- Код статьи
- S032103910010638-4-
- DOI
- 10.31857/S032103910010638-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 80 / Выпуск 4
- Страницы
- 1103-1114
- Аннотация
Статья посвящена анализу двух понятий, встречающихся в сочинениях римского папы Льва Великого (440–461): «дела божественные» (res divinae), которые, по мнению папы, относятся к Церкви и управляются «священниками» (sacerdotes), и «дела мирские» (res saeculares), которые относятся к ведению римского императора. Эти понятия, трактовку которых первым из римских понтификов предложил Лев, в дальнейшем были восприняты одним из его преемников Геласием I (492–496) и легли в основу представленной последним системы взглядов, обыкновенно называемой геласианской теорией, из которой впоследствии выросла и средневековая теория двух мечей. В статье исследуются время и политические обстоятельства, при которых папа Лев сформулировал свой взгляд на разделение «дел мирских» и «дел божественных». Необходимость указать на различие обеих сфер возникла в результате неудовлетворительных для папства результатов Эфесского и Халкидонского соборов 449 и 451 г., созванных императорами Феодосием II (407–450) и Маркианом (450–457). Папа Лев сделал первую в истории папства попытку оспорить императорские решения, принятые на этих соборах, утверждая, что к компетенции императора по преимуществу относятся дела светские, в то время как дела духовные имеют другое свойство и должны управляться священниками (sacerdotes). При этом папа Лев игнорировал те полномочия римского императора in sacris (в священных делах), которые последний имел как гарант и исполнитель публичного права. Попытка папы не была успешной: к концу своего понтификата он вполне согласился с руководящей ролью императора в церковных делах.
- Ключевые слова
- res divinae, res saeculares, теория Геласия, теория двух мечей, папа Лев Великий, папа Николай I, император Феодосий II, император Маркиан, папское первенство, царство и священство
- Дата публикации
- 28.12.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 261
Библиография
- 1. Batiffol, P. 1924a: Le siège apostolique (359–451). Paris.
- 2. Batiffol, P. 1924b: Petrus initium episcopatus. Revue des sciences religieuses 4, 440–453.
- 3. Benson, R.L. 1982: The Gelasian doctrine: uses and transformations. In: G. Makdisi, D. Sourdel, J. Sourdel-Thomine (eds.), La notion d’autorité au Moyen Age: Islam, Byzance, Occident. Colloques internationaux de La Napoule, session des 23–26 octobre 1978. Paris, 13–44.
- 4. Berger, A. 1953: Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia.
- 5. Bishop, J.C. 1980: Pope Nicolas I and the First Age of Papal Independence. PhD Thesis. Columbia University.
- 6. Blaudeau, Ph. 2012: Between Petrine ideology and Realpolitik. The see of Constantinople in Roman geo-ecclesiology (449–536). In: L. Grig, G. Kelly (eds.), Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity. Oxford–New York, 364–384.
- 7. Боровой, В. Рим, Константинополь и христианский Восток в период «акакианской схизмы» (484–518 гг.). Минск.
- 8. Bougard, F. 2000: Niccolò I, santo. In: Enciclopedia dei papi. Vol. 2. Roma, 1–22.
- 9. Bury, J.B. 1931: History of the Later Roman Empire. From the Death of Theodosius I to the Death of Justinian (A.D. 395 to A.D. 565). Vol. 1. London.
- 10. Caspar, E. 1933: Geschichte des Papsttums. Vol. 2. Tübingen.
- 11. Caspary, G.E. 1979: Politics and Exegesis: Origen and the Two Swords. Berkeley–Los Angeles–London.
- 12. Dvornik, F. 1951: Emperors, popes, and general councils. Dumbarton Oaks Papers 6, 1–23.
- 13. Dvornik, F. 1970: The Photian Schism: History and Legend. Cambridge.
- 14. Dvornik, F. 1974: Photius, Nicholas I and Hadrian II. In: F. Dvornik, Photian and Byzantine Ecclesiastical Studies. London, 33–50.
- 15. Dyson, R.W. 2009: Medieval Rulers and Political Ideology. In: C. Lansing, Ed.D. English (eds.), A Companion to the Medieval World. London, 354–371.
- 16. Ensslin, W. 1955: Auctoritas und Potestas. Zur Zweigewaltenlehre des Papstes Gelasius I. Historisches Jahrbuch 74, 661–668.
- 17. Fichtenau, H. 1957: Arenga. Spätantike und Mittelalter im Spiegel von Urkun-denformeln. Graz–Köln.
- 18. Field, L.L. 1998: Liberty, Dominion, and the Two Swords: On the Origins of Western Political Theology (180–398). Notre Dame, Ind.
- 19. Frend, W.H.C. 1972: The Rise of the Monophysite Movement: Chapters in the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries. London.
- 20. Грацианский, М.В. Папа Лев Великий и его толкование 6-го Никей-ского канона. В сб.: Церковь в истории России. Сб. 11. М., 159–175.
- 21. Грацианский, М.В. «Акакианская» или все же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише. ВВ 100, 44–63.
- 22. Грацианский, М.В. Борьба римского папы Льва Великого за церковное первенство в контексте восточных соборов и императорской церковной политики. ВВ 102, 46–70.
- 23. Грацианский, М.В., Кузенков, П.В. Папа Лев Великий и пасхалисти-ческие споры середины V в. в контексте межцерковных и церковно-государственных отношений. ВВ 102, 71–95.
- 24. Грацианский, М.В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование ис-ключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим. Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской православной церкви 89, 27–48.
- 25. Грацианский, М.В. Исторический и идейный контекст послания па-пы Геласия I «Famuli vestrae pietatis». ВВ 103, 85–112.
- 26. Greinacher, A. 1909: Die Anschauungen des Papstes Nikolaus I. über das Verhältnis von Staat und Kirche. Berlin–Leipzig.
- 27. Grill, J. 1904: Der Primat des Petrus. Eine Untersuchung. Tübingen.
- 28. Haller, J. 1951: Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. 2. Aufl. Bd. 2. Stuttgart.
- 29. Hoffmann, H. 1964: Die beiden Schwerter im hohen Mittelalter. Deutsches Ar-chiv für Erforschung des Mittelalters 20, 78–114.
- 30. Hofmann, F. 1953: Der Kampf der Päpste um Konzil und Dogma von Chalkedon von Leo dem Großen bis Hormisdas (451–519). In: A. Grill-meier, H. Bacht (Hrsg.), Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. Bd. II. Entscheidung um Chalkedon. Würzburg, 13–94.
- 31. Hoskin, M. 2015: Prolegomena to a Critical Edition of the Letters of Pope Leo the Great. A Study of the Manuscripts. PhD Thesis. The University of Edinburgh.
- 32. Jalland, T. 1941: The Life and Times of St. Leo the Great. London.
- 33. Jasper, D., Fuhrmann, H. 2001: Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington.
- 34. Jones, A.H.M. 1964: The Later Roman Empire 284–602. Vol. 1. Oxford.
- 35. Kaldellis, A. 2015: The Byzantine Republic. People and Power in New Rome. Cambridge (MA)– London.
- 36. Kissling, W. 1921: Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Großen bis Gelasius I. (440–496). Paderborn.
- 37. Knabe, L. 1936: Die gelasianische Zweigewaltenlehre bis zum Ende des Investiturstreits. Berlin.
- 38. Кофанов, Л.Л. (ред.): Дигесты Юстиниана. Перевод с латинского. Т. I. М.
- 39. Кузенков, П.В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия 53, 25–51.
- 40. Langen, J. 1892: Geschichte der römischen Kirche von Nikolaus I. bis Gregor VII. Bonn.
- 41. Lecler, J. 1931: L’argument des deux glaives (Luc. XXII, 38) dans les controverses politiques du Moyen Âge: ses origines et son développement. Recherches de science religieuse 21/3, 299–339.
- 42. Levison, W. 1952: Die mittelalterliche Lehre von den beiden Schwertern. Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters 9, 14–42.
- 43. Maccarrone, M. 1962: „Cathedra Petri“ und die Idee der Entwicklung des päpstlichen Primats vom 2. bis 4. Jahrhundert. Saeculum 13, 278–292.
- 44. Markus, R.A. 1991: The Latin Fathers. In: J.H. Burns (ed.), The Cambridge History of Medieval Political Thought c. 350 – c. 1450. Cambridge, 92–122.
- 45. Максимович, К.А. Церковные новеллы св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) в современном русском переводе: из опыта работы над проектом. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия 17, 27–44.
- 46. Ottmann, H. 2004: Geschichte des politischen Denkens. Von den Anfängen bei den Griechen bis auf unsere Zeit. Bd. 2.2. Stuttgart.
- 47. Perels, E. 1912: Die Briefe Papst Nikolaus’ I. Die Handschriften. Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde 37, 535–586.
- 48. Perels, E. 1914: Die Briefe Papst Nikolaus’ I. Die kanonische Überlieferung. Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde 39, 43–153.
- 49. Perels, E. 1920: Papst Nikolaus I. und Anastasius Bibliothecarius: Ein Beitrag zur Geschichte des Papsttums im neunten Jh. Berlin.
- 50. Powell, D. 2008: Haeres Petri: Leo I and church order. International Journal for the Study of the Christian Church 8–3, 203–210.
- 51. Rainer, J.M. 2006: Römisches Staatsrecht. Republik und Prinzipat. Darmstadt.
- 52. Riché, P. 1994: Nicolas Ier. In: Ph. Levillain (dir.), Dictionnaire historique de la papauté. Paris, 1161–1163.
- 53. Robinson, I.S. 1991: Church and papacy. In: J.H. Burns (ed.), Cambridge History of Medieval Political Thought c. 350 – c. 1450. Cambridge, 252–305.
- 54. Schwartz, E. 1926: Das Nicaenum und das Constantinopolitanum auf der Synode von Chalkedon. Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche 25, 38–88.
- 55. Stein, E. 1959: Histoire du Bas-Empire. Vol. 1. Paris.
- 56. Stockmeier, P. 1959. Leo I. des Grossen Beurteilung der kaiserlichen Religionspolitik. Μünchen.
- 57. Studer, B. 1980: Leo der Grosse und der Primat des römischen Bischofs. In: J. Brantschen, P. Selvatico (Hrsg.), Unterwegs zur Einheit. Festschrift für Heinrich Stirnimann. Freiburg, 617–630.
- 58. Thiel, A. 1859: De Nicolao papa I commentationes duae historico-canonicae. Vol. 1–2. Brunsbergae.
- 59. Thiel, A. (ed.) 1868: Epistulae Romanorum pontificum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a S. Hilaro usque ad Pelagium II. Brunsbergae.
- 60. Ullmann, W. 1960: Leo I and the theme of papal primacy. Journal of Theological Studies 11, 25–51.
- 61. Ullmann, W. 1970: The Growth of Papal Government in the Middle Ages: A Study in the Ideological Relation of Clerical to Lay Power. 3rd ed. Lon-don.
- 62. Ullmann, W. 1978: Der Grundsatz der Arbeitsteilung bei Gelasius I. Histori-sches Jahrbuch 97–98, 41–70.
- 63. Ullmann, W. 1981: Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. Stuttgart.
- 64. Вальденберг, В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII в. СПб.
- 65. Voigt, K. 1965: Staat und Kirche von Konstantin dem Grossen bis zum Ende der Karolingerzeit. Stuttgart.
- 66. Wessel, S. 2008: Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome. Leiden–Boston.
- 67. Виллемс, П. Римское государственное право. Вып. 2. Пер. с 6 изд. Киев.
- 68. Wojtowytsch, M. 1981: Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart.
- 69. Ziegler, A.K. 1942: Pope Gelasius I and his Teaching on the Relation of Church and State. Catholic Historical Review 27, 412–437.