Рынок технологий искусственного интеллекта в России: социальные условия зарождения. Статья 1. Подходы к исследованию и выделение границ рынка
Рынок технологий искусственного интеллекта в России: социальные условия зарождения. Статья 1. Подходы к исследованию и выделение границ рынка
Аннотация
Код статьи
S086904990009189-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Косалс Леонид Янович 
Должность: Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ; адъюнкт-профессор Центра криминологии и социально-правовых исследований Университета Торонто
Аффилиация:
Лаборатория экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ
Центр криминологии и социально-правовых исследований Университета Торонто.
Адрес: Российская Федерация, Москва; Канада, Торонто
Ячник Мария Михайловна
Должность: Преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ
Аффилиация: Факультет мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
5-24
Аннотация

Статья посвящена исследованию становления рынка технологий искусственного интеллекта (ИИ) в России на базе экспертного опроса с использованием данных анкетирования российских промышленных предприятий и включает две части. В первой изложена методология исследования, описаны субъекты данного рынка и особенности продаваемого товара. Во второй проанализированы взаимоотношения субъектов данного рынка, а также роль, которую играет в нем государство. Выявлено, что формирующийся рынок ИИ сочетает черты рынков программных продуктов и консультационных услуг, на котором предлагаются решения, то есть уникальные персонализированные продукты, адаптированные к потребностям и условиям конкретных компаний. Несмотря на быстрое развитие, этот рынок в России имеет ряд серьезных проблем, которые в перспективе могут затормозить его рост.

Ключевые слова
4-я индустриальная революция, искусственный интеллект, социальные условия развития технологии, рынок технологий, новые рынки
Классификатор
Получено
11.04.2020
Дата публикации
27.04.2020
Всего подписок
37
Всего просмотров
2377
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S086904990009189-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 09.04.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Аболафия М. (2003) Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. Т. 4. №2. C. 63–72.

2. Альманах искусственный интеллект. Текущее состояние в России и в мире (2019) Аналитический сборник. М.: Центр национальной технологической инициативы на базе МФТИ по направлению “Искусственный интеллект?,

3. Баранов И.С. (2018) Конструирование доверия на российском рынке криптовалют // Экономическая социология. Т. 19. №5. С. 90–129.

4. Блок М. (2004) Роли государства в хозяйстве // Экономическая социология. Т. 5. №2. С. 37–56.

5. Гусева А. (2012) Карты в руки. Зарождение рынка банковских карт в постсоветской России. М.: Изд. дом ВШЭ.

6. Крылов Д.А. (2009) Конструирование рынка нанотехнологий в России: благодаря и вопреки государству // Экономическая социология. Т. 10. №3. С. 58–81.

7. Олдрич Х. (2005) Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Экономическая социология. Т. 6. №4. С. 39–53.

8. Поланьи К. (1993) Саморегулирующии?ся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS. Т. 1. Вып. 2. С. 10–17.

9. Радаев В.В. (2008) Современные экономико-социологические концепции рынка // Экономическая социология. Т. 9. №1. С. 20–50.

10. Смирнов Е. Н., Лукьянов С. А. (2019) Формирование и развитие глобального рынка систем искусственного интеллекта // Экономика региона. Т. 15. Вып. 1. С. 57–69.

11. Страусс А., Корбин Дж. (2001) Основы качественного исследования. М.: Эдиториал УРСС.

12. Уайт Х. (2010) Откуда берутся рынки? // Экономическая социология. Т. 11. №5. С. 54–83.

13. Флигстин Н. (2013) Архитектура рынков. М.: Изд. дом ВШЭ.

14. Хэннан М., Фримен Дж. (2013) Популяционная экология организаций // Экономическая социология. Т. 14. №2. С. 42–72.

15. Abolafia M. (1996) Making Markets: Opportunism and Restraint on Wall Street // Cambridge: Harvard Univ. Press.

16. Aldrich H.E., Fiol C. M. (1994) Fools Rush in? The Institutional Context of Industry Creation // The Academy of Management Review. Vol. 109. No. 4. Pp. 165–198.

17. Arbulu I., Lath V., Mancini M., Patel A., Tonby O. (2018) Industry 4.0: Reinvigorating ASEAN Manufacturing for the Future. McKinsey & Company. (https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/business%20functions/operations/our%20insights/industry%204%200%20reinvigorating%20asean%20manufacturing%20for%20the%20future/industry-4-0-reinvigorating-asean-manufacturing-for-the-future.ashx)/

18. Avnimelech G., Teubal M. (2004) Strength of Market Forces and the Successful Emergence of Israel’s Venture Capital // Revue economique. Vol. 55. No. 6. Pp. 1265–1300.

19. Benotsmane R., Kovacs G., Dudas L. (2019) Economic, Social Impacts and Operation of Smart Factories in Industry 4.0 Focusing on Simulation and Artificial Intelligence of Collaborating Robots // Social Sciences. Vol. 8. Issue 5 (https://doi.org/10.3390/socsci8050143.)

20. Bianchi P., Labory S. (2018) Industrial Policy for the Manufacturing Revolution Perspectives on Digital Globalisation. Cheltenham: Edward Elgar.

21. Bibby L., Dehe B. (2018) Defining and assessing industry 4.0 maturity levels – case of the defence sector // Production Planning & Control. The Management of Operations. Vol. 29. No. 12. Pp. 1030–1043.

22. Bogner A., Menz W. (2009) The Theory-Generating Expert Interview: Epistemological Interest, Forms of Knowledge, Interaction // Interviewing Experts. Research Methods Series: London: Palgrave Macmillan,. Pp. 43–80 (https://doi.org/10.1057/9780230244276_3).

23. Castelo-Branco I., Cruz-Jesus F., Oliveira T. (2019) Assessing Industry 4.0 readiness in manufacturing: Evidence for the European Union // Computers in Industry. Vol. 17. Pp. 22–32.

24. Chessen M. (2017) The MADCOM future: how artificial intelligence will enhance computational propaganda, reprogram human culture, and threaten democracy... and what can be done about it. Washington, DC: Atlantic Council.

25. De Silva P. C. P., De Silva P. C. A. (2016) Ipanera: An Industry 4.0 Based Architecture for Distributed Soil-less Food Production Systems // Colombo, Sri Lanka. Proceedings of the 1st Manufacturing and Industrial Engineering Symposium (https://ieeexplore. ieee.org/document/ 7780266).

26. Doucet A, Evers J, Guerra E, Dr. Lopez N, Soskil M, Timmers K. (2018) Teaching in the fourth industrial revolution: standing at the precipice. London; New York: Routledge.

27. Edquist C. (2005) Systems of Innovation // The Oxford Handbook of Innovation. New York: Oxford Univ. Press.

28. Edquist С. (1997) Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Organizations. London: Pinter.

29. El Hamdi S., Abouabdellah A., Oudani M. (2018) Literature review of implementation of an enterprise re-source planning: dimensional approach // 4th International Conference on Logistics Operations Management 2018, (https://ieeexplore.ieee.org/abstract/document/8378095.)

30. El Hamdi S., Oudani M., Abouabdellah A. (2020) Morocco’s Readiness to Industry 4.0. // Bouhlel M., Rovetta S. (eds) Proceedings of the 8th International Conference on Sciences of Electronics, Technologies of Information and Telecommunications (SETIT’18). Vol.1 SETIT 2018. Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol. 146. Cham. Springer. Pp. 463–472

31. Ellahia R.M., Khan M.U.A, Shah A. (2019) Redesigning Curriculum in line with Industry 4.0 // Procedia Computer Science. Vol. 151. Pp. 699–708.

32. Ganzarain J., Errasti N. (2016) Three Stage Maturity Model in SME’s towards Industry 4.0 // Journal of Industrial Engineering and Management. Vol. 9. No. 5. Pp. 1119–1128.

33. Gleason N.W. (Ed.) (2018) Higher Education in the Era of the Fourth Industrial Revolution. Singapore: Palgrave Macmillan.

34. Granovetter M. (1985) Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness //American Journal of Sociology. Vol. 91. No. 3. Pp. 481–510.

35. Granovetter M., McGuire P. (1998) The Making of an Industry: Electricity in the United States // The Sociological Review. Vol. 46. No. 1. Pp. 147–173

36. Hamada T. (2019) Determinants of Decision-Makers’ Attitudes toward Industry 4.0 Adaptation // Social Sciences. Vol. 8. Issue 5 (https://doi.org/10.3390/socsci8050140).

37. Harari Yu.N. (2018) Why Technology Favors Tyranny // The Atlantic, October (https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2018/10/yuval-noah-harari-technology-tyranny/568330/).

38. Ibarra D., Ganzarain J., Igartua J.I. (2018) Business model innovation through industry 4.0: a review // Procedia Manufacturing, Vol. 22 (https://doi.org/10.1016/j.promfg.2018.03.002).

39. Johannessen J-A. (2019) The Workplace of the Future. The Fourth Industrial Revolution, the Precariat and the Death of Hierarchies. London, New York: Routledge.

40. Kagermann H., Lukas W.D., Wahlster W. (2011) Industrie 4.0: Mit dem internet der dinge auf dem weg zur 4. industriellen revolution // VDI Nachr. 13. 11 (http://www.wolfgang-wahlster.de/wordpress/wp-content/uploads/Industrie_4_0_Mit_dem_Internet_ der_Dinge_auf_dem_Weg_zur_vierten_industriellen_Revolution_2.pdf).

41. Kamei K. (2012) Strategy for new industry creation in the nanotechnology field // Mitsubishi Research Institute. Tech Monitor (http://apctt.org/nanotech/sites/all/themes/nanotech/ pdf/Strategy_for%20new%20industry.pdf).

42. Kjellberg H., Helgesson C.-F. (2006) Multiple versions of markets: Multiplicity and performativity in market practice // Industrial Marketing Management. Vol. 35. No. 7. Pp. 839–855.

43. Kjellberg H., Helgesson C.-F. (2007) On the nature of markets and their practices // Marketing Theory. Vol. 7. No. 2. Pp. 137–162.

44. Kurzweil R. (2005) The singularity is near: when humans transcend biology. New York: Viking Books.

45. Li Da Xu, Eric L Xu, Ling Li (2018) Industry 4.0: state of the art and future trends // International Journal of Production Research. Vol. 56. No. 8. Pp. 2941–2962.

46. Lounsbury M., Rao H. (2004) Sources of durability and change in market classifications: a study of reconstitution of product categories in the American mutual fund industry, 1944-1985 // Social Forces. Vol. 82. No. 3. Pp. 969–999.

47. Magruk A. (2016) Uncertainty in the Sphere of the Industry 4.0 – Potential Areas to Research // Business, Management and Education. Vol. 14. No. 2. Pp. 275–291.

48. Mazali T. (2018) From industry 4.0 to society 4.0, there and back // AI & Society. Vol. 33. Pp. 405–411.

49. Meuser M., Nagel U. (2009) The Expert Interview and Changes in Knowledge Production // Interviewing Experts. Research Methods Series. Palgrave Macmillan, London. Pp. 17–42 (https://doi.org/10.1057/9780230244276_2).

50. Moeuf A., Pellerin R., Lamouri S., Giraldo S.T., Barbaray R. (2018) The industrial management of SMEs in the era of Industry 4.0 // International Journal of Production Research, Vol. 56. No. 3. Pp. 1118–1136.

51. Morrar R., Arman H., Mousa S. (2017) The Fourth Industrial Revolution (Industry 4.0): A Social Innovation Perspective // Technology Innovation Management Review. Vol. 7. Issue 11. Pp. 12–20.

52. Mousterman P., Zander J. (2016) Industry 4.0 as a Cyber-Physical System Study // Software and Systems Modeling. Vol 15. No. 1. Pp.17–29.

53. Muhuri P.K., Shulka A.K., Abraham A. (2019) Industry 4.0: a bibliometric analysis and detailed overview // Engineering Applications of Artificial Intelligence. Vol. 78. Pp. 218–235 (https://doi.org/10.1016/j.engappai.2018.11.007).

54. Oztemel E., Gursev S. (2018) Literature review of Industry 4.0 and related technologies // Journal of Intelligent Manufacturing (https://doi.org/10.1007/s10845-018-1433-8).

55. Pranab K. Muhuri, Amit K. Shukla, Ajith A. (2019) Industry 4.0: A bibliometric analysis and detailed overview // Engineering Applications of Artificial Intelligence. Vol. 78. Рp. 218–235.

56. Prokopovych B. (2015) The Emergence of New Markets for Environmental Services: The Role of U.S. Shellfish Industry Associations // Organization & Environment. Vol. 28, No. 4 (https://doi.org/10.1177/1086026615609962).

57. Rao A.S., Verweij G. (2017) Sizing the prize. What’s the real value of AI for your business and how can you capitalise? // PWC (https://www.pwc.com/gx/en/issues/analytics/assets/pwc-ai-analysis-sizing-the-prize-report.pdf).

58. Roberts N. (1989) The process of public policy innovation. // Research on the management of innovation: The Minnesota studies / eds. A. H. Van de Ven, H. L. Angle, M. S. Poole. New York: Oxford Univ. Press.

59. Rogers E.M. (1983) Diffusion of innovations. New York: The Free Press.

60. Sarnat M. (1989) The Emergence of Israel’s Security Market // The Journal of Economic History. Vol. 49. No. 3. Pp. 693–698.

61. Schumacher A., Nemeth T., Sihn W. (2019) Roadmapping towards industrial digitalization based on an Industry 4.0 maturity model for manufacturing enterprises // Procedia CIRP. Vol. 79. Pp. 409–414.

62. Shrouf F., Ordieres J., Miragliotta G. (2014) Smart factories in industry 4.0: a review of the concept and of energy management approached in production based on the internet of things paradigm // 2014 IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management, IEEE (https://ieeexplore.ieee.org/abstract/document/7058728).

63. Skilton M., Hovsepian F. (2018) The 4th Industrial Revolution. Responding to the Impact of Artificial Intelligence on Business. Basingstoke: Palgrave Macmillan.

64. Sommer L. (2015) Industrial revolution — industry 4.0: Are German manufacturing SMEs the first victims of this revolution? // Journal of Industrial Engineering and Management. Vol 8. No. 5. Pp. 1512–1532.

65. Springer P.J. (2018) Outsourcing war to machines: the military robotics revolution. Santa Barbara, California: Praeger, an imprint of ABC-CLIO, LCC

66. Sung T.K. (2018) Industry 4.0: a Korea perspective // Technological Forecasting & Social Change. Vol. 132. Pp. 40–45.

67. Taylor M. P., Boxall P., Chen John J.J., Xun Xu, Liew A., Adeniji A. (2018) Operator 4.0 or Maker 1.0? Exploring the implications of Industrie 4.0 for innovation, safety and quality of work in small economies and enterprises // Computers & Industrial Engineering (https://doi.org/10.1016/j.cie.2018.10.047).

68. Telukdarie A., Buhulaiga E., Bag S., Gupta Sh., Luo Z.(2018) Industry 4.0 implementation for multinationals // Process Safety and Environmental Protection. Vol. 118. Pp. 316–329.

69. Thuemmler Ch., Bai Ch. (2017) Health 4.0: How Virtualization and Big Data are Revolutionizing Healthcare, Cham: Springer.

70. Vasin S., Gamidullaeva L., Shkarupeta E., Palatkin I., Vasina T. (2018) Emerging Trends and Opportunities for Industry 4.0 Development in Russia. European Research Studies Journal. Vol. XXI. Issue 3. Pp. 63–76.

71. Wang S., Wan J., Li D., Zhang Ch. (2016) Implementing smart factory of industry 4.0: an outlook // International Journal of Distributed Sensor Networks. Vol. 12. Issue 1 (http://dx.doi.org/10.1155/2016/3159805).

72. Zelizer V. (1978) Human Values and the Market: The Case of Life Insurance and Death in 19th Century America // American Journal of Sociology. Vol. 84. No. 3. Pp. 591–610.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести