ОИФНРусская речь Russkaya rech

  • ISSN (Print) 0131-6117
  • ISSN (Online) 3034-5928

Искусственный интеллект в языковом пространстве медиа

Код статьи
S0131611725020023-1
DOI
10.31857/S0131611725020023
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 2
Страницы
29-41
Аннотация
Четвертая технологическая революция в языке, вызванная изобретением и активным внедрением в социальную жизнь искусственного интеллекта, приводит к переформатированию языкового пространства современной медиакоммуникации. Искусственный интеллект становится новым типом автора, которого можно назвать технологическим. Появление в медиакоммуникации наряду с гуманитарным измерением измерения технологического приводит к тому, что в языковом пространстве медиа складываются и функционируют как гуманитарная коммуникативная модель, так и технологическая. По отношению к языковой норме можно выделить два типа гуманитарной коммуникативной модели, одна из которых нормативная, другая креативная. Авторами нормативной модели являются профессиональные журналисты, креативная модель создается в комментариях пользователей интернета, а сами пользователи становятся «коллективным Пушкиным соцсетей». Нормативная модель в медиакоммуникации ориентируется на языковые, стилевые, коммуникативные нормы, что способствует сохранению литературного языка в медиа как абсолютной коммуникативной ценности. Креативная модель «коллективного Пушкина» создает креативный узус, способствующий обновлению языка через творческую энергию его носителей. Норма в креативной модели существует имплицитно, а ее осознанное нарушение демонстрирует экспрессивные возможности национального, а не только литературного языка, способствует заполнению лакун, расширению репертуара стилистических средств, созданию мультимедиального кода в медиакоммуникации, предоставляющего возможность выражать эмоциональные нюансы. Технологическая модель, автором которой является искусственный интеллект, строится на нормах литературного языка, поскольку технологическое авторство в медиа широко не афишируется. Технологическая модель нормативна, ее задача — мимикрировать под гуманитарную модель профессиональных журналистов. Сосуществование автора-журналиста и автора технологического (ИИ) в языковом пространстве современных медиа не только переформатирует данное пространство с точки зрения нормы и креативности, но и меняет его гуманитарную составляющую, поскольку оно перестает быть безусловно человеческим.
Ключевые слова
языковое пространство медиакоммуникация искусственный интеллект коммуникативные модели технологический автор норма креативность
Дата публикации
14.09.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
10

Библиография

  1. 1. Вартанова Е. Л. (ред.). Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия. Сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2024. 770 с.
  2. 2. Киселева А. А. (ред.). Реконструкция субъективной реальности. Психология и лингвистика. Харьков: Гуманитарный центр, 2010. 172 с.
  3. 3. Клушина Н. И. Тенденции развития лексики русского языка в коммуникативном пространстве интернета // Terra Linguistica. 2023. Т. 14. № 3. С. 52–60.
  4. 4. Макклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2003. 464 с.
  5. 5. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 2001. 350 с.
  6. 6. Тошович Б. Лингвистика, стилистика и поэтика виртуальности. М.: Флинта, 2024. 520 с.
  7. 7. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. С. 24–39.
  8. 8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека