ОИФНРусская речь Russkaya rech

  • ISSN (Print) 0131-6117
  • ISSN (Online) 3034-5928

Три регтайма Андрея Вознесенского: сонет ли один из них?

Код статьи
10.31857/S0131611725040099-1
DOI
10.31857/S0131611725040099
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 4
Страницы
115-126
Аннотация
Как поэт, позиционировавший себя певцом НТР, А. Вознесенский рано обнаружил в своем творчестве обостренную склонность к эмфрасису. Будучи выпускником Архитектурного института, он много и охотно сотрудничал с коллегами по профессии, композиторами, живописцами, скульпторами, театральными и кинорежиссерами, создавая произведения синтетических, смешанных жанров: поэтические статуи, словесно-архитектурные сооружения, видеомы, инсталляции, оперы, романсы, оратории, популярнейшие лирические песни. В 1980–1990-х гг. им были написаны три оригинальных стихотворения с необычным жанровым обозначением — регтайм: «Сонет (регтайм)» («сна нет…») (1980), «Регтайм» («Полюбите пианиста!..») (1983) и «Лесной регтайм» («Ку-ку — / миную времени реку…») (1998). Одно из них к тому же он загадочным образом назвал сонетом, хотя оно состояло не из 14, а из 43 укороченных стихов. В предлагаемой статье они анализируются как циклическое единство, а также предпринимается попытка прояснить логику появления столь экстравагантного жанрово-строфического определения. В финале автор мотивирует его тремя основными причинами: 1) каламбуром: «сонет = сна нет»; 2) после того, как поэт перевел для Д. Шостаковича несколько сонетов Микеланджело, сонет стал для него самым совершенным «способом общения с небесами»; 3) однако Вознесенский более чем свободно обращался с традиционными жанровыми формами поэзии, до неузнаваемости модифицируя их ради достижения максимального художественного эффекта.
Ключевые слова
A. Вознесенский P. Паулс экфрасис регтайм циклическое единство жанровая специфика поэтика версификация
Дата публикации
06.11.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
41

Библиография

  1. 1. Муратова Е. Ю. Окказиональная лексикализация звуковых комплексов в русской поэтической речи XX в. // Весник БГУ. Сер. 4. 2008. № 1. С. 32–35.
  2. 2. Попова Н. Е., Казакова С. В., Букминов А. А. Реттайм как самодостаточный музыкальный жанр // Pedagogical Journal. 2020. Vol. 10. Is. 4A. C. 352–358 [Электронный ресурс]. URL: https://sowa-ru.com/wp-content/uploads/2021/01/regtaym-kak-samodostatochnyjy-zhanr.pdf?ysclid=lrqjw8y66j88077942 (дата обращения: 26.04.2025).
  3. 3. Федотов О. И. Стихопоэтика Иосифа Бродского. Монография. М.: DirectMedia, 2022. 596 с.
  4. 4. Wagner J. A. The Allegory of Form in Hopkins’s Religious Sonnets. Nineteenth-Century Literature. 1992. Vol. 47. № 1. Pp. 44–45.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека