Потомки визиря jww I в Абидосе в начале I Переходного периода. Часть I. Обзор источников
Потомки визиря jww I в Абидосе в начале I Переходного периода. Часть I. Обзор источников
Аннотация
Код статьи
S032103910010632-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Богданов Иван Валерьевич 
Аффилиация: Институт восточных рукописей РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Страницы
589-608
Аннотация

Статья представляет собой исследование стелы, проданной на аукционе в Монте-Карло в 2019 г. Она посвящена представителям знатной семьи из Абидоса (8 ном Верхнего Египта): st-jb=j и его матери HAt-kAw=j. Вельможа st-jb=j известен также по стелам Baltimore 22.424 и Louvre C 293. Лица, упомянутые на ложных дверях Brooklyn 86.226.29 и Cairo CG 1576, идентифицированы как старшие представители той же ветви аристократического рода, восходящего к визирю jww I, который служил еще царю ppj I. Все эти стелы датируются периодом от середины правления ppj II до начала IX династии.

Ключевые слова
Египет Древнего царства, VI династия, VIII династия, стелы из Абидоса
Классификатор
Получено
14.07.2020
Дата публикации
17.09.2020
Всего подписок
4
Всего просмотров
124
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Не так давно на аукционах Франции1 и Княжества Монако2 выставлялась на продажу интересная египетская стела. Далее в статье эта стела будет условно именоваться «Monte-Carlo», хотя после продажи в 2019 г. она исчезла из поля зрения ученых.
1. Pierre Bergé & Associés 2018, 16 (Lot 21) – URL: www.drouot.com/lot/publicShow/8797412; дата обращения: 31.05.2020. Прежнее появление на аукционе указано как «Hôtel des ventes Rameau, Versailles, 28 juin 1968». Датировка эксперта: «Première Période Intermédiaire».

2. Monte-Carlo 2019, 46 (Lot 75) – URL: hvmc.auction.fr/_fr/lot/fragment-de-bas-relief-funeraire-calcaire-restes-de-polychromie-en-bas-a-15186524#.XwGgQigzaUk; дата обращения: 06.07.2020. Прежнее появление на аукционе указано как «Paris, collection privée. Ancienne vente du 28 juin 1968 chez Me Blache, Versailles, lot 30 bis»; позже рельеф находился в частной коллекции. Старая этикетка на тыльной стороне плиты: «№ 101 – 3000F». Датировка эксперта – «Troisième Période Intermédiaire»появилась явно по недоразумению.
2 Стела имеет прямое отношение к истории семьи абидосских аристократов конца Древнего царства, предком которых был визирь jww I. Некоторые их памятники изданы, однако эта стела прошла мимо внимания исследователей, поскольку хранилась в частной коллекции и долго оставалась не доступной для них. Привожу ее краткое описание.
3 На стеле изображены дама и вельможа. Дама изображена стоящей в коротком парике, в длинном платье с лентой наискось и со стеблем лотоса в левой руке: она вдыхает его аромат. Идущий за ней вельможа, ее сын, носит длинный парик и платье с длинным передником, а также полукруглое ожерелье. Кожа и парики обоих персонажей окрашены в красно-охристый цвет. Следы красной краски сохранили и иероглифы.
4 Надписи размещены в следующем порядке: часть жертвенной формулы – в строке наверху, а ее остаток, титулы и имя дамы – в колонках справа от нее. Имя и титул сына также разделены: часть – наверху, остальное – справа от него.
5

ТРАНСКРИПЦИЯ, ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ И ПЕРЕВОД НАДПИСЕЙ

Жертвенная формула и легенда к фигуре хозяйки:

6
7
1. [Htp] rDj [nsw]t (Htp rDj) st-jrt3 nb AbDw [жертва], которую дают [царь] и Осирис, владыка Абидоса:
2. prt-xrw n {rxt-nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr} вызов жертв для {знакомой царя и жрицы Хатор}
3. jmAxwt xr jnj-Hrt блаженной у Онуриса,
4. rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr HAt-kAw=j знакомой царя и жрицы Хатор HAt-kAw=j.
3. К написанию сокращенной формулы Htp rDj nswt: Brovarski 1994a, 105.
8 Легенда к фигуре сына:
9
1. zA=s mrj=s ее сын, любимый ею,
2. smr-watj st-jb=j единственный друг st-jb=j.
10 На стеле полностью уничтожено самое начало жертвенной формулы, частично – конец первой колонки, а именно первый вариант титула и имени хозяйки. Причем стерты они были специально, так как их решили перенести поближе к фигуре, поэтому я из уважения к замыслу составителей надписи заключил полустертую часть в фигурные скобки.
11 Каких-либо отличительных особенностей орфографии, насколько можно судить по надписи столь плохой сохранности, в ней мало. Некоторые из них рассматриваются далее, по ходу повествования.
12

КОММЕНТАРИЙ К ИМЕНАМ

1. Имя HAt-kAw=j означает «Главная (из) моих Кау». Это имя известно также в пространном варианте – с предлогом jr «из»: HAt-(j)r-kAw=j «Лучшая из моих Кау», – что уточняет его смысл. Под Кау следует подразумевать всех детей и прочих потомков отца, который давал имя дочери при рождении. В справочнике староегипетских антропонимов приведены некоторые просопографические данные о носителях этого имени. Поскольку эти данные важны для атрибуции стелы, приведу их полностью с дополнениями и исправлениями. Почти все носители этого имени были женщинами.

13 1.1. Имя HAt-(j)r-kAw=j отмечено два раза4:
4. Scheele-Schweitzer 2014, 530 [2331].
14 1.1.1. HAt-(j)r-kAw=j, жена HqA nswt «царского правителя (некрополя)»5 kA=j-mnj6;
5. О титуле: Jones 2000, 669–670 (2450–2451); Hannig 2003, 889 (5 примеров).

6. LG 96 = G 8664; PM III.1 260; Hassan 1941, 103, fig. 91. V династия.
15 1.1.2. HAt-(j)r-kAw=j, мужчина (без титулов)7.
7. Жертвенник Stockholm, Medelhavsmuseet, MM 11438 (old E.1438). Peterson 1970–1971, 3 [I] (URL: collections.smvk.se/carlotta-mhm/web/object/3015566; дата обращения: 31.05.2020). Саккара(?). Конец VI–VIII династия.
16 1.2. Имя HAt-kAw=j встречается чаще и отмечено только у женщин8:
8. Scheele-Schweitzer 2014, 530 [2332].
17 1.2.1. HAt-kAw=j/mznt, хозяйка стелы Cairo CG 15769;
9. PM V 50; Borchardt 1964, 57–58, Bl. 75; Fazzini 1972, 36, fig. 3; Brovarski 1994b, 30–33, fig. 2.4; Kanawāti 2009, 36–37, 46, fig. 2. Абидос – Ком эс-Султан. Середина правления ppj II.
18 1.2.2. HAt-kAw=j, изображена на ложной двери Brooklyn 86.226.2910 (об этих двух дамах речь пойдет далее);
10. Fazzini 1972, 33–34, fig. 1. Fischer 2000, Frontispiece, 9; Bleiberg, Cooney 2008, 67 (57); URL: www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/4248; дата обращения: 31.05.2020. Датировки: «early Sixth Dynasty» согласно Fazzini 1972, 33–34 и Brovarski 1994b, 21 (n. 25), 22; «Dyn. VI» согласно PM VIII.3 15: 803-010-960. Я бы датировал эту ложную дверь концом правления ppj II.
19 1.2.3. HAt-kAw=j, дочь jrj=s11;
11. Kanawati et al. 1984, 47, 56, pl. 36. Саккара. VI династия.
20 1.2.4. HAt-kAw=j, дочь mHj, изображена среди прочих его детей на архитраве Boston, MFA 13.4338 из гробницы G 239112. Эд. Броварский полагал13, что ее назвали так в честь жены mrj-ra-mrj-ptH-anx(.j)/nxbw, хозяина гробницы G 2381. Блок Boston, MFA 13.4338 посвящен персонажу, который изображен на нем дважды, причем с двумя разными именами: nfrj и mHj. На имя nfrj / mHj адресована общая заупокойная формула Htp rDj nswt, поэтому nfrj / mHj наверняка следует считать одним человеком. Под именем nfrj он фигурирует на своей ложной двери в должности jmj-rA wpwt Hmw-kA «начальника поручений заупокойных жрецов»14, а отец mHj по имени jrj.n-Axt(j)/jrj носил тот же титул в пространной форме jmj-rA wpwt Hmw-kA mHj «начальник поручений заупокойных жрецов mHj» (архитрав Boston, MFA 13.4333)15, где mHj – это не кто иной, как визирь snDm-jb=j/mHj, который был похоронен в гробнице G 237816. В честь своего патрона jrj.n-Axt(j)/jrj назвал своего сына, отца HAt-kAw=j.
12. Giza Project: A812_NS. Датировка: ppj II nfr-kA-ra I. Ссылки на фотоархив проекта Гиза в Гарвардском университете / Бостонском Музее изобразительных искусств (в дальнейшем: Giza Project: номер фотографии) здесь и далее даются в соответствии с публикациями на сайте www.gizapyramids.org.

13. Brovarski 2000–2001, 72.

14. G 2391. Giza Project: A7304_NS, A6374_NS.

15. PM III.1 92; G 2391. Fischer 1968, pl. 30b; Markowitz et al. 2002, 110–111 (45); Giza Project: A812_NS, B1346_NS; URL: collections.mfa.org/objects/141714; дата обращения: 31.05.2020 .

16. PM III.1 87–89. Brovarski 2000, 133–160. См. также Brovarski 2000–2001, 71.
21 К этим случаям употребления имени, упомянутым в справочнике Шееле-Швайцер, следует добавить следующие:
22 1.2.5. HAt-kAw=j, жена mrj-ra-mrj-ptH-anx(.j)/nxbw. Изображена на рельефах Boston MFA 13.4349.2 и 13.5934.1 из гробницы G 238117;
17. Fischer 2000, 17, fig. 15; Giza Project: B1343_NS; B1330_NS; URL: collections.mfa.org/objects/467888; collections.mfa.org/objects/467880; дата обращения: 31.05.2020; ср. Brovarski 2001, 32. Датировка: ppj II nfr-kA-ra I. В справочнике Scheele-Schweitzer 2014, 530 [2332] ссылка на рельеф Boston MFA 13.4349.2 дается по первому изданию книги Г.Дж. Фишера (Fischer 1989, X, fig. 12).
23 1.2.6. HAt-kAw=j, жена jmj-xt pr-aA «начальника–замыкающего (служащих) дворца» ptH-Spss/jmpj18;
18. Два фрагмента архитрава Harvard Art Museums / Arthur M. Sackler Museum 1993.222 (The President and Fellows of Harvard College… 2000, 21; URL: www.harvardartmuseums.org/collections/object/303779; дата обращения: 31.05.2020). Бывшая коллекция Charles Dikran Kelekian, New York (1951–1982). Эти фрагменты происходят, вероятно, из Саккара. Конец VI династии.
24 1.2.7. Xkrt nswt wat(j)t «единственная царская прелестница»19 HAt-kAw=j-j20, дочь Xkrt nswt wat(j)t «единственной царской прелестницы» rwDt-j21.
19. Титул Xkrt nswt wat(j)t «единственная царская прелестница» являлся женским аналогом мужского статусного титула smr-watj «единственный друг». Оба титула показывали принадлежность к высшим слоям аристократии. Ядро титула – Xkrt «прелестница» иногда переводят как «украшение» (Jones 2000, 795 (2900)), однако в реальности оно является participium perfecti activi женского рода от глагола Xkr «быть прелестным» (отсюда каузатив sXkr «украшать»). Обычная связка мужских аристократических титулов smr-watj «единственный друг» и Xrj-Hbjt «жрец–носитель ритуальных свитков» не имеет феминизированных форм, поскольку она соответствовала паре женских титулов Xkrt nswt wat(j)t «единственная царская прелестница» и Hmt-nTr Hwt-Hr «жрица Хатор». Первый титул в паре был показателем высшего уровня знатности, второй же давал право участия в священнодействиях.

20. К значению окончания -j в именах: Daoud 2018, 110 (с литературой). На стелах (в суперструктуре гробницы) оно появляется в самом конце VI династии или позже.

21. Стела Genève MAH.015198 (Valloggia 1974, 251–253, fig. 2; URL: >>>> дата обращения: 31.05.2020). Происхождение неизвестно. Начало I Переходного периода.
25 Из перечисленных памятников стелы 1.2.1. HAt-kAw=j/mznt (CG 1576), 1.2.2. HAt-kAw=j (Brooklyn 86.226.29) и 1.2.7. HAt-kAw=j-j (Genève MAH.015198) происходят из провинциальных некрополей. Остальные четыре дамы (1.2.3–1.2.6) известны по памятникам из Мемфисского региона (Саккара или Гизы).
26 2. Имя st-jb=j означает «Мое желание». Это имя в Древнем царстве употреблялось и как мужское, и как женское.
27 Женское имя st-jb=j отмечено два раза22 st-jb-t-j (Jéquier 1929, 56, fig. 62), с феминизацией через -t и окончанием для гипокористика -j.]]].
28 2.1. В надписи с обращением к коллегам из корпорации xntjw-S пирамиды nfr-swt-wnjs, составленной jzj. Эту надпись он поместил в своей гробнице близ процессионной дороги к пирамиде wnjs23. В тексте он упоминает своего отца kA=j-tp-t(j)24 и свою мать st-jb=j.
29 2.2. На фрагменте архитрава jzj25. Этот jzj носил эпитет jmAxw xr wnjs «блаженного у wnjs», а его жена по имени rxtj была Hmt-nTr Hwt-Hr mrt-wnjs «жрицей Хатор святилища mrt-wnjs». Среди их детей на архитраве присутствуют сын kA=j-tp(j) (дважды) и дочь st-jb=j. У супругов было также двое дочерей с именами mr(j)t-jt=s и nfr-nfr-swt-wnjs (названа в честь пирамиды царя wnjs) и двое сыновей – [zA=f] smsw [...]«[его] старший [сын ...]» и jqr. Таким образом, эта семья имела отношение к культу царя wnjs в пирамиде nfr-swt-wnjs.
30 И архитрав, и надпись jzj датируются концом VI династии и принадлежат, безусловно, одному и тому же человеку. Учитывая редкость имени st-jb=j, надо полагать, что jzj назвал двоих детей в честь своих родителей: kA=j-tp(j) и st-jb=j.
31 Известен также один мужчина с именем st-jb=j26; он изображен на двух стелах: Baltimore 22.424 и Louvre C 293. Безусловно, st-jb=j на этих стелах и на стеле Monte-Carlo – одно и то же лицо. Все эти стелы, включая Monte-Carlo, оформлены одинаково, хотя изготовлены явно разными мастерами. К сожалению, происхождение всех трех стел неизвестно; предположительно, это Гирга (некрополь Абидоса).
26. Ziegler 1990, 216; Scheele-Schweitzer 2014, 631 [2994].
32

ПАМЯТНИКИ РОДА

st-jb=j И HAt-kAw=j Стелы Baltimore 22.424 и Louvre C 293 давно опубликованы, описаны и введены в научный оборот, поэтому далее я приведу лишь транскрипцию и перевод основных текстов на этих памятниках.

33 1. Стела Baltimore, The Walters Art Museum 22.42427
27. PM VIII.3 10: 803-010-580; Fischer 1981, 151–154, Taf. 24 (art.thewalters.org/detail/11921/ funerary-stele). Датировки: Fischer 1981, 154: «no earlier than the reign of Pepy II»; Brovarski 1994b, 20: «Sixth Dynasty»; Munro 1994, 261, 265: «frühe 1. ZwZ»; PM VIII.3 10: 803-010-580: «probably late Dyn. VI».
34

Жертвенная формула наверху:

35
Htp rDj nswt (Htp rDj) st-jrt nb AbDw prt-xrw Жертва, которую дают царь и Осирис, владыка Абидоса: вызов жертв (для)
36

Легенда к мужской фигуре слева:

37
smr-watj [Xrj-tp] nswt [...] единственного друга и [поверенного] царя, [...]
38

Вертикальная легенда к мужской фигуре слева:

39
sHD Hmw-nTr mwt nswt anx-n=s-ppj mHnw28 (mH), к тому же иначе непонятна роль черты перед w.]]]. инспектора жрецов матери царя anx-n=s-ppj29 mHnw
40

Легенда к мужской фигуре справа:

41
smr-watj Xrj-tp nswt st-jb=j-j (и) единственного друга и поверенного царя st-jb=j-j.
42 Как справедливо замечает Фишер, st-jb=j-j скорее всего был отцом mHnw («although their relationship is not specified, one might surmise that the older man is the owner’s father»). Фигура справа выглядит представительнее – и по стати, и по форме одежды.
43 2. Стела Louvre C 293 [E.11343]30
30. PM VIII.3 31: 803-016-010; Ziegler 1990, 215–217 (38); Étienne 2006, 7 (5); 2009, 121 (82). Датировка в Ziegler 1990, 215: ppj II.
44

Жертвенная формула наверху:

45
Htp rDj nswt (Htp rDj) jnpw tpj-Dw=f prt-xrw n jmAxw st-jb=j жертва, которую дают царь и Анубис, глава своей горы: вызов жертв для блаженного st-jb=j.
46

Легенда к мужской фигуре слева:

47
smr-watj Xrj-tp nswt jmAxw st-jb=j Единственный друг и поверенный царя, блаженный st-jb=j.
48

Легенда к мужской фигуре справа:

49
jmAxw xr jnj-Hrt smr-watj st-jb=j Блаженный у Онуриса, единственный друг st-jb=j.
50 На этой стеле хозяин изображен дважды, и все надписи посвящены только ему.
51 Любопытно, что на разных стелах имя st-jb=j высечено по-разному: (Louvre C 293, трижды), (Baltimore 22.424) и (Monte-Carlo). Самая качественная по исполнению стела – это, несомненно, Louvre C 293: она хорошо отшлифована, детали фигур и иероглифы тщательно проработаны. Чуть ниже качеством – стела Baltimore 22.424; изображение mHnw здесь явно хуже по исполнению, чем фигура st-jb=j-j. Наконец, стела Monte-Carlo и вовсе лишена карниза и профилей (фреймов), ее поверхность плохо отшлифована, черты лиц персонажей схематичны и невыразительны, иероглифы вырезаны грубо. Несмотря на то что стела Monte-Carlo должна быть самой ранней, она изготовлена хуже остальных.
52 Отдельный интерес представляют благочестивые титулы jmAxwt xr jnj-Hrt «блаженная у Онуриса» у HAt-kAw=j на стеле Monte-Carlo и jmAxw xr jnj-Hrt «блаженный у Онуриса» у st-jb=j на стеле Louvre C 293. Онурис («Несущий небо (букв. ‘даль’ или ‘верх’)») был местным божеством Тиниса (8 ном Верхнего Египта); титул jmAxw «блаженный» в сочетании с его именем встречается исключительно редко. Все известные примеры употребления эпитета jmAxw xr jnj-Hrt «блаженный у Онуриса» в III тыс. до н.э. датируются концом VI – началом XI династии31. Помимо HAt-kAw=j и st-jb=j, известны следующие лица, отметившие этот эпитет на своих памятниках:
31. Данные по эпитету jmAxw xr jnj-Hrt «блаженный у Онуриса»: Jones 2000, 17 (79–80) (3 примера); по эпитету jmAxwt xr jnj-Hrt «блаженная у Онуриса»: Jones 2000, 39 (198) (2 примера); Brovarski 2018, 63–64. Неполный обзор источников III тыс. до н.э. о боге Онурисе: Shaikh al Arab 2008, 6–50.
53
  1. jxj «блаженная у Онуриса (32. Южная Саккара (1 ном Нижнего Египта). Конец VI–VIII династия.
  2. b(w)-km.n=j: jmAxwt xr jnj-Hrt «блаженная у Онуриса (33. Нага эд-Дейр (?, 8 ном Верхнего Египта). IX династия.
  3. mrw/jj: jmAxw xr jnj-Hrt nb Tnj «блаженный у Онуриса (), владыки Тиниса»34. Нага эд-Дейр (8 ном Верхнего Египта). IX династия.
  4. nbt: jmAxwt xr jnj-Hrt «блаженная у Онуриса (35. Эль-Хававиш (9 ном Верхнего Египта). IX династия.
  5. sn-jt=f: jmAxw xr jnj-Hrt «блаженный у Онуриса (36. Нага эд-Дейр (?, 8 ном Верхнего Египта). X – начало XI династии.
54 Отличительной особенностью всех источников Древнего царства – начала I Переходного периода об Онурисе37 является отсутствие в его имени сокращения элемента Hrt «небо» до знака , который появляется лишь в краткой форме имени в конце XI династии38[[[38. Fischer 1977, 13–14. Детерминатив вместо к слову Hrt «небо, верх, даль» отмечен уже при VIII династии: Brovarski 2018, 168, fig. 9.9.]]].
55 Изложенные данные дают дополнительные основания считать 8 ном Верхнего Египта, т.е. Абидос, местом, откуда происходят стелы Monte-Carlo и Louvre C 293.
56 К этой группе стел примыкает ложная дверь Brooklyn 86.226.29 (old L69.19).
57

Надписи на притолоке:

58
jn zAt=s mr(j)t=s rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr HAt-kAw=j jr(j).t(j) n=sn(j) sk sn(j) sDA.w(j) r jmnt nfrt Это ее дочь, любимая ею, знакомая царя и жрица Хатор HAt-kAw=j, исполнила для них, когда они были перевезены на прекрасный запад (т.е. были похоронены).
59

Легенда к женской фигуре наверху:

60
Htp rDj nswt (Htp rDj) st-jrt prt-xrw n=s rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr DfAt-kA=j39), типичном для конца Древнего царства и позже: Fischer 1996, 17, n. 19; El-Masry 2005–2007, 63 (fig. 1), 64–65, 70.]]] Жертва, которую дают царь и Осирис: вызов жертв для нее, знакомой царя и жрицы Хатор DfAt-kA=j
61

Легенда к сидящей мужской фигуре на центральной панели справа:

62
jmj-rA mSa TAzw=j40 Военачальник TAzw=j.
40. Scheele-Schweitzer 2014, 738 [3734]: 4 примера Древнего царства.
63 Две женские фигуры справа и слева, а также сидящая женская фигура на центральной панели слева оставлены без пояснений: их заменяют надписи наверху.
64

Легенда на тимпане:

65
rxt nswt DfAt-kA=j Знакомая царя DfAt-kA=j.
66 Легенда к стоящей женской фигуре слева:
67
jmAxwt xr jnpw tpj-Dw=f jmj-wt nb tA-Dsr rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr DfAt-kA=j блаженная у Анубиса, главы своей горы, пребывающего в бальзамировочной, владыки Святой земли, знакомая царя и жрица Хатор DfAt-kA=j.
68

Легенда к фигуре сына слева:

69
zA=s wa(jw)41 ее сын wa(jw).
41. Scheele-Schweitzer 2014, 319 [836]: 4 примера Древнего царства.
70

Легенда к идущей мужской фигуре справа:

71
jmAxw xr wsjr xntj-jmntjw jmj-rA mSa TAzw=j блаженный у Осириса, предводителя обитателей запада (т.е. покойников), военачальник TAzw=j.
72

Легенда к фигуре сына справа:

73
zA=f mrj=f Spsj nswt wa(jw)-m-kAw=j42 его сын, его любимый, царский вельможа wa(jw)-m-kAw=j.
42. Для Древнего царства это мужское имя уникально (Scheele-Schweitzer 2014, 319 [837]). В эпоху Среднего царства оно отмечено только у одного лица на трех стелах из Абидоса: Ranke 1935–1952, I, 76, 16; Franke 1984, 108 (125); Stefanović 2016, 69 (134). ANOC 58.1–3. Последняя публикация всех трех стел: Baines 2009, 18–19, 21, fig. 1–2, 4a. Стела Liverpool GM E.30 опубликована также в работе Hill 2010, 230, fig. 2. XIII династия.
74 Несмотря на стилистические и типологические различия, некоторые исследователи часто ставят эту ложную дверь в один ряд со стелами Louvre C 293 и Baltimore 22.424. В частности, сочетание prt-xrw n43 имеет особое графическое оформление на всех трех памятниках44. Стела Monte-Carlo позволяет уточнить родственные связи между изображенными на них персонажами, поскольку и на стеле Monte-Carlo, и на ложной двери Brooklyn 86.226.29 присутствует женщина по имени HAt-kAw=j.
43. Brovarski 1994b, 21–22; Metawi 2014, 272.

44. Подобная графика prt-xrw n отмечена и на некоторых других стелах позднего Древнего царства, например: 1. pfs (BM EA 195 [832]. PM VIII.3 26: 803-014-467; Brovarski 1994a, 107–109, 118, fig. 2). Начало VII/VIII династии. Происходит, вероятно, из Абидоса. 2. anx-mrj-ra/ jHj-n=s (CG 1483: Borchardt 1937, 174–175, Bl. 39). Датировка: mrj.n-ra – ppj II (Brovarski 2006, 112; Gourdon 2005, 179). 3. nfr-mAat / jtj (Wien ÄS 5895. Hein, Satzinger 1993, 149–152). Титул, который носит хозяин стелы – zAb aD-mr pr-aA «дворцовый судья и губернатор» – исчезает из источников уже в конце Древнего царства, поэтому я отношу этот памятник к VIII династии, хотя обычно его датируют более поздним временем, ср. PM VIII.3 61: 803-023-220: «1st Int. Period»; Hein, Satzinger 1993, 149: «1. Zwischenzeit/frühe 11. Dyn»; Franke 2013, 78, n. 12: «Middle Kingdom».
75 Содержание надписей на ложной двери Brooklyn 86.226.29 таково: Hm(t)-nTr Hwt-Hr «жрица Хатор» HAt-kAw=j посвятила этот памятник родителям – отцу jmj-rA mSa «военачальнику» TAzw=j, матери rxt nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr «знакомой царя и жрице Хатор» DfAt-kA=j, а также брату wa(jw)-m-kAw=j/wa(jw). Обращение дочери только к матери (она называет себя именно ее дочерью – zAt=s) и адрес на притолоке и тимпане свидетельствуют, что хозяйкой памятника в первую очередь является DfAt-kA=j. Как считала Л. Зеленкова45, военачальник TAzw=j мог быть отчимом HAt-kAw=j. На самом деле дочь могла составить эпитафию с начальным обращением только к матери лишь потому, что та умерла позже своего супруга. Во всяком случае, персонаж по имени wa(jw)-m-kAw=j/wa(jw) был родным сыном DfAt-kA=j и TAzw=j, поскольку он именуется и zA=f (рядом с отцом), и zA=s (рядом с матерью). Оба супруга не называются ни матерью, ни отцом женщины, посвятившей им эту ложную дверь, хотя мы точно знаем, что она была дочерью DfAt-kA=j. Таким образом, нет веских причин считать TAzw=j отчимом HAt-kAw=j – он был наверняка ее родным отцом. В пользу этого заключения свидетельствуют и данные по филиации zA=s/zAt=s ‘ее сын’ / ‘ее дочь’, применявшейся в тех случаях, если памятник принадлежал самой матери или она занимала особое место на памятнике из гробницы своего родственника, в том числе мужа, который, как правило, являлся и отцом ее детей.
45. Zelenkova 2008, 305.
76 На памятниках, посвященных женщинам, филиация zA=s/zAt=s ‘ее сын’ / ‘ее дочь’ встречается нечасто46. На мужских же памятниках или в мужских гробницах титул zA=s / zAt=s ‘ее сын’ / ‘ее дочь’ у детей хозяина, изображенных рядом с матерью, засвидетельствован десятки раз; по этим данным в научной литературе составлены хорошие сводки47. В эти перечни можно включить новые данные, а также ранее учтенные памятники с чтениями имен, исправленными по более полным изданиям, в частности:
46. McCorquodale 2013, 59–61, 108: wnSt (G 150), xntj-kAw=s (G 166: гробница G 5140), xntj (G 178), ATt-kA=j (P 083), Hnwt (P 084), nfrtj/jtj (P 122), Hmt-ra (G 271); Table R; Table S-1 – S-3. Дополнения см. ниже.

47. McCorquodale 2013, 108–117, Table R; Kokina 2015, 88–97, с пояснением: «Случаи, когда в гробнице были изображены женщины (не жены владельцев гробниц) с “ее” детьми, но без мужей, не включены в список» (с. 96, прим. 34). Е.А. Кокина выделяет целый ряд случаев употребления терминов родства zA=s/zAt=s ‘ее сын’ / ‘ее дочь’ применительно к детям на памятниках их отцов (ibid., 92–94, № 12, 14, 15, 24, 28, 29, 40, 46).
77
  1. jn(j)t-kA=s: zAt=s «ее доч(ери)»: Hnwt=sn, nj-anx=j-bAstt, zAt=s «ее дочь» nj-kAw=j-Hwt-Hr. Жена Tj, хозяина гробницы48;
  2. bbj: zAt=s «ее дочь» sxt-jw(j).t(j), zAt=s «ее дочь» Hzj=sn, zAt=s «ее дочь» kAw, zAt=s «ее дочь» kA=j. Жена wAhj, владельца гробницы49. Все четыре дочери изображены на западной стене слева от матери. На северной стене три девушки по имени wHA (сразу у двоих) и Hzj=sn с сокращенным указанием филиации zAt «дочь», а также двое юношей с титулом zA=f «его сын», вновь изображены слева от матери50. В обеих сценах bbj изображена стоящей за мужем. Таким образом, сыновей связали с отцом, а дочерей – с матерью, разделив семью на мужскую и женскую половины.
  3. pfs: zAt=s smswt «ее старшая дочь» n(j)-s(j)-jrt=j51;
  4. mrt-jt=s: zAt=s Xt «ее родная дочь» nrw-Hmt. Жена wa-zATw, владельца памятника52;
  5. mrt-mjnw: zA=s «ее сын» wAH-tj. Мать wAH-tj, хозяина гробницы53;
  6. n(j)-s(j)-jrt=j: zAt=s «ее дочь» HAt-kAw=j/mznt. Мать хозяйки стелы Cairo CG 1576 (см. далее);
  7. n(j)-sj-nmtj: zAt=s «ее дочь» n[...]. Жена jtj=sn, владельца гробницы54, которую Захи Хавасс поначалу называл Nsy-Hr и считал женой pttj. Захи Хавасс неверно понял и многие другие надписи из этой гробницы55. В частности, легенду к детям jtj=sn следует читать: zA=f «его сын» mn-anx и zA=f «его сын» jtj=sn-nDs56, – а легенду к детям pttj – msw=f «его дети»: n(j)-s(w)-m-anx, nfr-Hr-nmtj57. Надпись над изображением pttj с сыновьями58 следует читать: rx nswt jtj=sn Dt sHD nfrw pttj «знакомого царя jtj=sn вечность, инспектор молодцев pttj» 59. Именно jtj=sn и был владельцем гробницы G.S.E.1923, которую Хавасс приписал pttj, и именно jtj=sn изображен со своими сыновьями mn-anx и jtj=sn Младшим на рельефе со знаменитым «проклятием» 60. Расхожее в литературе мнение о принадлежности гробницы G.S.E.1923 pttj следует пересмотреть в пользу jtj=sn. Его подчиненный pttj изобразил себя с сыновьями в гробнице начальника, тем самым включив себя в культовое пространство своего патрона, которое обозначается как jtj=sn Dt «jtj=sn – (его) вечность». Как правило, в подобных надписях термин Dt квалифицируют как титул подчиненного индивида61, однако на самом деле он номинировал культовое пространство вельможи (или царя), в котором его клиент или родственник разместил памятники своего собственного заупокойного культа. Эти отношения заверялись формулой «A – Dt(=f) – B», где A – патрон, Dt(=f) – его заупокойное пространство, B – клиент. Иначе говоря, термин Dt «вечность» относится к памятнику, а не к изображенному на нем человеку.
  8. nfr-Htp=s: zAt=s «ее дочь» nj-anx=j-Hwt-Hr, zA=s «ее сын» nj-anx=j-ra. Жена nfr-TAz=j, хозяина гробницы62;
  9. rwDt-j: zAt=s «ее дочь» HAt-kAw=j-j. Стела Genève MAH.015198 (см. выше);
  10. rnpt-nfrt: zA=s «ее сын» pr-Hr-nfrt. Жертвенник с посвящением матери от сына, fnx(w) «плотника» pr-Hr-nfrt63;
  11. HAt-kAw=j: zA=s «ее сын» st-jb-j. Стела Monte-Carlo;
  12. zA-Hwt-Hr: zAt=s «ее дочь» ptH-m-zA.s64;
  13. snbt: zAt=s «ее дочь» jnj65. Обе женщины присутствуют и на ложной двери sfxj, мужа snbt. На памятнике своего отца jnj изображена вместе с остальными детьми и именуется zAt=f «его дочь»66;
  14. snt-kAw=j: zA=s «ее сын(овья)» DHwtj-Htp, jnbA, zAt=s «ее дочь» rrwt (или rwjt)67. Муж snt-kAw=j изображен слева от нее. Здесь же помещена надпись, из которой следует, что он и изготовил эту ложную дверь для своей жены: jn hj=s jr(j.j) n=s jmj-rA Hwt-Smat rwD «это ее муж, тот, кто сделал для нее , начальник предприятия по производству тонких тканей rwD». Один из детей по имени jnbA изображен на ложной двери своего деда, «начальника предприятия по производству тонких тканей» (jmj-rA Hwt-Smat) zkr-Htp, и бабки, mrtrt (женский индикатор знатности, его точное значение неизвестно) dwAt-nbw68. Этот памятник посвятил своим родителям все тот же неутомимый «начальник предприятия по производству тонких тканей» rwD69. Здесь же он изобразил и свою жену snt-kAw=j, и сына jnbA, и многих других служащих или родственников, причем никто, кроме отца и матери (которую он называет Hmt=f «его женой», т.е. женой zkr-Htp), не пояснен терминами родства. Таким образом, пропуск указаний филиации на этих памятниках не является доказательством отсутствия родственных отношений, которые подтверждаются простым сопоставлением данных разных источников70.
  15. snt: zAt=s «ее дочь» ttj, zAt=s «ее дочь» Tnj. Ложная дверь из гробницы ее мужа jpj (no. 481) в Бени Хасане71;
  16. sHAt: zAt=s «ее дочь» Hptj72;
  17. sdxj: zA=s «ее сын» Xrj-Hbjt «жрец–носитель ритуальных свитков» snDm=j / snj73;
  18. kA=s-jt=s: zAt=s «ее дочь» n(j)-sj-(jt=j)74 – «та, что принадлежит моему отцу») представлено лишь идеограммой «рогатая гадюка», что является редким явлением в эпиграфике Древнего царства; см. подобные примеры орфографии имени mr(j)t-(jt)=s «любимая своим отцом»: Scheele-Schweitzer 2014, 394–396 [1377], – в которых детерминатив гадюки также превратился в идеограмму, заменив собой все слово «отец».]]], zAt=s «ее дочь» xwjt, zA=s «ее сын» mHj. Все трое изображены на архитраве Boston, MFA 13.4337, и, помимо этого, две дочери (xwjt и n(j)-sj-(jt=j)) – отдельно на ложной двери kA=s-jt=s in situ, в гробнице G 239175. Жена jrj.n-Axt(j)/jrj (архитрав Boston, MFA 13.4333)76.

Термины родства zA=s/zAt=s «ее сын» / «ее дочь» в гробницах Куббет эль-Хава засвидетельствованы несколько раз – как у родственников хозяев гробниц, так и у их челяди77. Все они относятся к концу VI–IX династии.

19. mTnw=j-anx: zAt=s «ее дочь» nfr-anqt78;20. spj / jpj: zA=s «ее сын» smr Xrj-tp nswt «(придворный) друг, поверенный царя» n-mwt=f79;21. snt=j-j: zAt=s «ее дочь» Hr-m-kAw=s; zAt=s «ее дочь» jmA; zA=s nfr-jmAw; zA=s «ее сын» TTj80;22. jwt=j: zA=s «ее сын» jnj, zA=s «ее сын» HqA-jb=j81;23. Htpt=j-j: zAt=s smswt «ее старшая дочь» snt-j, zAt=s «ее дочь» sTt-Htp-j82;24. mn-nfr-ppj: zAt=s «ее дочь» twj, zAt=s «ее дочь» kwtj83;25. sbk-HA-jr(j)?: zAt=s «ее дочь» jmt=s(?)84;26. wAD-kAw=s: zA=s «ее сын» HqA-jb=j-j, zAt=s mrjt=s xtmt(j)t «ее дочь, любимая ею, ключница» nb-kA-tA?85;27. Hbs-j?: zAt=s «ее дочь» Hzt86;28. wAD-kAw=s: zAt=s «ее дочь» [?]87;29. jm..?: zA=s «ее сын», zAb zS «судейский писарь» sAb.n=j-j88;30. nfr-anqt: zAt=s «ее дочь» nfr-anqt, zAt=s «ее дочь» Hzt89;31. Tzt: zAt=s «ее дочь» sSmt=j90.

78 Памятники Hmt-nTr njt wp(jw)t-wAwt «жрицы Нейт, открывающей пути» и nb(t) jmAx xr Hwt-Hr nb(t) nht «госпожи блаженства у Хатор, владычицы сикоморы» по имени xntj-kAw=s, дают повод для дискуссии91. Она построила для себя гробницу в Гизе, в которой центральное место занимает ложная дверь92. Хотя ее хозяйкой была сама xntj-kAw=s, на ней есть и адрес для некоего [jmj-rA] mSa «военачальника» jsw, который составила для него его дочь с титулом [rxt] nswt «[знакомая] царя»; имя ее не сохранилось. Прочие дети xntj-kAw=s названы msw=s «ее детьми»93, с именами wsrt-kA=j и jwn-kA=j, а напротив них изображен zA=s mrj=s «ее сын, любимый ею» kA=j-nfr. Военачальник jsw мог быть либо мужем xntj-kAw=s, которому посвятила надпись их общая дочь, либо ее отцом, тогда автором посвященной ему надписи была сама xntj-kAw=s94. О том, кем был этот военачальник jsw, можно судить лишь по фрагментам рельефов в гробнице xntj-kAw=s, надписи на которых не сохранились, поэтому интерпретировать их можно двояко. Так, у входа в погребальную камеру и на западной стене восточной камеры изображена супружеская чета95; Х. Юнкер считал, что на обоих рельефах изображены родители xntj-kAw=s96. На западной стене восточной камеры xntj-kAw=s изображена отдельно от сидящей супружеской четы, как главный персонаж, потому эта версия в общем справедлива. Однако на центральной панели ложной двери справа вновь представлена супружеская чета, а слева, напротив нее, сидит еще один мужской персонаж. Самое простое объяснение этой композиции – здесь изображена сама xntj-kAw=s с мужем, а напротив изображен их сын (скорее всего kA=j-nfr). На западной стене западной камеры изображены уже четыре фигуры: мальчик – чета (мужчина и женщина) – мужчина97; наиболее вероятно, здесь также представлены xntj-kAw=s, ее муж, их сын и внук98. Таким образом, муж xntj-kAw=s также присутствует в ее гробнице как объект культа, хотя на ложной двери, возможно, он вовсе не упоминается.
91. G 5140. PM III.1 148–149.

92. Torino, Museo Egizio, Suppl. 1848/1. Curto 1963, 58–61, fig. 19, pl. 15. Giza Project: TUR_Dia021_AC049, TUR_NEGA0692, TUR_NEGE0242, TUR_NEGB2901.

93. Титул msw=s «ее дети» встречается также на ложной двери nj-anx=j-Hwt-Hr (Cairo CG 1506 (JdE 4738); PM III.2 612. Borchardt 1937, 211, Bl. 44). Саккара. VI династия. Хозяйка вновь представлена сидящей за столом с мужем, zS «писарем» pr-nDw, а ниже изображены 6 ее дочерей. См. также Scheele-Schweitzer 2008, 352; Kokina 2015, 93. В завещании nj-kA=j-anx начала V династии дети nj-kA=j-anx и его жены Hknw-HDt именуются msw=s «ее дети» только в преамбуле; в прочих случаях употребляется сочетание msw=f/j «его/мои дети» (Sethe 1932–1933, 25,10; Thompson 2014, 46, pl. 22a, 56).

94. Посвятительные надписи дочерей памяти отцов встречаются редко: Chauvet 2004, 2, 472 [49], 571 [127]. Кстати, известна только одна эпитафия матери, составленная дочерью, – как раз на ложной двери Brooklyn 86.226.29.

95. G 5140. Junker 1944, 71 (Abb. 30b), 73 (Abb. 31). Giza Project: AEOS_II_2675; AEOS_II_2674_1.

96. Junker 1944, 71.

97. Junker 1944, 77, Abb. 32. Giza Project: A6429_NS; AEOS_I_5789.

98. Х. Юнкер считал, что здесь изображены родители и братья и сестры («Eltern und Geschwister») xntj-kAw=s (Junker 1944, 71); ср. McCorquodale 2013, 59: «Junker identifies them as the xntj-kAw=s’ father, xntj-kAw=s herself and either her husband or brother».
79 Последний памятник, имеющий отношение к семье HAt-kAw=j, – Cairo CG 1576. Эта ложная дверь дает ценные сведения о первых трех поколениях династии визиря jww I по линии его дочери n(j)-s(j)-jrt=j99. Приведу основные надписи с именами и титулами в верхней части этой ложной двери.
99. Имя: Scheele-Schweitzer 2014, 257 [429], с чтением Jr(j).t.n=s «die sie erschaffen hat». Добавить: Wien ÄS 5895 (Hein, Satzinger 1993, 149–152); BM EA 195 [832] (см. выше).
80

81
jmj-rA njwt tAjtj zAb TAtj jww Градоначальник и визирь jww.
82

83
zAt=f mr(j)t=f Spst nswt n(j)-s(j)-jrt=j Его дочь, его любимая, царская аристократка n(j)-s(j)-jrt=j.
84

85
zAt=s Spst nswt Hm(t)-nTr Hwt-Hr HAt-kAw=j rn=s nfr mznt Ее дочь, царская аристократка и жрица Хатор HAt-kAw=j/mznt.
86 В нижней части ложной двери приводятся имена HAt-kAw=j (1 раз) и mznt100 (7 раз) в разных сочетаниях с титулами и эпитетами rxt nswt, Spst nswt, Hmt-nTr Hwt-Hr и jmAxwt «знакомая царя, царская аристократка, жрица Хатор, блаженная».
87 Значение женского имени mznt неясно. В форме оно отмечено также на стеле Cairo CG 1616 из Абидоса101. Эта mznt была дочерью nDm-jb=j/xnms и jnj (в обеих публикациях в этом имени нарисован знак «черепаха» вместо очевидного «рыба»-jn)102. Наиболее вероятно, имя mznt является чужеземным заимствованием. Между женщинами по имени HAt-kAw=j стел Cairo CG 1576 и Brooklyn 86.226.29 определенно существовала связь, хотя на этих памятниках явно изображены разные дамы. На основании изложенных данных можно допустить, что изображенная на ложной двери Brooklyn 86.226.29 DfAt-kA=j была дочерью HAt-kAw=j/mznt и дала имя своей дочери HAt-kAw=j в честь матери.
88 Именно дочь DfAt-kA=j по имени HAt-kAw=j изображена и на стеле Monte-Carlo. Таким образом, родственные связи между потомками визиря jww I уточняются на основании косвенных свидетельств ложной двери Brooklyn 86.226.29 и стелы Monte-Carlo.
89 Таковы источники по истории знатной абидосской семьи, для реконструкции которой важную связующую роль сыграла новая стела Monte-Carlo. Заключительная часть этого исследования будет посвящена генеалогии этой династии, насчитывающей 7 поколений от визиря jww I, служившего царю ppj I, до инспектора жрецов царской матери mHnw, жившего в конце VIII начале IX династии. Поскольку документы по истории этой семьи содержат и данные о царице anx-n=s-ppj, то проблеме идентификации этой царицы в разных источниках также будет уделено заметное место103.
103. Благодарю Д.О. Сычева за помощь в работе над статьей.

Библиография

1. Azzam, L.M. 2015: The false door of Senet at Beni Hassan. In: F. Haikal (ed.), Mélanges offerts à Ola el-Aguizy. (BdE, 164). Le Caire, 39–49.

2. Baines, J. 2009: The stelae of Amenisonbe from Abydos and Middle Kingdom display of personal religion. In: D. Magee, J. Bourriau, St. Quirke (eds.), Sitting Beside Lepsius: Studies in Honour of Jaromir Malek at the Griffith Institute. (OLA, 185). Leuven, 1–22.

3. Berger-El-Naggar, C. 2005: Cultes de reines et cultes privés dans le cimetière de la famille royale de Pépy Ier. In: L. Pantalacci, C. Berger-El-Naggar (eds.), Des Néferkarê aux Montouhotep: travaux archéologiques en cours sur la fin de la VIe dynastie et la Première Période Intermédiaire. Actes du colloque CNRS – Université Lumière-Lyon 2, tenu le 5–7 juillet 2001. (TMOM, 40). Lyon–Paris, 15–29.

4. Bleiberg, Ed., Cooney, K.M. 2008: To Live Forever: Egyptian Treasures from The Brooklyn Museum. Brooklyn (NY)–London.

5. Borchardt, L. 1937: Denkmäler des Alten Reiches (ausser den Statuen) im Museum von Kairo. Nr. 1295–1808. Teil I: Text und Tafeln zu Nr 1295–1541. Berlin.

6. Borchardt, L. 1964: Denkmäler des Alten Reiches (ausser den Statuen) im Museum von Kairo. Nr. 1295–1808. Teil II: Text und Tafeln zu Nr. 1542–1808. Le Caire.

7. Brovarski, Ed. 1994a: Abydos in the Old Kingdom and First Intermediate Period, part I. In: C. Berger, G. Clerc, N. Grimal (eds.), Hommages à Jean Leclant. Vol. I. (BdE, 106/1). Le Caire, 99–121.

8. Brovarski, Ed. 1994b: Abydos in the Old Kingdom and First Intermediate Period, part II. In: D.P. Silverman (ed.), For his Ka: Essays Offered in Memory of Klaus Baer. (SAOC, 55). Chicago, 15–44.

9. Brovarski, Ed. 2000–2001: The Senedjemib complex at Giza: Report on the February-March 1999 field season of the Giza Mastabas Project. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 76, 65–72.

10. Brovarski, Ed. 2000: Giza Mastabas 7. The Senedjemib Complex. Pt. 1. The Mastabas of Senedjemib Inti (G 2370), Khnumenti (G 2374), and Senedjemib Mehi (G 2378). Boston.

11. Brovarski, Ed. 2006: False doors & history: the Sixth Dynasty. In: M. Bárta, (ed.), The Old Kingdom Art and Archaeology: Proceedings of the Conference Held in Prague, May 31 – June 4, 2004. Prague, 71–118.

12. Brovarski, Ed. 2018: Naga ed-Dêr in the First Intermediate Period. Atlanta.

13. Chauvet, V. 2004: The Conception of Private Tombs in the Late Old Kingdom. Pt. I–II. PhD thesis, John Hopkins University. Baltimore (Maryland).

14. Curto, S. 1963: Gli scavi italiani a El-Ghiza (1903). (Monografie di archeologia e d’arte, 1). Roma.

15. Daoud, Kh. 1996: The false-door of the family of %kr-Htp. Studien zur Altägyptischen Kultur 23, 83–102.

16. Daoud, Kh. A. 2005: Corpus of Inscriptions of the Herakleopolitan Period from the Memphite Necropolis: Translation, Commentary, and Analyses. (BAR International Series, 1459). Oxford.

17. Daoud, Kh. 2018: The false door of Irrti from Saqqara. In: P. Jánosi, H. Vymazalová (eds.), The Art of Describing: The World of Tomb Decoration as Visual Culture of the Old Kingdom. Studies in Honour of Yvonne Harpur. Prague, 105–126.

18. Decker, W., Herb, M. 1994: Bildatlas zum Sport im Alten Ägypten. Corpus der bildlichen Quellen zu Leibesübungen. T. I–II. Leiden.

19. Dobrev, V., Leclant, J. 1998: Les tables d’offrandes de particuliers découvertes aux complexes funéraires des reines près de la pyramide de Pépi Ier. In: N. Grimal (ed.), Les critères de datation stylistiques à l’Ancien Empire. (BdE, 120). Le Caire, 143–157.

20. Drenkhahn, R. 1989: Ägyptische Reliefs im Kestner-Museum Hannover: 100 Jahre, Kestner-Museum Hannover, 1889–1989. (Sammlungskataloge des Kestner-Museums Hannover, 5). Hannover.

21. Edel, E. 1979: Zum Verständnis der Inschrift des Jzj aus Saqqara: zu Helcks Bearbeitung dieser Inschrift in ZÄS 104, 89–93. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde 106/1, 105–116.

22. Edel, E. 2008: Die Felsgräbernekropole der Qubbet el Hawa bei Assuan. I. Abteilung. Bd. 1–3. Die Architektur, Darstellung, Texte, archäologischer Befund und Funde der Gräber QH 24 – QH 209. Paderborn.

23. El-Masry, Y. 2005–2007: An unfinished stela of the earliest Heracleopolitan period. Bulletin de la Société d’Égyptologie de Genève 27, 61–73.

24. El-Sawi, A. 1987: Three Old Kingdom stelae from the Egyptian Museum in Cairo. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte 70 (1984–1985). Suppl., 65–77.

25. El-Tayeb, H. 2018: Some rare scenes in the tomb of Rashepses at Saqqara. In: P. Jánosi, H. Vymazalová (eds.), The Art of Describing: The World of Tomb Decoration as Visual Culture of the Old Kingdom. Studies in Honour of Yvonne Harpur. Prague, 289–307.

26. Étienne, M. 2006: Journey to the Afterlife: Egyptian Antiquities from the Louvre. Sydney.

27. Étienne, M. (éd.) 2009: Les Portes du Ciel: visions du monde dans l’Égypte ancienne. Paris.

28. Fazzini, R.A. 1972: Some Egyptian reliefs in Brooklyn. In: B.V. Bothmer (ed.), Miscellanea Wilbouriana. Vol. I. Brooklyn (NY), 33–70.

29. Fischer, H.G. 1968: Dendera in the Third Millennium BC down to the Theban Domination of Upper Egypt. Locust Valley (NY).

30. Fischer, H.G. 1976: Egyptian Studies I. Varia. New York.

31. Fischer, H.G. 1977: The evolution of composite hieroglyphs in ancient Egypt. Metropolitan Museum Journal 12, 5–19.

32. Fischer, H.G. 1981: Two well-dated Egyptian antiquities in the Walters Art Gallery. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 37, 151–159.

33. Fischer, H.G. 1989: Egyptian Women of the Old Kingdom and of The Heracleopolitan Period. New York.

34. Fischer, H.G. 1996: Egyptian Studies III. Varia Nova. New York.

35. Fischer, H.G. 2000: Egyptian Women of The Old Kingdom and of The Heracleopolitan Period. 2nd ed. New York.

36. Franke, D. 1984: Personendaten aus dem Mittleren Reich (20.–16. Jahrhundert v. Chr.): Dossiers 1–796. (ÄA, 41). Wiesbaden.

37. Franke, D. 2013: Egyptian Stelae in the British Museum from the 13th–17th Dynasties. Vol. I, fasc. 1: Descriptions. Ed. by M. Marée. London.

38. Gourdon, Y. 2005: Éléments de datation d’un groupe de stèles fausses-portes de la Première Période Intermédiaire. In: L. Pantalacci, C. Berger-El-Naggar (eds.), Des Néferkarê aux Montouhotep: travaux archéologiques en cours sur la fin de la VIe dynastie et la Première Période Intermédiaire. Actes du colloque CNRS – Université Lumière-Lyon 2, tenu le 5–7 juillet 2001. (TMOM, 40). Lyon–Paris, 165–193.

39. Gourdon, Y. 2016: Onomastique égyptienne croisée: quand les noms de lieux et de personnes s’entremêlent au IIIe millénaire. In: Y. Gourdon, Å. Engsheden (eds.), Études d'onomastique égyptienne: méthodologie et nouvelles approches. (RAPH, 38; PIFAO, 1107). Le Caire, 101–160.

40. Hamza Awad, Kh. 2011: Drei Stelen des Alten Reiches und der frühen 1. Zwischenzeit aus Abydos im Ägyptischen Museum (Kairo CG 1450, CG 1589 und CG 1616). Studien zur Altägyptischen Kultur 40, 29–52.

41. Hannig, R. 2003: Ägyptisches Wörterbuch I. Altes Reich und Erste Zwischenzeit. Hannig-Lexica 4. Mainz am Rhein.

42. Harpur, Y.M. 1996: Old Kingdom blocks from the tomb of Horemheb. In: H. D. Schneider (ed.), The Memphite Tomb of Horemheb, Commander-in-Chief of Tut’ankhamūn II: A Catalogue of the Finds. (Egypt Exploration Society, Excavation Memoir, 60). London.

43. Hassan, S. 1941: Excavations at Gîza. Vol. III. 1931–1932. Cairo.

44. Hawass, Z. 2004: The tombs of the pyramid builders: the tomb of the artisan Petety and his curse. In: G.N. Knoppers, A. Hirsch (eds.), Egypt, Israel, and the Ancient Mediterranean World: Studies in Honor of Donald B. Redford. (Probleme der Ägyptologie, 20). Leiden–Boston, 21–39.

45. Hawass, Z. 2008: The Builders of the Pyramids. Cairo.

46. Hawass, Z. 2018: Notes on the tomb of Nfr-Tz at Giza. In: P. Jánosi, H. Vymazalová (eds.), The Art of Describing: The World of Tomb Decoration as Visual Culture of the Old Kingdom. Studies in Honour of Yvonne Harpur. Prague, 165–180.

47. Hein, I., Satzinger, H. 1993: Kunsthistorisches Museum Wien. Ägyptisch-Orientalische Sammlung, Lieferung 7: Stelen des Mittleren Reiches 2: einschliesslich der I. und II. Zwischenzeit. (CAA Wien, 7). Mainz am Rhein.

48. Hill, J.A. 2010: Window between worlds: the Ankh as a dominant theme in five Middle Kingdom mortuary monuments. In: Z. Hawass, J.H. Wegner (eds.), Millions of Jubilees: Studies in Honor of David P. Silverman. Vol. I. (SASAE, 39). Le Caire, 227–247.

49. Jéquier, G. 1929: Tombeaux de particuliers contemporains de Pepi II. (Fouilles à Saqqarah). Le Caire.

50. Jones, D. 2000: An Index of Ancient Egyptian Titles, Epithets and Phrases of the Old Kingdom. Vol. I–II. (BAR International Series, 866). Oxford.

51. Jørgensen, M. 1996: Catalogue. Egypt I (3000-1550 BC). Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen.

52. Junker, H. 1944: Gîza VII. Der Ostabschnitt des Westfriedhofs. 1. Teil. Wien–Leipzig.

53. Kanawati, N. 1982: The Rock Tombs of el-Hawawish. The Cemetery of Akhmim. Vol. III. Sydney.

54. Kanawāti, N. 2009: Weni the Elder and his royal background. In: A.-A. Maravelia (ed.), En quête de la lumière / In Quest of Light: mélanges in honorem Ashraf A. Sadek. (BAR International Series, 1960). Oxford, 33–50.

55. Kanawati, N., El-Khouli A., Maksoud N. V., McFarlane, A. 1984: Excavations at Saqqara: North-West of Teti’s Pyramid. Vol. I. North Ryde (Warminster).

56. Kendall, T. 2007: Mehen: the ancient Egyptian game of the serpent. In: I.L. Finkel (ed.), Ancient Board Games in Perspective: Papers from the 1990 British Museum Colloquium, with Additional Contributions. London, 33–45.

57. Кокина, Е.А. «Его» или «ее» дети? Обозначение детей в вельможеских гробницах Древнего царства. В cб.: Петербургские египтологические чтения 2013–2014. Памяти Юрия Яковлевича Перепелкина. К 110-летию со дня рождения. Доклады. (ТГЭ, 76). СПб., 88–97. 2015.

58. Legros, R. 2009–2010: La disparition d’une élite? Les cultes privés de la nécropole royale de Pépy Ier à Saqqâra. In: J.C. Moreno García (éd.), Elites et pouvoir en Egypte ancienne: actes du colloque, université Charles-de-Gaulle Lille 3, 7 et 8 juillet 2006: Egypte, Soudan. (Cahiers de recherches de l’Institut de papyrologie et d’égyptologie de Lille, 28). Villeneuve d’Ascq, 157–176.

59. Legros, R. 2016: Stratégies mémorielles: les cultes funéraires privés en Égypte ancienne de la VIe à la XIIe dynastie. (Travaux de la Maison de l’Orient et de la Méditerranée, 70). Lyon.

60. Legros, R. 2018: Décrets de la nécropole royale de Pépy Ier. In: K.O. Kuraszkiewicz, E. Kopp, D. Takács (eds.), ‘The perfection that endures…’: Studies on Old Kingdom Art and Archaeology. Warsaw, 279–304.

61. Markowitz, Y.J., Haynes, J.L., Freed, R.E. 2002: Egypt in the Age of the Pyramids: Highlights from the Harvard-University Museum of Fine Arts, Boston Expedition. Boston.

62. McCorquodale, K. 2013: Representations of the Family in the Egyptian Old Kingdom: Women and Marriage. (BAR International Series, 2513). Oxford.

63. Metawi, D. 2014: The false door of WDa-Dri (Cairo Museum, without number). Studien zur altägyptischen Kultur 43, 267–275.

64. Monte-Carlo 2019: Hôtel des Ventes de Monte-Carlo. Vente archéologie classique & antiquités orientales, mardi 22 janvier 2019. Monaco.

65. Moreno García, J.C. 2007: A new Old Kingdom inscription from Giza (CGC 57163), and the problem of sn-Dt in pharaonic third millennium society. Journal of Egyptian Archaeology 93, 117–136.

66. Munro, P. 1994: Bemerkungen zur Datierung mTTj's, zu seinen Statuen Brooklyn 51.1 / Kansas City 51-1 und zu verwandten Rundbildern. In: C. Berger, G. Clerc, N. Grimal (eds.), Hommages à Jean Leclant. Vol. I. (BdE, 106/1). Le Caire, 245–277.

67. Nestmann Peck, C. 1958: Some Decorated Tombs of the First Intermediate Period at Naga ed-Dêr. Ph.D. Brown University. Ann Arbor.

68. Peterson, B.J. 1970-1971: Ausgewählte ägyptische Personennamen nebst prosopographischen Notizen aus Stockholmer Sammlungen. Orientalia Suecana 19-20, 3–22.

69. Peterson, B.J. 1972: A tomb-relief from the end of the First Intermediate Period. Orientalia Suecana 21, 3–8.

70. Piacentini, P. 2002: Les scribes dans la société égyptienne de l’Ancien Empire. Vol. I. Les premières dynasties. Les nécropoles memphites. Paris.

71. Pierre Bergé & Associés 2018: Pierre Bergé & Associés. Archéologie, 16 mai 2018. Drouot-Richelieu. Paris.

72. Radwan, A. 2008: The nun-basin of Renpetneferet. In: St.E. Thompson, P. Der Manuelian (eds.), Egypt and Beyond: Essays Presented to Leonard H. Lesko upon his Retirement from the Wilbour Chair of Egyptology at Brown University June 2005. Providence (RI), 277–283.

73. Ranke, H. 1935–1952: Die ägyptischen Personennamen. Bd. I–II. Glückstadt–Hamburg–New York.

74. Scheele-Schweitzer, K. 2008: Zu einigen Verwandtschaftsbezeichnungen in Grabdarstellungen des Alten Reiches und ihrer geographischen Verbreitung. Studien zur Altägyptischen Kultur 37, 339–354.

75. Scheele-Schweitzer, K. 2014: Die Personennamen des Alten Reiches. Altägyptische Onomastik unter lexikographischen und sozio-kulturellen Aspekten. (Philippika, 28). Wiesbaden.

76. Schweitzer, S.D. 2011: Zum Lautwert einiger Hieroglyphen: , , und . Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde 138, 132–149.

77. Sethe, K. 1932–1933: Urkunden des Ägyptischen Altertums, Erste Abteilung. Bd. I (Heft 1–4). Urkunden des Alten Reichs. Leipzig.

78. Shaikh al Arab, W. 2008: Le dieu Onouris. Thèse de doctorat, Université Lille 3. Lille.

79. Simpson, W.K. 1979: Topographical notes on Giza mastabas. In: M. Görg, E. Pusch (eds.), Festschrift Elmar Edel: 12. März 1979. (ÄAT, 1). Bamberg, 489–499.

80. Sotheby’s 1997: Antiquities and Islamic Art, Sotheby’s. New York, May 31, 1997.

81. Stefanović, D. 2016: Dossiers of Ancient Egyptian Women: the Middle Kingdom and Second Intermediate Period. (MKS, 5). London.

82. Strudwick, N. 1987: A slab of Int-kAs in the Fitzwilliam Museum. Journal of Egyptian Archaeology 73, 200–202.

83. The President and Fellows of Harvard College on the behalf of the Harvard Art Museum (eds.) 2000: A decade of collecting, spring 2000. Arthur M. Sackler Museum. Harvard University Art Museums Bulletin 7 (2), 7–40.

84. Thompson, E. 2014: The Old Kingdom Cemetery at Tehna. Vol. I: The Tombs of Nikaiankh I, Nikaiankh II and Kaihep. (ACER, 35). London.

85. Valloggia, M. 1974: Deux stèles égyptiennes de la Première Période Intermédiaire. Genava 22, 249–254.

86. Vandier, J. 1936: Quatre stèles inédites de la fin de l’Ancien Empire et de la Première Époque Intermédiaire. Revue d’égyptologie 2, 43–64.

87. Verhoeven, U. 1984: Grillen, kochen, backen im Alltag und im Ritual Altägyptens: ein lexikographischer Beitrag. (Rites égyptiens, 4). Bruxelles.

88. Woodward, S. R., Kanawati, N. 1995: The Tombs of el-Hagarsa, 3. (Australian Centre for Egyptology: Reports, 7). Sydney.

89. Zelenkova, L. 2008: Die privaten Stiftungsinschriften des funerären Bereichs des Alten Reiches und der 1. Zwischenzeit. Diplomarbeit Mag. Phil. Wien. (URL: http://othes.univie.ac.at/1223/1/2008-09-02_0306912.pdf; accessed on: 3.06.2020)

90. Ziegler, Chr. 1990: Catalogue des stèles, peintures et reliefs égyptiens de l’Ancien Empire et de la Première Période Intermédiaire vers 2686–2040 avant J.-C. Musée du Louvre. Département des Antiquités Égyptiennes. Paris.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести