- Код статьи
- S30345928S0131611725050055-1
- DOI
- 10.7868/S3034592825050055
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 5
- Страницы
- 55-70
- Аннотация
- Одно из центральных понятий русской музыкальной теории, слово лад уникально и загадочно как по своему происхождению, так и по своему вхождению в музыкальную терминологию в XIX–XX веках. В русской теории музыки, где превалируют слова иностранного происхождения, слово лад примечательно не только славянским корнем и тем, что включило в свой «круг» другие музыкальные термины славянского происхождения (например, устой и неустой), но и тем, что стало одним из центральных понятий музыки в России, а его появление как термина в определенной степени стало переломным моментом в осмыслении российской музыки. В статье рассматривается семантика этого слова в диахронии и делается предположение о «ключевом» или «переходном» значении, которое могло бы пролить свет на эволюцию и переход этого слова в музыкальную сферу. Таким значением является ‘клепка (бочки)’ или ‘щель между клепками’. Оно как бы заключает в себе «ремесло», «связность», «звук», «гармонию», «эстетику», что очертит траектории эволюции значений у самого слова лад и производных от него слов. Семантические параллели русского слова лад с греческим ἁρμονία также позволяют подчеркнуть некоторые линии развития музыкального значения у слова лад.
- Ключевые слова
- музыкальная терминология русский язык семантика сопоставление семантические параллели
- Дата публикации
- 11.12.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 16
Библиография
- 1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Второе изд., испр. и значительно умноженное по рукописи автора. В 4 т. Т. II: И–О. М.: Гос. изд. ин. и нац. словарей, 1955. 779 с.
- 2. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Около 70 000 слов (в обоих томах) / Сост. И. Х. Дворецкий; под ред. С. И. Соболевского. С приложением грамматики, составленной С. И. Соболевским. В 2 т. Т. 1. М.: ГИС, 1958. 1043 с.
- 3. Дилецкий Н. П. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого / Посмерт. труд С. В. Смоленского, изд. на средства пред. Общества гр. С. Д. Шереметева. [СПб.]: Тип. М. А. Александрова, 1910. XII, 175 с.
- 4. Домострой / Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10. XVI. СПб.: Наука, 2000. С. 116–215.
- 5. Ломоносов М. В. Полное собирание сочинений. Т. 8. Поэзия. Ораторская проза. Надписи. 1732–1764 гг. М.; Л.: АН СССР, 1959. 1279 с.; Т. 10. Служебные документы. Письма. 1734–1765 гг. М.; Л.: АН СССР, 1957. 934 с.
- 6. Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Ленинград: Academia, 1924. 123 c.
- 7. Поучение Владимира Мономаха / Подгот. текста О. В. Творогова, пер. и коммент. Д. С. Лихачева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб.: Наука, 1997. С. 456–475.
- 8. Пчела: древнерусский перевод. В 2 т. Т. I / Рос. академия наук. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. М. Молдован. Изд. подгот. А. А. Пичхадзе, И. И. Макеева. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2008. 888 с.
- 9. Резвой М. Предисловiе переводчика // Фуксъ И. Л. Практическое руководство к сочиненiю музыки въ пользу самоучащихся, и въ облегченiе учителей съ приложенiем особенныхъ правилъ для сочинителей русскaго церковнaго пѣнiя и двухъ нотныхъ тетрадей, изъ которыхъ первая заключаетъ въ себе примеры и задачи, а вторая решенiе задачъ / Пер. с нем. М. Резвого. СПб.: Тип. К. Крайя, 1830. III–X с.
- 10. Сказание отца нашего Агапия / Подгот. текста, пер. и коммент. М. В. Рождественской // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 3. XI–XII. СПб.: Наука, 2004. С. 338–349.
- 11. Словарь церковно-славянского и русскаго языка, сост. вторымъ отдѣленiемъ Императорской академiи наукъ. В 4 т. Т. II. СПб.: Типографiя Императорской академiи наукъ, 1847. 472 c.
- 12. Слово о полку Игореве / Подгот. текста, пер. и коммент. О. В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII. СПб.: Наука, 1997. С. 254–267.
- 13. Фаминцын А. С. Гусли: русскiй народный музыкальный инструментъ: историческiй очеркъ съ многочисленными рисунками и нотными примѣрами. СПб.: Типографiя Императорской академiи наукъ, 1890. 138, 8 с.
- 14. Аванесов Р. И. (гл. ред.). Словарь древнерусского языка XI–XIV вв. В 10 т. Т. 4 (изживати–моление). М.: Русский язык, 1991. 560 с.
- 15. Арановский М. Г. Теоретическая концепция Б. Л. Яворского // Искусство музыки: теория и история. 2012. № 6. С. 44–60.
- 16. Афонасина А. С. Рождение гармонии из духа TEKHNE // ΣΧΟΛΗ Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 6. Вып. 1. 2012. C. 58–67. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdenie-garmonii-iz-duha-tekhne/viewer (дата обращения 19.12.2024).
- 17. Бычков Ю. Н. Из истории учений о ладе и гармонии: учебное пособие по курсу «Музыкально-теоретические системы» для студентов музыкальных вузов. Рос. акад. музыки им. Гнесиных. М.: [б. и.], 1993. 72 с.
- 18. Журавлев А. Ф., Шанский Н. М. (ред.). Этимологический словарь русского языка. Вып. 9. Л.; М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. 240 с.
- 19. Зализняк Анна А. Семантическая деривация в синхронии и диахронии: проект создания «Каталога семантических переходов» // Вопросы языкознания. 2001. № 2. С. 13–25.
- 20. Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерусской монодии // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика. М.: Московская гос. консерватория, 2011. С. 344–359.
- 21. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 880 с.
- 22. Рекомендации по эксплуатации рассохшейся бочки // Из Дуба. [Электронный ресурс]. URL: https://izduba.ru/bochka-dubovaja-ekspluatacija (дата обращения 19.12.2024).
- 23. Сорокин Ю. С. (гл. ред.). Словарь русского языка XVIII века. Вып. 11. Крепость–Льняной. СПб.: Наука, 2000. 256 с.
- 24. Топорков А. Л. Кабинетная мифология // Славянская мифология: энциклопедический словарь. М.: Межд. отношения, 2002. С. 212–212.
- 25. Трубачев О. Н. (ред.) Этимологический словарь славянских языков. Вып. 14 (*labati– *lĕteplъjь). М.: Наука, 1987. 268 c.
- 26. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и дополнения О. Н. Трубачева. В 4 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1986. 672 с.
- 27. Филин Ф. П. (гл. ред.). Словарь русских народных говоров. Вып. 16. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980а. 376 с.
- 28. Филин Ф. П. (гл. ред.) Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. К–КРАГУЯРЬ. М.: Наука, 1980б. 403 с.; Вып. 8. КРАДА–ЛЯЩИНА. М.: Наука, 1981. 351 с.
- 29. Холопов Ю. Н. Гармония: теоретический курс. СПб., М., Краснодар: Лань, 2003. 544 с.
- 30. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: тексты. Т. 1. Краснодар: Советская Кубань, 2003. 408 с.
- 31. Шмелев А. Д. В поисках мира и лада // Логический анализ языка. Космос и хаос / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2003. С. 54–73.
- 32. CNRTL: Centre National de Ressources Textuelles et Lexicales. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnrtl.fr/portail (дата обращения 1.02.2024).
- 33. Ewel P. On the Russian Concept of Lād, 1830–1945 / Philip Ewell (Hunter College and CUNY Graduate Center) // Music Theory Online. 2019. Vol. 25 (4). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mtosmt.org/issues/mto.19.25.4/mto.19.25.4.beavers.html (дата обращения 25.07.2024).