Древнерусский Стрибог и его древнегреческий собрат Астрей
Древнерусский Стрибог и его древнегреческий собрат Астрей
Аннотация
Код статьи
S013161170013904-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Максимов Владимир Иванович 
Аффилиация: Общество исследователей Древней Руси при ИМЛИ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
57-63
Аннотация

Рассматривается происхождение имени древнерусского языческого божества Стрибога, упоминаемого в «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве», и его связь с древнегреческой мифологией. Высказано предположение, что древнерусский Стрибог является отражением древнегреческого бога Астрея, отца более известных богов ветров, дуновение которых у греков соответствовало сторонам света: Борея — бога холодного северного ветра, Зефира — бога теплого западного ветра, Нота — бога горячего южного ветра и Эвра — бога неустойчивого восточного или юго-восточного ветра, в отечественной поэзии часто отождествляемых с порождаемыми ими ветрами. Сродство Стрибога и Астрея заключается не только в подобии их родословных, но и в именах с общим для них корнем str-. Поскольку Астрей являлся не только прародителем ветров, но и отцом Венеры и других звезд, есть основания считать Стрибога не только дедом ветров, но и славянским богом ночного неба.

Ключевые слова
Древняя Русь, язычество, «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»
Классификатор
Получено
18.03.2021
Дата публикации
19.03.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
85
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Налетели ветры злые
2 Да с восточной стороны
3 И сорвали черну шапку
4 С моей буйной головы.
5 Из казацкой песни.
6 Древнерусское языческое божество по имени Стрибог впервые упоминается в «Повести временных лет» среди древнерусских богов, кумиры которых в 6488 (980) г. киевский князь Владимир Святославич поставил в Киеве на холме около своего двора. «И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ и постави кумиры на холму вне двора теремного – Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».
7 При том, что Стрибог упоминается в других, более поздних, древнерусских текстах1, единственным источником, в котором он упомянут в контексте, пригодном хоть для какого-то толкования, является «Слово о полку Игореве», хотя упоминание этого языческого бога в начале описания главного, трагического для войск Игоря, сражения большой смысловой нагрузки, видимо, не несет, а является просто элементом расцвечивания повествования с использованием известных автору мифологических сюжетов:
1. В статье «Стрибог» в Словаре-справочнике «Слова о полку Игореве» [Виноградова (сост.) 1969: 235] приведены упоминания Стрибога в религиозных антиязыческих текстах XIV‒XV и XVII вв.
8 «Се вѣтри, Стрибожи внуци,
9 вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы!»
10 В целом роль Стрибога в древнерусских (и славянских) языческих верованиях не ясна. Однако летописец поставил его непосредственно после Дажьбога, который был одним из важнейших богов русичей, покровителем русского народа, названного в «Слове о полку Игореве» «Даждьбожим внуком», и такое положение означает, что сфера влияния Стрибога была значительной. Вряд ли она ограничивалась лишь управлением ветрами. Это отмечали еще Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров: «Относительно связи Стрибога с Дажьбогом и их противопоставления известно немногое. Тем не менее, там, где упоминается имя Стрибога в перечислениях богов, оно находится в соседстве с именем Дажьбога... Кроме того, эти два имени бога соотнесены друг с другом как сложные слова с одинаковым вторым компонентом (-богъ)» [Иванов, Топоров 1965: 23]. Хотя в толковании полномочий Стрибога они не пошли дальше довольно лапидарного – «В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря, что, видимо, указывает на атмосферные функции Стрибога» [Токарев (гл. ред.) 1987: 946; Мелетинский (гл. ред.) 1990: 503]. Поскольку неясно, что имеется в виду под ученым высказыванием «атмосферные функции», то фактически толкователи не сильно продвинулись в сравнении с пояснением, данным первыми издателями «Слова» в подстрочном комментарии: «Стрибогъ (Славенскiй Эолъ) кумиръ во время язычества въ Кiевѣ Боготворимый; ему приписывали власть надъ вѣтрами».
11 Вследствие недостаточности представлений о функциях Стрибога его толкование, при сохранении за ним функции бога ветров, разными исследователями варьируется от дополняющего Дажьбога в создании благ до противостоящего ему в злобном разрушении [Творогов (отв. ред.) 1995: 68‒69].
12 В «Этимологическом словаре» М. Фасмера [Фасмер 1987: 777] представлено несколько разнородных этимологий происхождения имени этого древнерусского бога, приводящих к «возвышенный бог», «устроитель добра» (от строить), «уничтожающий, истребляющий бог», «сеющий бог» (от простереть), «бог-отец», «бог войны». Высказывалось также предположение, что оно восходит к санскритскому корню striпростирать, расширять и prastāraпростор, простирание, пространство [Гусева 1970: 335].
13 Французский лингвист М. Вей предположил, что Стрибог является старшим из славянских богов. При этом он исходил из предпосылки о бытовавшем у древних славян представлении «небо-отец», противопоставляемом «матери-земле». Полагая возможным происхождение первой части имени Стрибог из индоевропейского *ptrī- (ср. лат. pater) и подкрепив свои рассуждения ссылкой на текст, в котором в тандеме с Дажьбогом Стрибог поставлен на первое место, он предложил считать Стрибога богом неба как бога-отца [Вей 1958: 96‒99]2.
2. М. Фасмер, однако, считает этимологию слова, предложенную М. Веем, недостаточно убедительной [Фасмер, там же].
14 Приняв толкование М. Вея, небесным богом-отцом считал Стрибога Б. А. Рыбаков [Рыбаков 1987 : 431]. Со старшинством Стрибога согласен и Ф. С. Капица, полагающий происхождение имени от корня «стри» как в древнерусском «стрый» («старший», «дядя по отцу») [Капица 2006: 101].
15 На этом фоне разнородных гипотез наиболее близким по смыслу к упоминанию Стрибога в «Слове о полку Игореве» остается мнение первых издателей о нем как славянском Эоле. Насколько оно справедливо? По версии Гомера, Эол – повелитель ветров, царь на острове Эолия, которого во время своих странствий посетил Одиссей. Прощаясь с Одиссеем, Эол велел попутным ветрам дуть в паруса Одиссея и дал ему на дорогу зашитый кожаный мешок со встречными ветрами, наказав не открывать его. И конечно же, в «Слове» при упоминании ветров как Стрибожьих внуков речь идет в злых ветрах, дующих навстречу полкам Игоря. То же самое видим и в плаче Ярославны:
16 «О ветер, ветрило! Зачем, господин, сильно веешь? Зачем несешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на моего лады воинов?»
17 Поэтому посыл в сторону древнегреческой мифологии, видимо, правильный.3
3. Попытки установления соответствия Стрибога древнегречеcким богам предпринимались и ранее [Петр 1904].
18 Отметим, однако, что власть – это не родословная, а автор «Слова о полку Игореве» определил ветры внуками Стрибога. Между тем в древности родословную богов чтили ничуть не меньше, чем родословную правителей. В древнегреческой мифологии есть бог Астрейотец богов ветров. Более известны сыновья последнего: Борей, Зефир, Нот и Эвр – боги ветров (северного, западного, южного и (юго-)восточного). При этом довольно легко просматривается не только общность корневого -стр-4, но и совпадение «колен»: Астрейотец богов ветров, а в соответствии с текстом «Слова о полку Игореве» Стрибог – прародитель, дед ветров. Таким образом, «генеалогическое дерево» выглядит так: старшие боги-родоначальники Астрей и Стрибог, затем идут их дети, боги ветров (у греков – Зефир, Нод, Борей, Эвр) и потом – их внуки, собственно безымянные ветры. И здесь нужно отметить удивительную точность автора «Слова», определившего ветры как Стрибожьих внуков.
4. Однокоренными, очевидно, являются немецкое Stern и английское star.
19 Несмотря на одинаковый семейный род занятий, Астрей и Стрибог сами богами ветров, очевидно, не являются – они старше коленами, они – отцы богов ветров и деды собственно ветров. Так кто же они? Само имя Астрей означает звездный. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона [Брокгауз, Ефрон (изд.) 1890: 366] говорится: «Астрей (греч. Άστράιος) ‒ в греческом предании сын титана Криоса и Эврибии; по Гесиоду, он производил вместе с Эосом (Авророй) ветры ‒ Зефир, Борей, Нот, равно как и Геспер (планета Венера. ‒ В. М.) и другие звезды; у Овидия ветры называются поэтому «Fratres Astraei» (комментаторы поясняют – не братья Астрея, а братья по Астрею как отцу. ‒ В. М.)». А поскольку ночной небосвод со звездами очевидным образом вращается вокруг Земли, то Астрей мог быть не только отцом ветров, олицетворявших движение в земной природе, но и богом движения вообще (мирового).
20 Таким образом, происхождение имен от одного корня и подобие «родословных» дают основание полагать, что Стрибог являлся славянским дубликатом Астрея и богом звездного неба. Отметим даже некоторое совпадение с представлением М. Вея о Стрибоге как боге неба, хотя, конечно, бог Солнца Дажьбог главнее бога звезд. Но когда Хорс-Дажьбог спал, за жизнью на Земле наблюдал ночной бог ‒ Стрибог.

Библиография

1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. (изд.). Энциклопедический словарь. Т. 2. СПб.: Типо-литогр. Ефрона, 1890. 497 с.

2. Вей М. К этимологии древнерусского Стрибогъ // Вопросы языкознания. 1958. № 3. С. 96‒99.

3. Виноградова В. Л. (сост.) Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: в 6 выпусках. Вып. 5. М.–Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. 264 c.

4. Гусева Н. Р. К вопросу о значении имен некоторых персонажей славянского язычества // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М.: Наука, 1970. С. 334‒339.

5. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. 245 с.

6. Капица Ф. С. Тайны славянских богов. М.: РИПОЛ классик, 2006. 416 с.

7. Мелетинский Е. М. (гл. ред.). Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

8. Петр В. И. Об этимологическом значении слова «Стрибог» в связи с индийским Сарамеем и греческим Гермесом // Изборник Киевский. Киев, 1904. С. 106‒118.

9. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. 790 с.

10. Творогов О. В. (отв. ред.). Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: в 5 т. Т. 5. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. 398 с.

11. Токарев С. А. (гл. ред.). Мифы народов мира: в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1987. 719 с.

12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. 2-е изд. Т. 3. М.: Прогресс, 1987. 832 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести