Новые явления в нелегальной миграции из Африки южнее Сахары в страны Евросоюза и США
Новые явления в нелегальной миграции из Африки южнее Сахары в страны Евросоюза и США
Аннотация
Код статьи
S032150750007026-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Жамбиков Александр Мунирович 
Должность: Соискатель Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
64-69
Аннотация

В статье рассматриваются причины нелегальной миграции из Африки южнее Сахары в страны Евросоюза и в США в контексте глобализации. Анализируется ситуация с нелегальной миграцией на современном этапе, ее характерные черты, движущие силы и опыт противодействия ей со стороны развитых стран. Особое внимание уделяется новым явлениям в нелегальной миграции и политическому измерению проблемы, а также возможным мерам ее урегулирования на разных уровнях. Отмечается, что противодействие нелегальной миграции эффективно лишь при условии взаимодействия между принимающими государствами и странами исхода.

Ключевые слова
нелегальная миграция, трудовые мигранты, беженцы, Европейский Союз, Африканский Союз, санкции
Классификатор
Дата публикации
02.12.2019
Всего подписок
74
Всего просмотров
2187
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В последнее десятилетие проблема нелегальной миграции в развитых странах вышла на первый план и обрела политическое измерение. Это наглядно демонстрируют победы консервативно настроенных политиков на выборах в США в ноябре 2016 г., в Австрии – в октябре 2017 г. и в Италии – в марте 2018 г. Во всех этих случаях правые активно использовали антииммигрантскую риторику в своей предвыборной агитации.
2 Вместе с тем, последствия нелегальной миграции не остались незамеченными и в развивающихся странах. Репортаж американского канала CNN о рынках рабов в Ливии [1], вышедший на телеэкраны в ноябре 2017 г., вызвал бурю негодования в странах Африки южнее Сахары (АЮС). Речь шла о торговле молодыми африканцами, которые пытались проникнуть на территорию Евросоюза через Ливию, но были задержаны и выставлены на продажу в качестве сельскохозяйственных рабочих по цене в $400. Озабоченность сложившейся ситуацией выразили председатель Афросоюза египетский лидер Абдель Фаттах ас-Сиси, президенты Гвинеи – Альфа Конде [2], Ганы – Нана Акуфо-Аддо [3] и другие главы африканских государств.
3 Положение мигрантов в Ливии стало основной темой пятого саммита «Африканский союз – Европейский союз» в Абиджане в ноябре 2017 г. В совместном заявлении по его итогам был обозначен комплекс мер по возвращению пострадавших мигрантов в страны происхождения [4].
4

НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ

5 Под нелегальной, или нерегулярной, миграцией по терминологии Международной организации по миграции (МОМ) понимается передвижение людей в нарушение нормативно-правовых норм стран происхождения, транзитных стран и стран назначения [5]. То есть нелегальной миграцией считается не только пересечение границы без необходимых документов (паспорта или въездной визы), но и пребывание в принимающем государстве по истечении срока действия визы.
6 В фокусе внимания СМИ находится, прежде всего, незаконное пересечение границ большими массами людей, т.е. наиболее опасный для мигрантов способ межтерриториального передвижения. По данным МОМ, с 2000 по 2017 гг. при пересечении Средиземного моря погибло более 33 тыс. человек [6, p. 5].
7 Тем не менее, нарушителей режима пребывания, въезжающих в ту или иную страну на законных основаниях, может быть значительно больше, чем лиц, незаконно пересекающих границу. По информации американского издания The Atlantic, за последние десять лет число случаев невыезда из США после истечения срока действия визы вдвое превысило количество незаконных пересечений границы [7].
8 Подобная ситуация в значительной мере характерна и для Евросоюза. Общее количество мигрантов африканского происхождения в странах ЕС оценивается в 31 млн человек [8]; при этом 40-50% из них составляют нелегалы [9]. Таким образом, численность нелегальных мигрантов из стран АЮС, проживающих в государствах Евросоюза, можно оценить в 12-15 млн человек. Вместе с тем, по информации МОМ, с 1970 г. число лиц, нелегально пересекших Средиземное море, достигает всего 2,5 млн [6, p. 9]. Причем речь идет как об африканцах, так и о выходцах из стран Магриба. В связи с тем, что средиземноморские маршруты рассматриваются как основной источник поступления в Евросоюз мигрантов, незаконно пересекающих границу [10], напрашивается вывод, что большинство нелегалов – это лица, въехавшие на территорию стран – членов ЕС на законных основаниях и оставшиеся там после окончания сроков действия визы.
9 Пословица гласит: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Ни для кого не секрет, что в большинстве случаев причиной переселения является поиск лучших условий существования. Однако важно различать экономические и политические причины миграции. В первом случае речь идет о трудовых мигрантах, пересекающих границы, стремясь найти достойный (по их меркам) заработок, во втором – о беженцах, вынужденных покинуть страну происхождения из-за преследований по расовым, этническим, религиозным, социальным и другим мотивам.
10 Это и есть объективные причины миграции, однако на деле их не так просто выявить. Трудовые мигранты нередко стараются маскироваться под беженцев для получения пособий и социальных льгот. Подобные «беженцы» нередко прибывают из стран, где отсутствуют вооруженные конфликты и не замечено массовых нарушений прав человека.
11 Вместе с тем, основными источниками миграции из Африки южнее Сахары не всегда становятся самые бедные страны. По данным информационно-аналитического агентства Pew Research Center, наибольшее число мигрантов в Евросоюз и в США прибывает из Нигерии и Ганы [11], не входящих в группу наименее развитых стран. Впрочем, для этих государств характерна перенаселенность: плотность населения в Нигерии достигает 212 человек на 1 кв. км, в Гане – 124 [12].
12 Проведенные агентством опросы свидетельствуют о том, что число людей, которые эмигрировали бы в случае благоприятных обстоятельств, в Гане составило 75% опрошенных, в Нигерии - 74%. Для сравнения, в Танзании, которая уступает двум вышеупомянутым странам по большинству социально-экономических показателей, доля желающих эмигрировать достигает лишь 43% [11]. Между тем, если в Нигерии вооруженное противостояние из-за деятельности террористической группировки «Боко Харам» преимущественно затронуло несколько штатов, то в Гане в последние два десятилетия крупных вооруженных конфликтов не было вовсе.
13 Все это свидетельствует о том, что ключевым мотивом для переселения за рубеж является недовольство жизнью на родине, основанное как на объективных показателях, так и на их субъективном восприятии.
14

НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ОТЛАЖЕННЫЙ БИЗНЕС: СПОСОБЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ ЗА РУБЕЖ

15 При высоком спросе на эмиграцию в ряде стран АЮС возникло предложение на услуги по отправке мигрантов за границу. Многие африканцы готовы платить по несколько тысяч долларов за возможность переезда в развитые страны. По информации ганского издания Ghana Business News, в 2018 г. женщина-предприниматель отдала посредникам, обещавшим помочь ей и ее мужу получить американские визы, автомобиль «Ниссан Алтима» стоимостью около $15 тыс. и заплатила еще $600 [14].
16 Так называемая торговля визами для въезда в США и государства – члены ЕС приобрела в Гане массовый характер. В ноябре 2016 г. СМИ сообщили о закрытии в столице страны Аккре «фальшивого» посольства США, которое в течение 10 лет выдавало «действующие» визы. В ходе задержания было изъято более 150 паспортов с «визами» США, Евросоюза, Индии и Южной Африки. По информации британского издания The Guardian, речь шла о полицейской операции, в ходе которой была пресечена деятельность преступной группировки, оказывавшей содействие местным жителям в выезде за границу [14]. При оформлении виз с участием посредников, как правило, используются подложные документы. В ноябре 2016 г. 20 заявителей были арестованы в посольстве Германии в Гане в связи с предоставлением фальшивых выписок из банковских счетов для получения виз [15].
17 Преступные группировки, способствующие миграции из АЮС в развитые страны, нередко маскируются под легальные турфирмы и имеют разветвленные сети с агентами в странах назначения, помогающие оформлять приглашения, необходимые для получения виз. Нелегалы могут проникать в развитые страны под видом туристов, предпринимателей или студентов – в зависимости от того, визу какого типа им проще получить.
18 Для обретения краткосрочных виз могут быть использованы различные предлоги: общественные и научные конференции, спортивные соревнования, молодежные форумы или краткосрочные языковые курсы. После пересечения границы иностранные участники подобных мероприятий могут исчезнуть из поля зрения властей страны пребывания и пополнить армию нелегальных мигрантов. Агенты «турфирм» тщательно изучают правила получения виз различных стран; при возникновении сложностей в одном государстве они переключаются на другие. Наиболее уязвимым в данной ситуации оказывается Евросоюз, правила получения въездных виз на территорию которого могут существенно различаться в зависимости от конкретной страны. Преступники ищут слабые места и перенаправляют в них миграционные потоки.
19 Немалые средства «зарабатывают» и лица, занимающиеся перевозкой мигрантов через Средиземное море. По данным The Guardian, т.н. билет из Туниса в Италию в 2017 г. обходился для мигранта в 2-3 тыс. евро [16]. При нелегальной транспортировке людей использовались не предназначенные для этого суда, и подобного рода путешествия были крайне опасны. Об этом свидетельствует высокая смертность при пересечении Средиземного моря.
20 Безусловно, проникновение в развитые страны из Африки южнее Сахары с использованием действительных виз намного безопаснее, чем путешествие через Сахару с последующим пересечением Средиземного моря. Но это дороже и сложнее: нужно оплачивать услуги посредников в получении визы (до нескольких тысяч долларов [17]), стоимость авиабилетов (как минимум, несколько сот долларов). Все это не исключает возможность аннулирования визы при въезде в страну назначения с дальнейшей отправкой пассажира обратно. Стоимость авиабилетов и визовые расходы при этом не компенсируются.
21 Естественно, в результате незаконной или полуподпольной деятельности по содействию миграции страдают клиенты, обращающиеся к посредникам за содействием. Многие африканцы, желающие переселиться в Европу, не имеют представления о странах, куда они направляются, их законах, традициях и обычаях. Во многих случаях их попросту обманывают в государстве назначения, предоставляя им визы, не дающие права на легальное трудоустройство, а затем принуждают работать нелегально, а то и вовсе нарушать закон. Попав в незнакомую среду, мигранты оказываются беззащитными из-за незнания языка и становятся легкой добычей для более хитрых соотечественников, долгое время проживших за границей. Именно за счет нелегальных мигрантов пополняются бордели и подпольные фабрики, финансирующие организованную преступность.
22

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

23 В условиях сложной ситуации с нелегальной миграцией развитые страны разрабатывают и совершенствуют комплекс мер, направленных на противодействие ей. Условно подобные меры можно разделить на стратегические и тактические. Первые призваны повлиять на ситуацию в целом и устранить причины нелегальной миграции.
24 Наиболее ярко стратегический подход иллюстрирует совместная декларация по итогам пятого саммита Афросоюза и Евросоюза, состоявшегося в Абиджане в ноябре 2017 г. В качестве возможных мер по изменению текущей ситуации с незаконной миграцией были упомянуты содействие странам Африки в обеспечении экономического развития, в т.ч. в создании новых рабочих мест; сотрудничество в борьбе с общими угрозами безопасности – такими, как внутренние конфликты, терроризм, преступность, а также поощрение диалога по вопросам миграции [18].
25 Предполагается, что экономическое развитие может создать условия для достойного трудоустройства больших масс безработных в странах исхода и снять остроту проблемы. Раннее предотвращение и урегулирование внутренних конфликтов призвано не допустить политическую дестабилизацию, чреватую массовым исходом беженцев, в т.ч. и в развитые страны. Поощрение диалога же предполагает создание возможностей для легального трудоустройства работников из развивающихся стран в развитых государствах. Важно, чтобы положения Абиджанской декларации не были забыты и получили практическую реализацию, поскольку демографическая ситуация в странах АЮС в условиях отсутствия или отсталости экономического развития будет способствовать росту числа безработных, которые и являются потенциальными нелегальными мигрантами.
26 Тактические меры включают введение различного рода нормативно-правовых ограничений для мигрантов («закручивание гаек») и санкций в отношении неблагополучных стран. Прежде всего речь идет об усложнении процедур получения визы. В настоящее время получение шенгенской визы предполагает подачу заявителем в дипломатическое или консульское учреждение многочисленных документов и снятие отпечатков пальцев, которые затем вносятся в единую базу данных. Все это позволяет установить личность нелегала в случае утраты им паспорта (обычно преднамеренной).
27 В Евросоюзе принята политика санкций в отношении авиаперевозчиков. Именно авиакомпании вынуждены оплачивать возвращение пассажиров, визы которых были аннулированы по прибытии в страну назначения [20]. Все это приводит к тому, что при вылете представители авиакомпаний в проблемных странах при проверке документов пассажиров начинают дублировать функции пограничных и миграционных служб. Даже для транзитного следования (без пересечения границы) через аэропорты ряда европейских стран африканцы вынуждены получать транзитные визы.
28 Механизм санкций наиболее характерен для США, особенно при администрации Дональда Трампа. В октябре 2017 г. практически полностью была приостановлена выдача виз для граждан восьми государств, в число которых вошли две страны АЮС – Сомали и Чад [20]. В феврале 2019 г. американцы пошли еще дальше и ввели визовые санкции в отношении Ганы под предлогом задержки ганской стороной выдачи документов ее гражданам, депортируемым из США [21]. Санкции выразились в приостановке предоставления определенных категорий виз сотрудникам ганских правительственных учреждений [22]. Ганская сторона отвергла обвинения США и осудила санкции [23].
29 По данным CNN, аналогичные санкции ранее были введены в отношении Эритреи, Гвинеи и Сьерра-Леоне [21]. Правительство Великобритании также применяло визовые санкции, правда, точечные. В апреле 2017 г. было объявлено о десятилетнем запрете на въезд для трех действующих и одного бывшего ганских депутатов. Заявленная причина – они помогли нескольким ганцам получить визы и проникнуть на территорию Соединенного Королевства под видом своих родственников с неправомерным использованием дипломатических паспортов [24].
30 Еще одним активным инструментом противодействия нелегальной миграции является практика отказов в выдаче виз. Причины обычно не разъясняются, визовые сборы не возмещаются. В 2016 г. процент отказов при выдаче американских виз составил: 70,2% – для либерийцев, 69,9% для гамбийцев, 65,7% – для ганцев, 65,4% – для буркинийцев, 63,9% – для сомалийцев, 63,5% – для гвинейцев [25]. Подобная политика «закрытых дверей» в той или иной степени характерна и для стран Шенгенской зоны. По мнению некоторых экспертов, именно сложность в получении визы и другие ограничения стали причиной массовой гибели мигрантов в Средиземном море [19].
31 Другой механизм противодействия незаконной миграции – сотрудничество между правоохранительными органами стран назначения и исхода мигрантов. Так, при активной финансовой и технической поддержке Германии в апреле 2019 г. в Аккре был открыт тренировочный центр для офицеров Иммиграционной службы Ганы (отвечает за пограничный контроль) [26]. Основная задача центра – обеспечить подготовку оперативников и специалистов Иммиграционной службы по экспертизе документов и по борьбе с подлогом документов, подаваемых при оформлении виз, а также по противодействию нелегальной миграции из Ганы в целом [27]. Подобного рода взаимодействие призвано способствовать пресечению нелегальной миграции в местах ее появления и может в перспективе помочь избежать существенных расходов, связанных с выявлением, содержанием и депортацией нелегалов.
32 Вместе с тем, не стоит переоценивать действенность тактических мер: ведь преступники рано или поздно учатся обходить ограничения и находить новые пути для осуществления нелегальной миграции.
33

ПОСЛЕДСТВИЯ И УГРОЗЫ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

34 Нелегальная миграция имеет множество пагубных последствий, прежде всего для принимающих стран. Не имея возможности законного трудоустройства, нелегалы вынуждены участвовать в неофициальной или теневой экономике. В лучшем случае они пополняют ряды неквалифицированных рабочих. При этом они не платят налоги и сбивают размер зарплаты на рынке труда, существенно уменьшая возможности трудоустройства для тех, кто может работать легально. Все это ведет к росту социальной напряженности и ксенофобии в отношении иностранцев в целом.
35 Незаконные мигранты совершенно бесправны перед работодателем, т.к. не могут обратиться в суд для законной защиты своих интересов. В худшем случае нелегалы, действуя в сфере теневой экономики, становятся непосредственными участниками противозаконной деятельности (проституция, торговля наркотиками, мошенничество и т.п.). Используя механизмы незаконной миграции, этнические преступные группировки могут эффективно пополняться и вовлекать в свою деятельность многочисленных соотечественников. По мнению европейских экспертов, рост неконтролируемой миграции вполне может привести к проникновению в страны Евросоюза не только преступных элементов, но и террористов [28].
36 Страны происхождения мигрантов также несут определенные издержки в результате незаконной миграции. Хотя рост спроса на нее зачастую вызван безработицей и исход мигрантов может привести к ослаблению социальной напряженности, страны исхода теряют ценные кадры. По мнению нигерийского профессора Тунде Осени, незаконная миграция приводит к утечке умов из Африки, лишая ее страны многих квалифицированных работников [29]. На незаконной миграции наживаются многочисленные посредники, зачастую действующие противозаконно. Таким образом растет и усиливается организованная преступность.
37 Испытывают определенные трудности и транзитные страны (Ливия, Марокко и др.). Задерживаемых на их территории нелегалов необходимо содержать или депортировать на родину. В Ливии их наплыв, как уже было отмечено, способствовал возрождению наиболее архаичных и варварских явлений прошлого – рабства и работорговли.
38

* * *

39 Представляется вероятным, что в ближайшие десятилетия проблема нелегальной миграции сохранит остроту и актуальность, поскольку условия, ее порождающие, едва ли устранимы. Население развивающихся стран, особенно Африки южнее Сахары, продолжает расти, создавая избыток рабочей силы, а коренное население стран Европы и Северной Америки неуклонно стареет. Диспропорции в экономическом развитии, скорее всего, будут сохраняться, создавая потенциал для перемещения людей.
40 В условиях глобализации и размывания границ бороться с неконтролируемой миграцией усилиями отдельных государств практически невозможно. Преступные группировки будут продолжать искать лазейки и совершенствовать методы проникновения на территории развитых стран. Диаспоры будут постоянно расти и принимать новых соотечественников, в т.ч. и нелегалов, а принципы уважения и защиты прав человека будут накладывать серьезные ограничения на действия правоохранительных органов стран – реципиентов мигрантов.
41 Единственным эффективным средством борьбы с нелегальной миграцией может быть комплексное сотрудничество между развитыми и развивающимися странами, направленное как на решение долгосрочных стратегических задач, таких как создание рабочих мест и ликвидация безработицы в странах исхода, так и на решение ситуативных проблем, в т.ч. обезвреживание преступных группировок, наживающихся на неконтролируемом переселении людей.

Библиография

1. People for sale. Where lives are auctioned for $400 // CNN International Edition – https://edition.cnn.com/2017/11/14/africa/libya-migrant-auctions/index.html (accessed 15.11.2017)

2. Libya migrant ‘slave market’ footage sparks outrage // BBC News – https://www.bbc.com/news/world-africa-42038451 (accessed 18.11.2017)

3. Ghana’s president slams Libya over slave auctions // ENCA, Dstv Channel – https://www.enca.com/africa/ghanaspresident-slams-libya-over-slave-auctions (accessed 29.11.2017)

4. Joint Statement on the Migrant Situation in Libya // Council of the European Union – https://www.consilium. europa.eu/media/31871/33437-pr-libya20statement20283020nov2010.pdf (accessed 30.11.2017)

5. Key Migration Terms // International Organisation for Migration – https://www.iom.int/key-migration-terms (accessed 30.11.2017)

6. Fargues P. 2017, Four Decades of Cross-Mediterranean Undocumented Migration to Europe: A Review of the Evidence // International Organization for Migration, Geneva, Switzerland.

7. The Real Illegal Immigration Crisis Isn’t on the Southern Border // The Atlantic – https://www.theatlantic.com/international/archive/2019/04/real-immigration-crisis-people-overstaying-their-visas/587485/ (accessed 19.04.2019)

8. Африканская миграция в контексте современных международных отношений: сборник статей / отв. ред. Т.Л.Дейч, Е.Н.Корендясов. М., ИАфр РАН, 2015. С. 5. (African migration within the framework of contemporary international relations: collection of articles / eds. T.L.Deych, E.N.Korendyasov, 2015. M.) (In Russ.)

9. Корендясов Е.Н. Миграция в Африке: внешнеполитические аспекты // Африканская миграция в контексте современных международных отношений. М., ИАфр РАН, 2015. C. 23. (Korendyasov E.N. 2015. Migration in Africa: foreign policy aspects // African migration within the framework of contemporary international relations: collection of articles. M.) (In Russ.)

10. The most common Mediterranean migration paths into Europe have changed since 2009 // Pew Research Center - https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/09/18/the-most-common-mediterranean-migration-paths-into-europe-havechanged-since-2009/ (accessed 18.09.2018)

11. At Least a Million Sub-Saharan Africans Moved to Europe Since 2010, Sub-Saharan migration to the United States also growing // Pew Research Center – https://www.pewglobal.org/2018/03/22/at-least-a-million-sub-saharan-africans-movedto-europe-since-2010/ (accessed 22.03.2018)

12. Countries by density // World Population Review – http://worldpopulationreview.com/countries/countries-bydensity/ (accessed 22.03.2018)

13. Businessman in court over visa fraud // Ghana Business News – https://www.ghanabusinessnews.com/2019/05/10/businessman-in-court-over-visa-fraud-2/ (accessed 10.05.2019)

14. The true story of the fake US embassy in Ghana // The Guardian. 28.11.2016 – https://www.theguardian.com/world/2017/nov/28/the-true-story-of-the-fake-us-embassy-in-ghana (accessed 10.05.2019)

15. 20 arrested in visa deal // Ghanaian Times – http://www.ghanaiantimes.com.gh/20-arrested-in-visa-deal/ (accessed 03.11.2016)

16. The 8,000 euro ticket: the migrants crossing the Mediterranean by yacht // The Guardian – https://www.theguardian. com/world/2017/sep/14/luxury-landings-the-migrants-crossing-the-mediterranean-by-yacht (accessed 14.11.2017)

17. Fake US embassy in Ghana shut down after 10 years issuing visas // The Guardian – https://www.theguardian.com/world/2016/dec/04/fake-us-embassy-in-ghana-shut-down-after-ten-years-issuing-visas (accessed 04.12.2016)

18. Declaration // Council of the European Union – https://www.consilium.europa.eu/media/31991/33454-pr-final_declaration_au_eu_summit.pdf (accessed 30.11.2017)

19. Refugees could travel to Europe or America by air. What’s stopping them? // TRT World – https://www.trtworld.com/magazine/refugees-could-travel-to-europe-or-america-by-air-what-s-stopping-them-23370 (accessed 16.01.2019)

20. Trump Restricts Visas From Eight Countries as Travel Order Expires // NBC News – https://www.nbcnews.com/politics/immigration/trump-restricts-visas-eight-countries-travel-order-expires-n804366 (accessed 25.09.2017)

21. US imposes visa sanctions on Ghana for refusing to take back deportees // CNN International Edition – https://edition.cnn.com/2019/02/01/africa/us-visa-sanction-ghana-intl/index.html (accessed 02.02.2019)

22. Statement on Implementation of U.S. Non-Immigrant Visa Restrictions on Ghana // US Embassy in Ghana – https://gh.usembassy.gov/statement-on-implementation-of-u-s-non-immigrant-visa-restrictions-on-ghana/ (accessed 01.02.2019)

23. US visa sanctions on Ghana take effect today // Ghana Web, 04.02.2019 – https://www.ghanaweb.com/Ghana HomePage/NewsArchive/US-visa-sanctions-on-Ghana-take-effect-today-720531# (accessed 01.02.2019)

24. Visa fraud: UK bans 4 MPs for 10 years // Ghana Web – https://www.ghanaweb.com/GhanaHomePage/ NewsArchive/Visa-fraud-UK-bans-4-MPs-for-10-years-532429 (accessed 26.04.2017)

25. Ghana’s visa denial rate over 60% – U.S. State Department // YEN TV – https://yen.com.gh/98648-ghanas-visa-denialrate-60-us-state-department.html#98648 (accessed 26.04.2017)

26. GIS gets facility for document fraud // Daily Guide – https://dailyguidenetwork.com/gis-gets-facility-for-documentfraud/ (accessed 16.04.2019)

27. About DFEC // Documents Fraud and Expertise Centre, Ghana Immigration Service – http://gisdfec.org/about/ (accessed 26.04.2017)

28. Organised crime facilitating illegal migration – links to terrorism threats: CEPOL activity took place in Zagreb // European Union Agency for Law Enforcement Training – https://www.cepol.europa.eu/media/blog/organised-crimefacilitating-illegal-migration-3-2019 (accessed 13.05.2019)

29. Illegal migration: A major challenge for Africa // The Guardian (Nigeria) – https://guardian.ng/news/world/illegalmigration-a-major-challenge-for-africa/ (accessed 07.08.2018)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести