 10.03.20) – ср. исходное форс-мажорные (обстоятельства). Данная номинация возникла в результате трансрадиксации, т. е. замены одного из корней исходной лексемы. Осмелимся предположить, что способом заменительной деривации образованы новообразования «корона-пицца», «корона-паника», корона-кризис: Глава итальянского МИДа выразил возмущение из-за ролика французского телевидения про пиццу с коронавирусом (заголовок). Французский «Канал+» показал ролик, в котором кашляющий пиццайоло превращает традиционное итальянское блюдо в «корона-пиццу» (радио «Эхо Москвы». 03.03.20); «Корона-паника» на рынках. Удастся ли США поддержать свою экономику (заголовок)? (Baltnews. 17.03.20); Есть сомнение, что героям довирусной политики удастся уговорить итальянцев заплатить повышением налогов и затягиванием поясов за экономический корона-кризис (радио «Эхо Москвы». 25.03.20). Как видно из примеров, в текстах современных СМИ продуктивен начальный элемент корона, который свободно сочетается со словами разных классов. Подобные номинации употребляются с отрицательной коннотацией, которая подкрепляется семантикой мотивирующих лексем и контекстуальным окружением. Отметим, что читатель легко может восстановить производящее слово, так как инновации соотносятся в сознании аудитории с лексемой коронавирус. Кроме того, активизировавшиеся в последнее время номинации со словом корона могут писаться и слитно: Коронасмерть: что защитит Ростовскую область от нового вируса (заголовок). В Китае вспыхнул новый коронавирус: от него погибли 170 человек, по всему миру заражены больше семи тысяч человек (RostovGazeta. 30.01.20); Хайп на смертельном вирусе. На Украине появилась «коронапицца» (заголовок) (т/к «360». 04.02.20); Вирусная коронапаника (заголовок). Коронавирус COVID-19 перестал быть внутренним делом Китая, стремительно расползаясь по странам и континентам. Эффективного лекарства нет, и когда оно появится – неизвестно. Заразиться можно через воду, нечаянно прикоснувшись к больному и даже через слизистую глаз (т/к «Звезда». 02.03.20); В интернете появились коронамошенники, которые рассылают письма якобы от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а при переходе по ссылке воруют данные пользователей. Еще один способ «развода» – организация пожертвований на борьбу с коронавирусом или для помощи уже переболевшим (1rnd.ru. 17.03.20); Коронакризис сдувает пузыри. И накачивает новые (заголовок)? Мир столкнулся с очередным финансовым и экономическим кризисом. Коронавирус нового типа стал классическим «черным лебедем», предсказать который не мог никто (Эксперт. 28.03.20). Отметим, что слово корона может сочетаться не только с именами нарицательными, но и с именами собственными: Коронапутин. Запертые с царем (заголовок). По всей планете шагает новый вирус, а по территории Российской Федерации шагают новые поправки к Конституции (радио «Свобода». 12.03.20). Как видно из примеров, новообразования со словом корона пишутся как слитно, что соответствует действующим правилам орфографии, так и через дефис.
10 В современной медиакоммуникации встречаются и случаи мены префиксоида в узуальном слове: Коронавидение (заголовок). Коронавирус придумали специально, чтобы наши не выиграли. Так пишут в интернете, а интернет врать не будет. Впервые за много лет Россия посылает на престижный конкурс группу с реальными шансами на победу – и вот на тебе: в Нидерландах запрещают собираться более 100 человек, а «Евровидение» – это значительно больше ста (Новая газета. 13.03.20) – ср. исходное «Евровидение» (конкурс). Таким образом, новообразования, созданные с помощью заменительной деривации, имеют ясную семантику, обладают иронической экспрессией, испытывают колебания в написании.
11 Среди неузуальных способов словообразования активность проявляет графическая гибридизация. Подобные номинации характеризуются тем, что в них используется графическое выделение какой-либо части узуальной лексемы: COVIDное постоянство: коронавирус станет сезонной болезнью, как грипп (заголовок) (Известия.Ru. 28.02.20) ← COVID + солидное/завидное; COVIDная перспектива: шипы коронавируса помогли найти эффективное лекарство от него (заголовок). Найден быстрый способ переориентировать уже одобренное для применения в Японии лекарство от хронического панкреатита для подавления инфекции COVID-19 (Известия.Ru. 17.03.20) ← COVID + солидная; COVIDарность (заголовок). В условиях самоизоляции петербуржцы читают детям сказки по телефону, общаются в онлайн-барах и развозят старикам бесплатную еду (Новая газета. 25.03.20) ← COVID + солидарность; COVIDный союз: какую помощь Китай окажет США в борьбе с коронавирусом (заголовок) (Baltnews. 27.03.20) ← COVID + солидный. Можно говорить о том, что авторы статей используют латинографиксацию, под которой мы понимаем «оформление новообразований с помощью графических средств, основанных на кириллице и латинице» [Попова 2013: 167]. Новообразования с иноязычными элементами воздействуют на зрительное восприятие, влекут за собой удвоение смысла. По словам Е. Н. Ремчуковой, «высокая степень распространенности самого приема, его неоправданно широкая эксплуатация… характеризуют это явление именно как массовый лингвокреатив» [Ремчукова 2013: 85].
12 В заключение следует отметить, что в медийной речи появляется большое количество словообразовательных неологизмов на базе ключевых элементов социокультурного пространства. Дериваты от таких лексем могут создаваться с помощью узуальных (префиксация, сложение) и неузуальных (междусловное наложение, заменительная деривация, графическая гибридизация) способов словопроизводства. Новообразования на базе ключевых лексем социокультурного пространства отражают основные тенденции современного общения, являются ярким экспрессивно-оценочным средством. Необходимо отметить, что состав ключевых слов может меняться, так как он зависит от внеязыковых, экстралингвистических факторов.

Библиография

1. Баско Н. В. Креативность в медийной номинации: средства и способы реализации // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2018. № 2. С. 21–29.

2. Володина М. Н. «Медийная культура»: pro et contra (с позиции отечественных и зарубежных исследователей) // Политическая лингвистика. 2018. № 1 (67). С. 10–18.

3. Замальдинов В. Е. Структурные особенности типовых новообразований в медийном словотворчестве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 4. С. 23–25.

4. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2011. 328 с.

5. Лопатин В. В., Улуханов И. С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. 812 с.

6. Петрухина Е. В. Ключевые для современной эпохи словообразовательные модели в русском языке // Русский язык в поликультурном мире: сборник научных статей III Международного симпозиума (8–12 июня 2019 г.) / отв. ред. Е. Я. Титаренко. В 2 т. Т. 1. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. С. 216–223.

7. Попова Т. В. Креолизованные дериваты как элемент русской письменной коммуникации рубежа ХХ–ХХI вв. // Лингвистика креатива-1 / под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 147–176.

8. Ремчукова Е. Н. Массовый лингвокреатив: преодоление стандарта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2013. № 2. С. 83–89.

9. Шведова Н. Ю. (гл. ред.). Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 789 с.

10. Юдина А. Д. Современные тенденции окказионального словообразования // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 602–607.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести