Саркофаг жрицы Неситауджатахет из собрания Национального музея Республики Татарстан (дополнение)
Саркофаг жрицы Неситауджатахет из собрания Национального музея Республики Татарстан (дополнение)
Аннотация
Код статьи
S032103910010640-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Большаков Владимир Анатольевич 
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
712-727
Аннотация

Статья является дополнением к ранее вышедшей в «Вестнике древней истории» публикации антропоидного саркофага фиванской жрицы Неситауджатахет (XXI династия) из собрания Национального музея Республики Татарстан. Данная статья содержит уточненную публикацию декоративной программы крышки саркофага и ее надписей, до недавнего времени скрытых под профилактическими заклейками.

Ключевые слова
саркофаг, Неситауджатахет, Nsy-tA-wDAt-Axt, Баб эль-Газус, III Переходный период, древнеегипетское искусство, Национальный музей Республики Татарстан
Классификатор
Получено
11.06.2020
Дата публикации
17.09.2020
Всего подписок
4
Всего просмотров
109
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Необходимость дополнения к уже опубликованному автором на страницах Вестника саркофагу жрицы Неситауджатахет из собрания НМРТ (инв. № КП-5404/1)1 обусловлена появлением новых сведений, полученных в результате повторного изучения памятника на месте его хранения. Во многом уточнение деталей декоративной программы и надписей саркофага стало возможным после удаления многочисленных профилактических заклеек, полностью или частично закрывавших отдельные участки на его поверхности, и изучения отслоившихся фрагментов грунта с росписью2. Так, благодаря удалению бумажных профилактических заклеек и временному снятию фиксирующих стяжек из ткани стали доступны ранее скрытые изображения и надписи, в том числе лицевая часть крышки и так называемая «маска» саркофага.
1. Bolshakov 2017, 176–209.

2. Заклейки cняты в июле 2019 года. Осмотр саркофага показал, что его состояние является относительно стабильным, хотя это не отменяет необходимости срочной реставрации.
2 Поскольку большая часть заклеек находилась на крышке, что препятствовало полноценному изучению и описанию ее декора, именно эта часть саркофага нуждается фактически в повторном издании (рис. 1, 1–4). Представляется также необходимым опубликовать и относящиеся к саркофагу фрагменты, в настоящее время хранящиеся отдельно от него: выпавшие куски обмазки деревянной основы крышки3, отслоившиеся участки грунта с росписью4 и деревянные колышки, с помощью которых крышка крепилась на ящике (рис. 2, 1–5). В частности, соотнесение расписных фрагментов с лакунами позволило полностью восстановить концовку вертикальных надписей, расположенных посередине крышки (А1–2, В1–2). Судя по характеру росписи, бóльшая часть осыпавшихся фрагментов происходит из области парика и ожерелья, хотя имеется и несколько фрагментов с иероглифическими знаками, скорее всего относящихся к поперечным надписям в нижней части крышки. Тем не менее, несмотря на то что удалось определить происхождение основной массы фрагментов (например, из области парика, широкого ожерелья и подножия), точное положение большинства из них в декоре возможно будет осуществить только при комплексной реставрации памятника (рис. 2, 1–2).
3. С помощью обильной обмазки илом выравнивались дефекты древесины и устранялись зазоры межу досками (Niwiński 1988, 60).

4. Фотографии некоторых фрагментов, относящихся к саркофагу Неситауджатахет, были опубликованы в каталоге, изданном О.Д. Берлевым и С.И. Ходжаш, с ошибочной датировкой Ливийским периодом (Berlev, Hodjash 1998, 25, no. 33, pl. 52. II.33).
3 Кроме указанных фрагментов росписи, сохранилось также несколько колышков, прежде находившихся в прямоугольных пазах, выдолбленных в толще стенок ящика и крышки. В сочетании с круглыми шипами, вставлявшимися в сквозные отверстия в боковых стенках ящика, колышки, фиксирующие крышку, выполняли функцию запорного механизма саркофага (по четыре колышка с каждой стороны). В настоящее время один из колышков и фрагмент другого вставлены в два нижних паза левой стенки ящика (рис. 2, 4), а три остальных (два из них расколоты) хранятся отдельно (рис. 2, 5).
4 Следует отметить, что осмотр саркофага Неситауджатахет не выявил каких-либо явных признаков коррекции или изменения отделки, которые указывали бы на его возможную узурпацию и вторичное использование. Последнее обстоятельство позволяет сделать предварительный вывод, что, по меньшей мере, внутренний саркофаг был изготовлен и расписан в мастерской незадолго до его приобретения для погребения Неситауджатахет и, следовательно, никогда не имел иных владельцев.
5 Согласно заново произведенным обмерам, саркофаг имеет следующие параметры. Крышка: 181,5 х 50,2 х 32,8 см. Ящик: 181,6 х 52,2 х 28 см. Толщина стенок ящика: ≈ 3,3–4,3 см. Колышки: 1) 7,34 х 4,12 х 0,92 см; 2) 6,99 х 3,6 х 0,82 см; 3) 6,82 х 3,54 х 0,8см.
6

ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КРЫШКЕ

  

Визуально все пространство крышки может быть условно разделено на несколько основных секций, границы которых в целом совпадают с частями тела мумиеобразной фигуры (рис. 1, 2): 1) область головы и парика; 2) верхняя часть, соответствующая широкому ожерелью и сложенным на груди рукам (секция АI); 3) центральная композиция в области живота (секция AII); 4) нижняя часть, простирающаяся от бедер до ступней (секции B–E); 5) подножие, имитирующее запеленатые ступни мумии (секции F–G)5.

5. Принятый нами принцип структурирования декоративной программы крышки следует методу описания, предложенному Р. Сусой (Sousa 2017, 3; 2018a, 43–46). Уточнение схемы декора в нижней части крышки после удаления профилактических заклеек повлекло за собой изменение нумерации ряда сегментов декоративной программы; так, в прежней публикации сцены в нижних регистрах и на подножии крышки были обозначены как DI–IV (Bolshakov 2017, 189–190).
7 Каждая из перечисленных секций, в свою очередь, состоит из обособленных сцен и отдельных изобразительных сегментов. В предыдущей публикации нами уже давалось детальное описание сцен на крышке саркофага, поэтому ограничимся лишь общей характеристикой ее декора и краткими дополнениями к содержанию тех или иных сцен и сюжетов6. В целом структура изобразительной программы крышки, отличающаяся вертикальным построением сцен и направлением надписей в колонках по краям, характерна для оформления саркофагов середины XXI династии7.
6. Попытка изучения оборотной стороны с помощью зеркала позволила убедиться в отсутствии декора на ее внутренней поверхности.

7. Как уже было указано в предшествующей публикации (Bolshakov 2017, 182, 192 и 199), оформление саркофага Неситауджатахет (согласно классификации А. Нивиньского: тип декора крышки III-а, ящика А/В, и внутреннего декора 2-а, (Niwiński 1988, 76, 86, 88–89)) следует датировать временем «понтификата» Менхеперра и Пиноджема II, т.е. рубежом XI–X вв. до н.э.
8

Область головы и парика (рис. 3)

Верхняя часть крышки выполнена в виде объемного идеализированного изображения умершей в тяжелом трехчастном парике, украшенном лентами-гирляндами и цветами лотоса8. В соответствии с правилами отделки крышек саркофагов женщин условный «портрет» Неситауджатахет дополнен рельефными круглыми серьгами и моделированной из штука обнаженной грудью, показанной поверх широкого ожерелья. В колористическом решении лица умершей, типичном для женских саркофагов XXI династии, следует отметить следующую деталь: наличие двух симметричных полукружий одного цвета с основной массой парика, частично перекрывающих рисунок головной ленты, – имитацию локонов, уложенных по моде второй половины Нового царства вдоль лица9.

8. Рисунок плетения гирлянд позволяет классифицировать их как стилизованное изображение цветков персеи (Sousa 2017, 59).

9. Ср. со скульптурными изображениями знатных женщин эпохи Нового царства и саркофагами XXI династии с детальной проработкой данного элемента (Ср. Niwiński 1999, pl. XII, 2; XVI, 1; XX, 2; XXVII, 1).
9

Область широкого ожерелья (АI; рис. 4)

Всю поверхность крышки от плеч до середины торса мумиеобразной фигуры покрывает широкое ожерелье, чередующиеся ряды которого воспроизводят различные цветочные мотивы. Участки крышки, соответствующие плечам, по традиции украшены изображениями фигурных застежек в виде голов сокола. Промежуток между прямоугольными лопастями парика занимает так называемое малое ожерелье и параллельное ему изображение двойной нити с тесно нанизанными миндалевидными бусами (тип ожерелья-Sbyw). Посередине широкого ожерелья, непосредственно в пространстве между краями парика и кистями рук, вписаны миниатюрные изображения сидящей крылатой богини со страусовыми перьями в распростертых руках (предположительно – это Нут) и крылатого скарабея с солнечным диском перед собой (Хепри). Оставляя в стороне религиозно-магическое значение этих изображений, подобные элементы декора крышки, расположенные в области широкого ожерелья, можно также трактовать как имитацию настоящих ювелирных украшений-пекторалей и амулетов, надетых на владельце саркофага10.

10. Sousa 2018a, 67–71, 77.
10 Поверхность крышки в области рук, выполненных в невысоком рельефе, разделена на обособленные секции, содержащие разные изобразительные мотивы: плечи, выступающие из-под края ожерелья, покрывает роспись, имитирующая оперенье (так называемый мотив риши), локти украшает распустившийся цветок лотоса, а предплечья – геометрический орнамент, повторяющий рисунок тесно нанизанных браслетов11 (рис. 5).
11. Sousa 2018a, 63–64.
11

Центральная композиция (AII; рис. 1, 2; 4)

Пространство посередине крышки от нижнего края ожерелья до колонок надписей занимает многофигурная композиция, в которой доминирует большое изображение сидящей Нейт с распростертыми крылатыми руками. Центральная композиция не имеет формального деления на обособленные пояса-регистры12, как, например, в двух- или трехчастной схеме центральной композиции.]]], однако в ее построении прослеживается четкая структура с вертикальным принципом организации групп изображений. Так, в верхней половине центральной композиции элементом, на который ориентированы все фигуры, служат изображения двух пекторалей с солярной символикой. По обеим сторонам от них расположены симметричные группы, состоящие из нескольких разновеликих персонажей: крылатая Исида (согласно второй пояснительной надписи, это Нейт), сидящий перед жертвенником-Htp Осирис, Хапи и парящее магическое Око (слева); крылатая Нефтида, Осирис перед жертвенником, сидящая на цветке лотоса безымянная богиня и фетиш Анубиса–imy-wt (справа). Почти все пространство в нижней половине композиции занимает крылатая Нейт, вокруг которой в симметричном порядке располагаются меньшие по размеру парные изображения – крылатые уреи, лежащие шакалы, птицы-bA. Вертикаль всей центральной композиции замыкает изображенное по грудь анонимное антропоморфное божество иного мира с воздетыми руками.

12

Нижняя часть (BI–EII; рис. 1, 2)

Структурно оформление поверхности крышки, соответствующей ногам мумиеобразной фигуры, имеет трехчастное деление: среднюю секцию с колонками надписей и примыкающие к ней с обеих сторон боковые секции, разделенные поперечными надписями и полосами геометрического орнамента на регистры с парными сценами в каждом. Колонки с надписями посередине крышки, в свою очередь, образуют две обращенные вовнутрь зеркальные половины.

13 В первой паре сцен верхнего регистра изображена облаченная в праздничное одеяние владелица саркофага, приносящая жертвы Осирису (BI–II; рис. 1, 2; 6, 1–2). В сценах следующего регистра помещены изображения Сокара в облике сокола под защитой крылатого Ока-урея и стоящей напротив мумии со страусовым пером вместо головы (CI–II13; рис. 1, 2; 7, 1–2). Сцены третьего регистра содержат изображение священного овна под защитой крылатого урея (DI–II; рис. 1, 2; 8, 1–2). И наконец, в сценах нижнего, четвертого, регистра, ранее полностью закрытых профилактическими заклейками, представлены две пары сидящих божеств, держащих перед собой большие страусовые перья (EI–II; рис. 1, 2; 9, 1–2). Несмотря на то что сцены последнего регистра разрушены более чем наполовину, уцелевшие участки росписи позволяют идентифицировать в фигурах этих божеств сыновей Хора14 – в частности, Дуамутефа (EI)15 и Амсета (EII).
13. С нашей точки зрения, изображение сокола-Сокара с мумиеобразной фигурой напротив предвосхищает появившиеся позднее скульптурные группы Птаха-Сокара-Осириса. На то, что божество в виде мумии представляет одну из форм Осириса, указывает сокращенное написание его имени (сцена CI).

14. На это также указывает и аналогичное расположение сцен с сыновьями Хора, встречающихся на крышках саркофагов и фигурных накладках на мумии времени XXI династии (Sousa 2018a, 133, 138, fig. 41; 2018b, 165, 169, fig. 94, 98; 290–291, fig. 173–174; Niwiński 1988, pl. V A, VI A; Dodson 2015, 22, cat. 9).

15. Изображение Дуамутефа удалось определить благодаря соответствующему фрагменту росписи с головой этого божества.
14

Сцены на подножии (F, GI–II; рис. 1, 2; 11)

Лицевая сторона подножия состоит из трех обособленных секций, отделенных друг от друга сплошными полосами геометрического орнамента (секции F, GI–II). Центральная секция (F), в свою очередь, визуально делится на три сегмента, образованных горизонтальной полосой орнамента и изображениями небосвода – . В верхнем сегменте находится широкий фриз из уреев с солнечными дисками на головах; ниже, посередине подножия, помещено изображение большого крылатого солнечного скарабея, плывущего в небесной ладье, под которым расположена симметричная композиция из двух антропоморфных божеств, сидящих перед жертвенником-Htp с приношениями.

15 По бокам к центральной секции (F) примыкают секции с фигурами Исиды и Нефтиды16, сидящих на знаке «золото» в условной позе оплакивания умершего, – одна рука воздета к голове, другая – опущена на солярный символ вечности (GI–II). Над обеими богинями, узнаваемыми по пояснительным припискам с их именами, изображено крылатое Око, комбинированное с уреем. Остальные участки росписи – в местах соединения досок крышки с подножием – полностью утрачены вместе с выпавшим грунтом (и фрагментами деревянной основы?17 Рис. 10–11), однако по аналогии с декором внешнего саркофага Неситауджатахет и прочих экземпляров «желтых саркофагов» можно заключить, что в боковых сегментах на сгибе крышки, возможно, располагались симметричные изображения лежащего шакала-Анубиса18.
16. Подробнее о схеме оформления подножия крышки см. Sousa 2018a, 157–162, 174.

17. Роспись в области подножия, вероятно, была частично утрачена уже в начале XX века, поскольку в кратком описании саркофага Б.А. Тураевым сцены четвертого регистра отмечены как несохранившиеся (Turaev 1903, 4; 1904, 084).

18. См. также Niwiński 1988, pl. III B, IV B; 1999, pl. XVI, 2; XXX, 2.
16

НАДПИСИ НА КРЫШКЕ

 

Содержание надписей, являющихся вариациями стереотипных формул, помещавшихся на крышки саркофагов XXI династии, достаточно стандартно; в частности, надписи в колонках в центре (А1, В1) открываются воззванием умершей к Нут, а в смежных с ними колонках (А2, В2) начертаны изречения от имени богинь-защитниц Нейт и Серкет с перечислением ожидаемых от них жертвенных даров. В вертикальных надписях, идущих по обоим краям крышки от локтей до подножия (С1–2), также содержатся жертвенные формулы от лица Осириса и Анубиса, Нут и Нефертума.

17

Подписи к изображениям в центральной композиции (AII)

Подписи к изображениям в верхней половине композиции: 1. «Осирис» (Wsir); 2. «Я – Исида» (Ink Ast); 3. «Нейт» (Nt); 4. «Хапи» (@p(y)). 5. «Осирис» ((Ws)ir); 6. «Я – Нефтида, сестра бога, Око (Ра)» (Ink Nbt-Hwt sn(t) nTr irt (ra)).

18 Подписи к изображениям в нижней половине композиции: 7. «Анубис, бог великий, находящийся во главе Дуата» (I(n)pw nTr aA xnt(y) _wAt); 8. «Запад» (Imntt); 9. «Анубис-Ими(у)т» (Inpw imy-(w)t); 10. «бог великий», «Дуат» (nTr aA, _wAt).
19

Вертикальные надписи в центре крышки (А1–2; В1–2)

A1. «Осирис, владычица дома, певица Амона-Ра, царя богов, музыкантша хора Мут великой, владычицы Ишеру, Неситауджатахет, право(гласная). Говорит она: “О, мать моя Нут, простри крылья (твои) надо мной”» (Wsir nbt pr Smayt n Imn-Ra nswt nTrw Hs(yt) n pA a n Mwt wrt nbt ISrw Nsy-tA-wDAt-Axwt mAa(t)-(xrw). Dd.s hAy mwt.i Nwt psSt dnHwy.(T) Hr.i). Традиционная формула обращения к Нут, начертанная также на крышке внешнего саркофага Неситауджатахет19, имеет следующее продолжение: «да сделаешь (ты), чтобы стала я как нерушимые звезды, как звезды, не знающие усталости, (и) не умру я снова…» (diw.T wnn.i mi ixmw-sk mi ixmw-wrD nn mwt.i m wHm)20.

19. Одесский Археологический музей. Инв. № 52976 (Berlev, Hodjash 1998, 10–12, pl. 26–27, II.8.1–8.3).

20. Berlev, Hodjash 1998, 11. Прочтение основано на фотографиях, любезно предоставленных автору С.Б. Охотниковым (ОАМ НАН Украины). Ср. вариации этих формул: Niwiński 1996, 23, 25, 52, 72; 1999, 2, 12, 20, 43, 90, 102; Sousa 2018b, 29–30, 34, fig. 10; 73–74, 77, fig. 38; 108, 110, fig. 60.
20 A2. «Изречение Нейт великой, матери бога, Ока Ра, госпожи Дома Бальзамирования: “Да даст она жертвы, пищу, вещи всякие прекрасные чистые, вещи всякие прекрасные сладостные, все, которые существуют, (и) все, которыми живут боги (владыки) неба (и) земли”» (Dd-mdw in Nt wrt mwt nTr irt ra Hnwt pr-nfr. di.s Htpw DfAw xt nb(t) nfr(t) wab(t) xt nb(t) nfr(t) bnr(t) nty nb wn nb nty anxw nTrw im.sn pt tA).
21 B1. «Осирис, владычица дома, певица Амона-Ра, царя богов, музыкантша хора Мут великой, владычицы Ишеру, Неситауджатахет, право(гласная). Говорит она: “Да распрострет Нут руки свои надо мной (в) имени (ее) этом”» (Wsir nbt pr Smayt n Imn-Ra nswt nTrw Hs(yt) n pA a n Mwt wrt nbt ISrw Nsy-tA-wDAt-Axwt mAa(t)-(xrw). Dd.s pD Nwt awy.s Hr.i (m) rn (.s) pw(y) pD). Данное воззвание к Нут в развернутом виде также присутствует в надписи на крышке внешнего саркофага Неситауджатахет: «Да распрострет Нут руки свои над тобой в имени ее этом “простирающей руки свои”, (чтобы) устранила (она) тьму…» (pD Nwt awy.s Hr.T m rn.s pwy n pDt awy.s (r) dr (.s) kkt)21.
21. Berlev, Hodjash 1998, 11. Ср. Niwiński 1999, 2, 12, 20, 43, 50, 90, 102.
22 B2. «Изречение Серкет великой, матери бога, Ока Ра, госпожи Дома Жизни: “Да даст она хлеб, пиво, быков, птиц, алебастровые сосуды, одежды, благовония, умащения, хлеб всякий прекрасный, удовлетворяющий сердце Великой Девятки (богов) в Дуате великом”» (Dd-mdw in %rqt wrt mwt nTr irt ra Hnwt pr-anx. di.s t Hnqt kAw Apdw Ss mnxt snTr mrHt t nb nfr sHtp ib psDt aAt m _wAt wr(t)).
23

Вертикальные надписи вдоль краев крышки (С1–2)

Надпись по правому краю (С1): «Изречение Осириса, владыки вековечности, правителя вечности, бога великого, находящегося во главе Запада, Уннефера, владыки оправдания (в) Доме Бальзамирования (и) Анубиса-Имиут: “(Да дадут они) в качестве жертв пищу, прохладную воду, благовония, [ткани ?] алебастровые сосуды (и) одежды, хлеб, вещи всякие прекрасные, чистые, вещи всякие”» (Dd-mdw in Wsir nb nHH HqA Dt nTr aA xnty Imntt Wn-nfr nb mAa-xrw (m) pr-nfr Inpw imy-wt. (di.sn) m Htpw DfAw qbH(w) snTr [sSrw?] sS mnxt t xt nbt nfrt wabt xt nb(t)).

24 Надпись по левому краю (С2): «Изречение Нут великой, породившей богов, Ока Ра, госпожи Запада (и) Нефертума, защищающего Обе Земли, бога великого, находящегося во главе живых, богов всех земли [и неба]: “Да дадут они жертвы, прохладную воду, вино, вещи всякие прекрасные, чистые, вещи всякие прекрасные (и) жито (?)22, которыми живут боги”» (Dd-mdw in Nwt wrt ms(t) nTrw irt ra Hnwt Imntt Nfr-&m xwi tAwy nTr aA xnty anxw nTrw nbw tA [pt]. di.sn Htpw qbH(w) irp xt nb(t) nfr(t) wab(t) xt nb(t) nfr(t) np(r) (?) nt[y] anx[w] nTrw im.sn).
22. Чтение предположительно, ср. Wb. II, 249.
25

Надписи в поперечных лентах (D1–8)

D1. «Изречение почитаемого Ра-Хорахти-Атумом, владыкой Обеих Земель (и) Иуну» (Dd-mdw i(n) imAxy xr Ra-@r-Axty-&m nb tAwy Iwnw).

26 D2. «Изречение почитаемого Дуамутефом, сыном твоим, любимым тобой, богом (великим?)» (Dd-mdw i(n) imAxy xr _wA-mwt.f sA.k mr.k nTr (aA) (?)).
27 D3. «Изречение почитаемого Нефтидой, сестрой бога, Оком Ра (Dd-mdw i(n) imAxy xr Nbt-Hwt sn(t) nTr irt ra).
28 D4. «Изречение почитаемого [Амсетом, сыном] любимым его, богом великим» (Dd-mdw i(n) imAxy xr Ims[ti sA].f mr.f nTr aA).
29 D5. «Изречение почитаемого [Уаджит (?)]23, Оком Ра» (Dd-mdw i(n) imAxy xr [WADyt (?)] irt ra).
23. Согласно чтению Б.А. Тураева (Turaev 1903, 3; 1904, 083). Вероятно, в то время надпись была еще целой.
30 D6. «Изречение почитаемого [Исидой] великой, матерью бога» (Dd-mdw i(n) imAxy xr [Ast] wrt mwt nTr).
31 D7. «Изречение [почитаемого…], госпожой [Дома Бальзамирования (?)]» (Dd-mdw i(n) [imAxy xr…] Hnwt [pr-nfr (?)])24. D8. «Изречение почитаемого [Хапи], сыном его, [любимым]» (Dd-mdw i(n) imAxy [xr @py] sA.f [mr]).
24. По аналогии с надписью на крышке внешнего саркофага Неситауджатахет, начертанной в том же месте (нижняя поперечная лента слева), можно предположить следующее содержание формулы: «Изречение [почитаемого Исидой (?)] великой, матерью бога, госпожой Дома Бальзамирования» (Dd-mdw in imAxy xr [Ast wrt (?)] mwt nTr Hnwt pr-nfr).
32

Подписи к изображениям в сценах в нижней части крышки (В–С)

BI: «Осирис» (Wsir), «Осирис, правитель» (Wsir HqA); BII: «владыка» (nb); CI: « Осирис» (Wsir); CII: «Сокар» (%kry).

33

Подписи к изображениям на лицевой стороне подножия (GI–II)

1. «Нефтида» (Nbt-Hwt); 2. «Исида» (Ast).

34

Надписи на кромке подножия (Е1–2)

Надпись на правой стороне (Е1): «Почитаемый Исидой [великой], матерью бога, Оком Ра, госпожой Дома Бальзамирования, да даст она жертвы» (imAxy xr Ast [wr]t mwt nTr irt ra Hnwt pr-nfr di.s Htpw).

35

Надпись на левой стороне (Е2):

«…[Почитаемый Неф]тидой, сестрой бога, Оком Ра, госпожой Запада, да даст она жертвы (и) пищу всякую» ([imAxy xr Nb]t-Hwt sn(t) nTr irt ra Hnwt Imnt di.s Htpw DfAw nb).

Библиография

1. Berlev, O., Hodjash, S. 1998: Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Göttingen.

2. Большаков, В.А. Саркофаг жрицы Nsy-tA-wDAt-Axt из собрания Национального музея Республики Татарстан. ВДИ 77/1, 176–209. 2017.

3. Dodson, A. 2015: Ancient Egyptian Coffins: The Medelhavstmuseet Collection. Stockholm.

4. Niwiński, A. 1988: 21st Dynasty Coffins from Thebes: Chronological and Typological Studies. Mainz.

5. Niwiński, A. 1996: Catalogue Général des Antiquités Égyptiennes du Musée du Caire. Nos 6029–6068. La seconde trouvaille de Deir El-Bahari (Sarcophages). Le Caire.

6. Niwiński, A. 1999: Catalogue General of Egyptian Antiquities of the Cairo Museum. Numbers 6069–6082. The Second Find of Deir El-Bahari (Coffins). Cairo

7. Sousa, R. 2017: Burial Assemblages from Bab el-Gasus in the Geographical Society of Lisbon. Turnhout.

8. Sousa, R. 2018a: Gleaming Coffins. Iconography and Symbolism in Theban Coffin Decoration (21st Dynasty). Vol. I. The Sheltering Sky. Coimbra.

9. Sousa, R. 2018b: The Tomb of the Priests of Amun. Burial Assemblages in the Egyptian Museum of Florence. Leiden–Boston.

10. Тураев, Б.А. Описание египетского собрания музея древностей при императорском Казанском университете. СПб. 1903.

11. Тураев, Б.А. 1904: Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях. VII. Музей древностей при императорском Казанском университете. Записки Восточного отделения (Императорского) Русского археологического общества 15/4, 081–087. 1904.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести