- Код статьи
- 10.31857/S0131611725040099-1
- DOI
- 10.31857/S0131611725040099
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 4
- Страницы
- 115-126
- Аннотация
- Как поэт, позиционировавший себя певцом НТР, А. Вознесенский рано обнаружил в своем творчестве обостренную склонность к эмфрасису. Будучи выпускником Архитектурного института, он много и охотно сотрудничал с коллегами по профессии, композиторами, живописцами, скульпторами, театральными и кинорежиссерами, создавая произведения синтетических, смешанных жанров: поэтические статуи, словесно-архитектурные сооружения, видеомы, инсталляции, оперы, романсы, оратории, популярнейшие лирические песни. В 1980–1990-х гг. им были написаны три оригинальных стихотворения с необычным жанровым обозначением — регтайм: «Сонет (регтайм)» («сна нет…») (1980), «Регтайм» («Полюбите пианиста!..») (1983) и «Лесной регтайм» («Ку-ку — / миную времени реку…») (1998). Одно из них к тому же он загадочным образом назвал сонетом, хотя оно состояло не из 14, а из 43 укороченных стихов. В предлагаемой статье они анализируются как циклическое единство, а также предпринимается попытка прояснить логику появления столь экстравагантного жанрово-строфического определения. В финале автор мотивирует его тремя основными причинами: 1) каламбуром: «сонет = сна нет»; 2) после того, как поэт перевел для Д. Шостаковича несколько сонетов Микеланджело, сонет стал для него самым совершенным «способом общения с небесами»; 3) однако Вознесенский более чем свободно обращался с традиционными жанровыми формами поэзии, до неузнаваемости модифицируя их ради достижения максимального художественного эффекта.
- Ключевые слова
- A. Вознесенский P. Паулс экфрасис регтайм циклическое единство жанровая специфика поэтика версификация
- Дата публикации
- 06.11.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 36
Библиография
- 1. Муратова Е. Ю. Окказиональная лексикализация звуковых комплексов в русской поэтической речи XX в. // Весник БГУ. Сер. 4. 2008. № 1. С. 32–35.
- 2. Попова Н. Е., Казакова С. В., Букминов А. А. Реттайм как самодостаточный музыкальный жанр // Pedagogical Journal. 2020. Vol. 10. Is. 4A. C. 352–358 [Электронный ресурс]. URL: https://sowa-ru.com/wp-content/uploads/2021/01/regtaym-kak-samodostatochnyjy-zhanr.pdf?ysclid=lrqjw8y66j88077942 (дата обращения: 26.04.2025).
- 3. Федотов О. И. Стихопоэтика Иосифа Бродского. Монография. М.: DirectMedia, 2022. 596 с.
- 4. Wagner J. A. The Allegory of Form in Hopkins’s Religious Sonnets. Nineteenth-Century Literature. 1992. Vol. 47. № 1. Pp. 44–45.