АВИАЦИЯ В РИГЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ (1908-1914)
АВИАЦИЯ В РИГЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ (1908-1914)
Аннотация
Код статьи
S0205-96060000527-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
662-684
Аннотация
Российская авиация делала свои первые шаги в ряде крупных городов Российской империи, одним из которых была Рига. Примерно в 1908-1909 гг. под влиянием стремительно развивающейся авиации Франции и Германии, в Риге начинают появляться аэронавтические студенческие кружки, возникают мастерские для постройки летательных аппаратов. В 1910 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод (РБВЗ) начал производство однодвигательных самолетов на основе французских лицензий, имея среди технических сотрудников российских конструкторов Я. М. Гаккеля и А. С. Кудашева. Одновременно Т. Калеп, владелец местного завода двигателей, занялся проектированием и постройкой авиационных моторов. Однако РБВЗ вскоре перевел в свой самолетный отдел в Санкт-Петербург, а Калепу до переезда в Москву в 1915 г. так и не удалось получить крупных военных заказов на свои двигатели. В довоенной Риге проблемами полета начали заниматься инженеры В. Форссман и Ф. Цандер. Первый позднее стал конструктором первого в Германии многомоторного самолета, второй - одним из советских пионеров теории коcмического полета.
Ключевые слова
авиация, самолет, двигатель, Рига, завод «Мотор», РусскоБалтийский вагоностроительный завод, фабрика «Гелиос», Т. Калеп, О. Арнтцен, Я. М. Гаккель, А. С. Кудашев
Классификатор
Дата публикации
01.10.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
1198
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Baltische Sport-Zeitung. 1913. H. 4. S. 77-78; Rigasche Zeitung, Sport-Beilage. 3 Marz 1911. 
2. Делоне Н. Б. Как построить дешевый и легкий планер и научиться летать на нем. Киев, 1908
3. Rigasche Zeitung, Sport Beilage, 24 November 1910; Baltische Sport-Zeitung. 1913. H. 7. S. 135.
4. Sollinger, G. Villehad Forssman: Constructing German Bombers 1914-1918. Moscow: Rusavia, 2009. Р. 11-24
5. Sollinger, G. Development of Aviation in Riga 1909-1914: Pioneers, Organizations, Aeroplanes, Flights // Scientific Proceedings of Riga Technical University, History of Science and Higher Education. 2007. Serija 8. Sejums 11. P. 81-83
6. (Зильманович Д. Я. Теодор Калеп (1866-1913). М.: Наука, 1970
7. Album Academicum des Polytechnikums zu Riga. 1862-1912. Riga, 1912. S. 205
8. Rigasche Rundschau. 8 Marz 1910
9. Rigasche neueste Nachrichten. 11, 21 Mai 1910
10. Rigasche Rundschau. 21 Mai 1910
11. Rigasche Rundschau. 3 Marz, 18 Juni 1910
12. Rigasche neueste Nachrichten. 16 Juni 1910
13. Rigasche neueste Nachrichten. 12 Juni 1910
14. Rigasche Rundschau. 22 Mai, 7 Juli 1910
15. Rigasche neueste Nachrichten. 7 Juli 1910
16. Rigasche Rundschau. 12 Juli 1910
17. Rigasche Rundschau. 21 Februar 1911
18. Rigasche neueste Nachrichten. 7 Marz 1911
19. Воздухоплавательная промышленность в России // Вестник воздухоплавания. 1910. № 17. С. 37-38
20. Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М.: Машиностроение, 1994. С. 52-53, 627
21. Rigasche Zeitung, Sport-Beilage. 3 Marz 1911
22. Воздухоплавательная промышленность в России... С. 37-38
23. Rigasche neueste Nachrichten. 26, 28 Marz 1911.
24. Rigasche neueste Nachrichten. 7 April 1911.
25. Воздухоплавательная промышленность в России. С. 38.
26. Балдин С. Воздухоплавательные двигатели // Воздухоплаватель. 1909. № 8. С. 489- 516. № 9. С. 563-601
27. [Б. а., б.н.] // Воздухоплаватель. 1911. № 2. С. 127
28. Рынин Н. Мотор «Гном» // Воздухоплаватель. 1911. № 6. С. 362-371.
29. Зильманович. Теодор Калеп.. С. 193.
30. Там же. С. 143.
31. Rigasche Rundschau. 21 November 1913.
32. Ibid. 22 April 1914.
33. Ibid. 1, 2 Oktober 1913
34. Шавров. История конструкций самолетов... С. 115-116
35. История отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение. 1910-2010 гг. / Ред. Д. А. Соболев. М.: Русавиа, 2011. С. 9-10
36. Rigasche Zeitung, Sport-Beilage. 9 Marz 1911
37. Rigasche Rundschau. 2 November 1910; Шавров. История конструкций самолетов.. С. 157.
38. Rigasche Industrie-Zeitung. 1913. Nr. 17. S. 270.
39. Rigasche Industrie-Zeitung. 1911. Nr. 11. S. 175.
40. Rigasche neueste Nachrichten. 2 Mai 1911
41. [Б. а., б. н.] // Вестник воздухоплавания. 1911. № 10. С. 36
42. Осокин Д. Авиастроение в Латвии // Наука и техника. 1989. № 7. С. 15.
43. Rigasche neueste Nachrichten. 27 August 1911.
44. Шавров. История конструкций самолетов. С. 627.
45. Государственный архив Латвии. Ф. 1770. Оп. 1. Д. 220.
46. Rigasche Rundschau. 11 Juni 1912.
47. Ibid. 10, 11, 13 September 1912.
48. Ibid. 29 September, 6 Oktober 1912; Rigaer Tageblatt. 7 Oktober 1912.
49. Rigasche Rundschau. 14, 16 Oktober 1913.
50. Baltische Sport-Zeitung. 1913. H. 13. S. 255.
51. Шавров. История конструкций самолетов.. С. 627; История отечественной авиапромышленности. С. 36-39.
52. Baltische Sport-Zeitung. 1914. H. 5. S. 67-68.
53. Rigasche Rundschau. 25 Juni 1911
54. Rigasche neueste Nachrichten. 15 Juli 1911.
55. Rigasche Rundschau. 22 November 1912.
56. Шавров. История конструкций самолетов. С. 199-202.
57. Rigasche neueste Nachrichten. 7 Juli 1911.
58. Ibid. 23 August 1911.
59. Baltische Sport-Zeitung. 1913. H. 7. S. 135.
60. Irbitis, K. Of Struggle and Flight: The History of Latvian Aviation. Stittsville: Canada's Wings, 1986. Р. 12
61. Baltische Sport-Zeitung. 1913. H. 10. S. 199.
62. Rigasche Rundschau. 16 Juli 1913.
63. Rigasche Zeitung, Sport-Beilage. 10 Februar 1910.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести