Город и монастырь: рассказы о дарении пищи из палийской Винаи («Суттавибханга» и «Махавагга»)
Город и монастырь: рассказы о дарении пищи из палийской Винаи («Суттавибханга» и «Махавагга»)
Аннотация
Код статьи
S032103910013521-6-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Александрова Наталия Владимировна 
Должность: старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; доцент, старший научный сотрудник Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ
Адрес: Moscow
Русанов Максим Альбертович
Должность: профессор Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ
Аффилиация: Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
62-79
Аннотация

Виная – свод правил поведения буддийских монахов и монахинь, включающий также пояснительный нарративный материал – содержит целый ряд рассказов о получении подвижниками милостыни. Ценность этих историй в том, что в них представлены разнообразные бытовые, повседневные ситуации, которые отражают отношения, возникавшие между древнеиндийской монашеской общиной и окружавшим ее социумом. Задача данной статьи – выявить проблемы, волновавшие составителей Винаи, и показать, что различные взаимосвязи между городом и монашеской общиной способствовали формированию новой социальной иерархии, отличавшейся от традиционной. Заинтересованность в этом проявлялась именно в городской среде, поскольку в ней наиболее остро ощущалось несоответствие статуса и материального благосостояния.

Ключевые слова
буддизм, палийский канон, Виная, древнеиндийский город, буддийская монашеская община
Классификатор
Получено
14.09.2020
Дата публикации
29.03.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
75
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S032103910013521-6-1 Дата внесения исправлений в статью - 20.01.2021
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Александрова, Н.В. Путь и текст. Китайские паломники в Индии. М. 2008.

2. Александрова, Н.В., Сакральная топография Бодх-гаи и текстовая традиция. Вестник Института востоковедения РАН 5, 38‒47. 2018.

3. Александрова, Н.В., Русанов, М.А. Бодхисаттва на берегу Найранджаны: история развития сюжета. В сб.: И.С. Смирнов (ред.), Indologica. Сборник статей памяти Т.Я. Елизаренковой. Кн. 2. М., 21‒62. 2012.

4. Александрова, Н.В., Русанов, М.А. Первое подношение Будде: бедная трапеза и богатство смыслов. Часть II. Вестник Института востоковедения РАН 2, 143‒154. 2109b.

5. Александрова, Н.В., Русанов, М.А., Комиссаров, Д.А. Лалитави-стара. Сутра о жизни Будды. Рождение. М. 2017.

6. Anālayo, Bh. 2017: Vinaya Studies. Taipei.

7. Crosta, A. 2015: Cibo e salute nella ciotola del Buddha. Torino.

8. Daswani, R. 2006: Buddhist Monasteries and Monestic Life in Ancient India (From the Third Century BC to the Seventh Century AD). Delhi.

9. Edgerton, F. 1998: Buddhist Hybrid Sanskrit Grammar and Dictionary. Vol. II. Dictionary. Delhi.

10. Findly, E.B. 2003: Dana. Giving and Getting in Pali Buddhism. Delhi.

11. Frauwallner, E. 1956: The Earliest Vinaya and the Beginnings of Buddhist Literature. Roma.

12. Glasenapp, H. von. 1999: Jainism. An Indian Religion of Salvation. Delhi.

13. Holt, J.C. 2015: Discipline. The Canonical Buddhism of the Vinayapiṭaka. Delhi.

14. Johnson, W.J. 1995: Harmless Souls. Karmic Bondage and Religious Change in Early Jainism with Special Reference to Umāsvāti and Kun-dakunda. Delhi.

15. Malalasekera, G.P. 1960: Dictionary of Pāli Proper Names. Vol. I‒II. Lon-don.

16. Oldenberg, H. (ed.) 1879: The Vinaya Piṭakaṃ: One of the Principal Buddhist Holy Scriptures in the Pāli Language. Vol. I. The Mahāvagga. Lon-don‒Edinburgh.

17. Oldenberg, H. (ed.) 1882: The Vinaya Piṭakaṃ: One of the Principal Buddhist Holy Scriptures in the Pāli Language. Vol. IV. The Suttavibhaṅga, Se-cond Part. London‒Edinburgh.

18. Rau, W. 1957: Staat und Gesellschaft im alten Indien nach den Brāhmaṇa-Texten dargestellt. Wiesbaden.

19. Романов, В.Н. Древнеиндийские представления о царе и царстве. ВДИ 4, 26‒33. 1978.

20. Романов, В.Н. Что значит «говорить сатью». По материалам «Ша-тапатха-брахманы». В сб.: В.В. Глебкин (сост.), Труды по культур-ной антропологии. Памяти Григория Александровича Ткаченко. М., 144‒167. 2002.

21. Романов, В.Н. «Шатапатха-брахмана». Кн. Х. Тайная. М. 2010.

22. Schopen, G. 1997: Bones, Stones, and Buddhist Monks: Collected Papers on the Archaeology, Epigraphy, and Texts of Monastic Buddhism in India. Honolulu.

23. Сыркин, А.Я. Упанишады. Перевод с санскрита, предисловие и комментарий. М. 1991.

24. Waldschmidt, E. 1967: Beiträge zur Textgeschichte des Mahāparini-rvāṇasūtra. In: E. Waldschmidt (Hrsg.), Von Ceylon bis Turfan. Schrif-ten zur Geschichte, Literatur, Religion und Kunst des indischen Kultur-raumes. Göttingen, 80‒119.

25. Захарьин, Б. Джатаки. Перевод с пали. М. 1979.

26. Железнова, Н.А. Еда как базовый элемент формирования идентич-ности в джайнской традиции. В сб.: Вкус Востока. Гастрономиче-ские традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. М., 101‒115. 2018.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести