Незамеченная иконография «народа моря» вашаша
Незамеченная иконография «народа моря» вашаша
Аннотация
Код статьи
S032103910013519-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сафронов Александр Владимирович 
Должность: старший научный сотрудник Отдела истории и культуры Древнего Востока ИВ РАН
Аффилиация: Институт востоковедения Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
5-22
Аннотация

В статье рассматривается проблема идентификации воинов в рогатых шлемах на рельефах морской битвы в Мединет Абу. По мнению автора, ими могут быть только вашаша. Все остальные племена «народов моря», упомянутые в надписи 8-го года правления Рамсеса III, носили перьевой шлем, что зафиксировано рельефами Мединет Абу. Второй группой «народов моря», участвующей в морской битве, вероятно, являются шакалуша. Они ошибочно упоминаются под именем шардана в pHarris I в тесной связи с вашаша и морем. На рельефах Мединет Абу с этими группами «народов моря» связано изображение корабля с носом и кормой, украшенными головой водоплавающей птицы, что имеет хорошие параллели в культуре полей погребальных урн. Автор полагает, что вашаша и шакалуша происходили из Западного Средиземноморья, где была распространена культура полей погребальных урн и ономастика, связанная с египетскими именами некоторых «народов моря».

Ключевые слова
вашаша, культура полей погребальных урн, Мединет Абу, «народы моря», Рамсес III, рогатые шлемы, шардана
Классификатор
Получено
17.12.2020
Дата публикации
29.03.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
98
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 О «народе моря» вашаша мы знаем только из текстов Рамсеса III (1198–1166 гг. до н.э.). В надписи 8-го года правления этого фараона, расположенной на северной башне второго пилона его заупокойного храма в Мединет Абу и упоминающей о кампании против «народов моря», содержатся следующие строки: (16) xAs.wt jrj=w Sdt.t m nAj=sn jw.w tfy xnr m sky tA.w m sp wa bw aHa.n tA nb r-HA.t a.wj=sn SAa m #tA Qdy QrqmS JrTw (17) JrsA fdq(.w) m [sp wa(?)………wAH(?)] jhj m bw wa m-Xnw Jmr fx.w rmT={tw}f tA=f mj n.t[j] nn xpr st jw.w jw pA rkH (Hr) grg r-HA.t=sn m-Hr=w r tA mrj tAj=w jwnmk.t (18) m Prst.w *kr.w ^krS.w _n.w WSS.w tA.w dmD(.w) wAH=w dr.t=w Hr tA.w r Sn tA jb=sn hn(.w) mH(.w) sxr.w=n xpr(.w)1 – «(16) Чужеземные нагорья (т.е. «народы моря». – А. С.) заключили союз на своих островах. Пришли в движение и рассеялись в пылу битвы страны в один миг. Ни одна страна не устояла перед их руками (т.е. «народов моря». – А. С.), начиная с Хатти. Коде, Каркемиш, Арцава и (17) Аласия (т.е. Кипр. – А. С.) опустошены в [один миг(?)…. Был разбит] (их) лагерь в одном месте в Амурру, люди которого были уничтожены2. Его земля стала как то, что не существует. Они шли, и пламя предшествовало им (букв. «было перед ними». – А. С.) (в походе) к возлюбленной земле (к Египту. – А. С.). Их конфедерация (состояла) (18) из пелесет, текер, шакалуша, дану(на), вашаша. Объединенные земли, наложили они длань свою на страны до предела земли. Сердца их (были) тверды и уверенны: “Наши замыслы сбудутся!”».
1. Транслитерация по MH I, pl. 46. Для удобства здесь и далее приводится вторая ссылка на соответствующие фрагменты надписей в Мединет Абу в иероглифической транскрипции К. Китчена, содержащей реконструкцию лакун: KRI V, 39, 14–16; 40, 1–5.

2. О грамматике этого предложения: Safronov 2019, 945–946.
2 Как следует из текста, вашаша входили в коалицию пяти племен «народов моря», однако ничего более определенного о них сказать нельзя.
3 Столь же малоинформативное свидетельство о вашаша содержится в тексте так называемой южной риторической стелы 12-го года правления Рамсеса III, вмонтированной в фасад южной башни первого пилона Мединет Абу. В череде многочисленных славословий фараону мельком упоминаются его военные свершения, среди которых одной строкой говорится о победе Рамсеса III над «народами моря»: (7) dx=j nA *k[r.]w tA Pr[st.]w _nn.w [W]SS.w ^kr(8)S.w3 – «(7) Я поверг текер, землю пелесет, дануна, вашаша (и) шакалу(8)ша».
3. MH II, pl. 107; KRI V, 73, 9–10.
4 Последнее письменное свидетельство о вашаша имеется в тексте pHarris I, записанном за несколько дней до смерти Рамсеса III4, т.е. спустя почти три десятилетия после его сражений c «народами моря». Исторический раздел этого документа содержит ретроспективу событий царствования фараона, в том числе кратко сообщает о битвах с северными племенами: (76.6) jrj=j swsx nA tAS.w n Km.t r Dr.w sxr=j nA th(.w) st m nAj=sn (76.7) tA.w smA=j nA _nn.w m nAj=sn jw.w nA *kr.w Prst.w jr.w m ssf ^rdn.w WSS.w n pA ym (76.8)st jr.w m tm wn.w HAq(.w) m sp wa jn.w m HAq r Km.t mj Sa n.j wDb.w5 – «(76.6) Я расширил границы Кемет до предела. Я ниспроверг преступавших их из своих (76.7) земель. Я умертвил дануна на их островах. Текер (и) пелесет стали пеплом. Шардана (и) вашаша моря, (76.8) они стали теми, кто не существует, пленены в один миг и приведены как добыча в Египет, (бесчисленные) подобно песку на берегах».
4. Grandet 1994, 119–122.

5. pHarris I 76 : 6–8 = Erichsen 1933, 92, 16–18; 93, 1–3.
5 Из текста мы узнаем, что вашаша ассоциировались у египтян с морем, как и шардана, названные еще столетием ранее в Асуанской стеле Рамсеса II «воинами Великой Зелени»6. Однако появление шардана в числе напавших на Египет «народов моря» при Рамсесе III явно следует считать анахронизмом, поскольку ни в одном другом тексте этого фараона они не фигурируют как враги египтян7. Очевидно, что в pHarris I они были вписаны ошибочно вместо шакалуша8, которые в тексте папируса отсутствуют, но неоднократно встречаются в военных надписях Рамсеса III в Мединет Абу. В угаритском письме RS 34.129 шакалуша также ассоциируются с морем9.
6. KRI II, 345, 3.

7. Helck 1995, 114.

8. Helck 1976, 16; Schachermeyr 1982, 78–79.

9. Safronov 2011, 211–213, 217.
6 Собственно, в литературе вашаша обычно рассматриваются лишь сквозь призму сравнительной топонимики, когда египетские этнонимы «народов моря» сопоставляются с данными античной ономастики. Однако если в случае с такими «народами моря», как пелесет, шардана или луку, этот метод действительно работает, так как в нашем распоряжении есть независимые древневосточные письменные и археологические источники, то в случае с вашаша попытки сопоставить их с античными топонимами больше напоминают гадание на кофейной гуще. Так, одновременно существует идентификация вашаша с южноиталийскими осками10 и библейским племенем Ашер в южной Палестине11, сопоставление этого «народа моря» с критским топонимом Ὄαξος/ϝάξος12, названием города Ἴασος в Карии13, и даже с хеттской Вилусой или греческим Илионом14.
10. См. указания на более ранние работы: Woudhuizen 2006, 83, n. 283; 115–116.

11. Dodson 2019, 38.

12. Bonfante 1946, 261, n. 31; Wainwright 1961, 71, n. 3.

13. Wainwright 1961, 71, n. 3; Redford 2018, 120.

14. Sandars 1978, 158.
7 Когда же речь заходит об изображениях вашаша среди других «народов моря» на рельефах заупокойного храма Рамсеса III, вердикт исследователей безапелляционен: «they enjoy no graphic representation at Medinet Habu»15. Действительно, в отличие от прочих племен «народов моря» подписанных изображений вашаша в храме Рамсеса III нет, что якобы не позволяет точно идентифицировать их среди прочих северян16.
15. Redford 2018, 120.

16. Wainwright 1961, 71, n. 3; Adams, Cohen 2013, 657–658.
8 Однако, как полагает автор данной статьи, специалисты не заметили казалось бы очевидных изображений вашаша, которые хорошо известны с самого открытия рельефов Мединет Абу.
9 Как уже указывалось, единственным этнодифференцирующим признаком «народов моря» был их шлем, либо рогатый, либо так называемый перьевой17, поскольку одеяние и вооружение у различных северных племен на рельефах Мединет Абу практически одинаковы18. К сожалению, батальные рельефы кампаний Рамсеса III против «народов моря» на северной внешней стене храма в Мединет Абу не содержат точных указаний, кто из племен «народов моря» на них изображен. Подписи к рельефам являются типичными для текстов Мединет Абу малоинформативными славословиями фараону19.
17. Wainwright 1961, 74. О реконструкции перьевого шлема см. Yasur-Landau 2012, 36.

18. Wreszinski 1935, Taf. 114; Bogoslovskaya 1995, 64, 68.

19. MH I, pl. 32, 37.
10 На рельефе с изображением сухопутной битвы «народы моря» представлены исключительно в так называемых перьевых шлемах20. Воины (8 фигур), головным убором которых является рогатый шлем с навершием в виде диска между рогов, показаны сражающимися на стороне египтян. По этому характерному головному убору, зафиксированному еще со времен битвы при Кадеше, нетрудно понять, что перед нами хорошо известные шардана, которые были наемниками в египетской армии со времен Рамсеса II21 и, как уже говорилось, при Рамсесе III в перечне племен «народов моря» надписи 8-го года не встречаются.
20. MH I, pl. 32–34.

21. Kuentz 1928, pl. 22; Sandars 1978, 30–31, fig. 11; Bogoslovskaya 1995, 122, табл. 6, 3.
11 На рельефе с изображением морской битвы показаны четыре египетских судна, идущих на абордаж пяти кораблей «народов моря». Команды судов противников египтян состоят из воинов в перьевых и рогатых шлемах (три и два корабля соответственно). Их обстреливают из луков фараон и его воины с берега, причем египетский правитель символически изображен попирающим ногами восемь фигур в перьевых и рогатых шлемах. Выпавших из вражеских судов воинов египтяне вылавливают из воды и угоняют вереницами в плен22. Однако подпись к рельефу обобщенно называет «народы моря» «северными странами, которые на островах их» и не уточняет, кто из «народов моря» в морской битве изображен в перьевом, а кто – в рогатом шлеме23.
22. MH I, pl. 37–41.

23. (8) … xAs.wt mH.tj.wt n.tj(.w) m nAj=sn (9) jw.w; MH I, pl. 37, 8–9; KRI V, 32, 6–7.
12 Но, как представляется, мы все же можем установить, головным убором каких племен «народов моря» был перьевой шлем. На южной башне второго пилона Мединет Абу есть рельеф, на котором изображен Рамсес III, приводящий три вереницы пленных «народов моря» в перьевых шлемах к Амону и Мут (рис. 1).
13

Рис. 1. Рамсес III перед Амоном и Мут с тремя вереницами пленных «народов моря» в перьевых шлемах – пелесет, дануна и шакалуша. Южная башня второго пилона Мединет Абу. Фото автора, 2019 г.

14 Подпись к нижней веренице пленников в перьевых шлемах (рис. 2) гласит: (24) D.jn nA xr.w.w n Prst.w jm.j n=n pA TAw r fnd=n pA nswt sA Jmn24 – «(24) Враги пелесет сказали: “Дай нам дыхание для носов наших, о царь, сын Амона!”».
24. MH I, pl. 44; KRI V, 37, 2–3.
15

Рис. 2. Пленные пелесет-филистимляне. Южная башня второго пилона Мединет Абу. Фото автора, 2019 г.

16 Пленники посередине (рис. 3) также идентифицируются подписью: (23) D.jn nA xr.w.w n _nn.w TAw sp 2 pA HqA nfr aA pH.t(j) mj MnT.w Hr-jb WAs.t25 – «(23) Враги дануна сказали: “Дыхания, дыхания, о прекрасный правитель, великий силой подобно Монту в Фивах!”».
25. MH I, pl. 44; KRI V, 37, 1–2.
17

Рис. 3. Пленные дануна. Южная башня второго пилона Мединет Абу. Фото автора, 2019 г.

18 Надпись же над третьей, верхней вереницей пленников (рис. 4), к сожалению, не определяет их: (18) Dd-mdw jn HA.wtj.w n xAs.wt nb(.wt) n.tj(.w) m xfa (19) @m=f wr pH.tj=k nswt nxt ra aA (20) n Km.t aA xpS=k r Dw n bjA Sfy.t=k mj %tS (21) jm.j n=n pA TAw ssn=n (22) sw anx pA n.tj m a.wj=k26 – «(18) Слова, сказанные вождями всех чужеземных нагорий, которые в кулаке (19) Его Величества: “Велика твоя сила, победоносный царь, великое солнце (20) Кемет. Меч твой больше, чем гора меди, твой облик подобен Сетху. (21) Дай нам дыхание, которым мы дышим, (22) жизнь, которая в твоих руках”».
26. MH I, pl. 44; KRI V, 36, 13–15.
19

Рис. 4. Пленные шакалуша. Южная башня второго пилона Мединет Абу. Фото автора, 2019 г.

20 Однако текст перед изображением Рамсеса III на том же рельефе позволяет понять, представителями какого племени «народов моря» являются эти пленники: (12) Dd-mdw jn nswt bj.tj nb tA.wj Wsr-mAa.t-Ra Mrj-Jmn xr jt=f Jmn-Ra HqA psD.t wr pH.tj=k nb nTr.w pr(j.w) m r=k xpr=sn nn wsf.t=w Dr […]=k wj xpS=k n=j m (13) jkm smA=j tA.w xAs.wt th(.w) tAS=j dj=k Sf.yt=j wr.t m jb wr.w=sn Hr.y(t)=j snD.t=j n Hr=sn jn.n=j (14) nAj=w pHrr.w DnH(.w) m xfa=j r msj=w n kA=k jt=j Spss dx xpS=j [nA] j.jy r Tn.t=w m Prst.w _(15)nn.w ^krs.w xpS=k pA n.tj r-HA.t=j Hr dx pr(.t)=sn aA.wj pH.tj=k nb nTr.w pA hn s(j) Hr wD(16).n=k Xr nsw.yt Sm nb Hr mTn=k Xr Htp {m}ntk nb nxt-a n hn.n=f A.t kA spd Hnw.tj rx Aaj=f {m}ntk jt=j Spss qmA (17) nfr(.t)=j ptr=k j stp=k j r nb pD.t-psD.t jm.j dr.t=k Hna=j r smA th(.w) wj sHr DA.jt(.jw) nb(.w) jm.j(.w) Ha.w=j27 – «(12) Слова, сказанные царем Верхнего и Нижнего Египта, владыкой Двух Земель Усермаатра Мериамоном отцу своему Амону-Ра, правителю Девятки богов: “Сила твоя велика, владыка богов! То, что выходило из уст твоих, возникало без пренебрежения, с тех пор как […] ты меня. Твоя длань (была) для меня (13) щитом, (когда) умерщвлял я (обитателей) земель и нагорий, преступивших мою границу. Ты поместил великое уважение ко мне в сердца их вождей, страх и ужас мой – на их лица. Я привел (14) их “бегунов”28, сломав (им) крылья своим кулаком, чтобы пожертвовать их твоему ка, мой благородный отец! Мой меч поверг тех, кто пришел, чтобы возвысить себя, а именно пелесет, да(15)нуна, шакалуша. Твоя рука, которая (была) передо мной, повергла их людей (букв. «семя их». – А. С.). О, как велика сила твоя, владыка богов! Полагающийся на нее согласно тому, как ты приказал (16), обладает царской властью (букв. «под царской властью». – А. С.). Каждый, кто идет по пути твоему, пребывает в мире. Ты – владыка, силач для того, кто согнул спину (перед тобой), телец, острый рогами, тот, кто знает свою силу. Ты – мой благородный отец, сотворивший (17) мою красоту. Ты увидел меня, ты избрал меня владыкой Девяти Луков. Помоги мне (букв. «помести свою руку со мной». – А. С.) убить преступивших меня, повергнуть всех джаит29, которые в моем теле”».
27. MH I, pl. 44; KRI V, 36, 3–12.

28. В рамессидских текстах «бегунами» (pHrr.w) называлась пехота, сопровождавшая и поддерживавшая колесничные подразделения. При Рамсесе II в качестве «бегунов» использовались шардана, позднее и другие «народы моря». См. Manassa 2003, 78–79.

29. Мы намерены разобрать этот интересный фрагмент в следующей статье и предварительно лишь отметим, что лексема DA.jt(.jw) обозначает здесь врагов, вредящих Египту, который отождествляется с телом фараона.
21 Таким образом, мы видим, что надписи на южной башне второго пилона Мединет Абу упоминают три племени «народов моря» – пелесет, дануна и шакалуша. Соответственно третьим племенем на рельефе, представители которого носили перьевые шлемы, являются шакалуша.
22 Кроме того, на внешней северной стене храма есть еще один рельеф, на котором Рамсес III приводит пленных «народов моря» вместе с ливийцами к фиванской триаде богов – Амону, Мут и Хонсу. Северяне изображены в перьевых шлемах (рис. 5), и подпись к изображению гласит, что это – текер: (18) Dd.jn nA xr.w.w aA.w (19) n *kkr.w n.tj(.w) m xf(20)a @m=f m swAS nTr pn nfr (21) nb tA.wj Wsr-mAa.t-ra mr(.j)-Jmn wr pH.tj={tw}k (22) nswt nxt ra aA n Km.t aA xpS=k (23) r Dw n bjA Sfy.t={tw}k (24) mj %tS jm.j n=n pA TAw (25) ssn=n sw pA anx pA (26) n.tj m xfa=k r D.t30 – «(18) Большие враги (19) текер, которые в кулаке (20) Величества Его, вознесли хвалу этому прекрасному богу, (21) владыке Двух Земель Усермаатра Мериамону: «Велика твоя сила, (22) победоносный царь, великое солнце Кемет! Твой меч больше, (23) чем гора меди, твой облик (24) подобен Сетху. Дай нам дыхание, (25) которым мы дышим, жизнь, (26) которая в твоем кулаке навечно».
30. MH I, pl. 43; KRI V, 34, 11–14.
23

Рис. 5. Пленные текер. Северная внешняя стена Мединет Абу. Фото автора, 2019 г.

24 Следовательно, на рельефе морской битвы в Мединет Абу, которая соотносится с надписью 8-го года правления Рамсеса III31, воины в рогатых шлемах (рис. 6) могут соответствовать только племени вашаша, так как остальные четыре племени – пелесет, текер, дануна и шакалуша носят перьевой шлем.
31. Еще одно столкновение с северянами упоминается в надписи 5-го года правления Рамсеса III на южной стене второго двора Мединет Абу (MH I, pl. 28, 51–54; KRI V, 25, 4–14). В этом тексте засвидетельствованы пелесет, текер и, вероятно, турша (о восстановлении третьего этнонима в лакуне размером 51 см в конце стк. 51 см. Safronov 2009, 145–146; 2019, 942–943). Однако пелесет и текер, как было показано выше, носили перьевой шлем. Что касается турша, то их изображение есть на северной башне так называемых Высоких врат, и их головной убор представлен полностью отличным от рогатого шлема «народов моря» в морской битве (MH VIII, pl. 600, B). Следовательно, рельеф морской битвы с «народами моря» в рогатых шлемах не может соответствовать надписи 5-го года и должен быть соотнесен с надписью 8-го года правления Рамсеса III.
25

Рис. 6. Изображение вашаша в морской битве. Северная внешняя стена Мединет Абу. Фото автора, 2019 г.

26 Почему же исследователи прошли мимо этого, казалось бы, очевидного факта, и в историографии до сих пор господствует мнение, что противников египтян, изображенных в Мединет Абу в рогатых шлемах, следует идентифицировать либо как знаменитых шардана, либо как шакалуша?
27 Дело в том, что на южной и северной башнях «Высоких врат», являющихся входом в храмовый комплекс Мединет Абу, располагаются рельефы с изображением пленников, которые олицетворяют африканские и азиатские страны32. Для нас особый интерес представляет рельеф северной башни, являющийся стереотипным изображением азиатских врагов Египта33. Однако в связи с новыми этническими реалиями XII в. до н.э. помимо азиатских пленников на нем изображены и «народы моря» – текер, шардана, турша34.
32. MH VIII, pl. 600; KRI V, 103, 9–13; 104, 9–14.

33. Это хорошо иллюстрируется появлением на рельефе фигуры правителя хеттов (MH VIII, pl. 600, B), которые, как известно, после заключения договора между египтянами и хеттами на 21-й год правления Рамсеса II в 1270 г. до н.э. находились в мире с Египтом.

34. Первоначально рельеф на северной башне «Высоких врат» был длиннее, о чем свидетельствует подпись к несохранившемуся пленнику – aA n xr.w.w n P[rst.w]: MH VIII, pl. 600, B.
28 Особый интерес для нас представляет фигура пленного северянина, которая подписана как «шардана моря» (рис. 7)35. Пленник изображен в типичной для египетской иконографии позе со связанными за спиной руками и в рогатом шлеме с диском между рогов. Видимо, появление шардана на рельефе Мединет Абу следует признать анахронизмом, поскольку, как уже говорилось, в тексте надписи 8-го года правления Рамсеса III они не встречаются. Однако именно это изображение, а также упоминание шардана в тексте pHarris I и явились теми аргументами, которые позволили ряду исследователей предполагать участие какой-то новой группы шардана в нападении «народов моря» на Египет при Рамсесе III36. Другие же, правильно указывая, что в тексте pHarris I шардана выписаны по ошибке вместо шакалуша, предлагали и на изображении «Высоких врат» видеть не шардана, но шакалуша, и сопоставлять последних с воинами в рогатых шлемах на рельефе морской битвы37. При этом они по непонятной причине игнорировали тот факт, что само изображение шакалуша в перьевом шлеме встречается на втором пилоне Мединет Абу38.
35. ^rdn.w n pA ym. См. MH VIII, pl. 600, B.

36. Wainwright 1961, 71; Stadelmann 1968, 162; Strobel 1976, 245; Dothan 1982, 12; Roberts 2009, 60–63; Adams, Cohen 2013, 649; Emanuel 2013, 17–18.

37. Helck 1971, 226, n. 13; 230; Hölbl 1983, 133; Schachermeyr 1982, 78–79.

38. В 1930 г. Г. Нельсон, отметив, что пелесет, текер, дануна и шакалуша носили перьевой шлем, казалось бы, вплотную приблизился к нашим выводам: «В морской битве… среди врагов в “перьевых” головных уборах есть люди в рогатых шлемах. Последние идентифицируются большинством авторов с “шерден и вешеш моря” (шардана и вашаша. – А. С.), о которых говорится в папирусе Харрис, таблица 76, строка 7» (MH I, 6). Однако тут же в пояснительной сноске Нельсон приходит к абсолютно иному выводу: «Примечательно, что несмотря на то, что у рогатого шлема везде в Мединет Абу всегда есть шар или диск между рогов, исключительно в морской битве шар повсеместно отсутствует. Возможно ли, что здесь перед нами некое другое племя, а не шардана, которые показаны единообразно в шлеме с рогами и шаром?» (MH I, 6, n. 29). Таким образом, сам Нельсон лишь осторожно допускал, что воины в рогатых шлемах могут быть не шардана, а каким-то другим племенем «народов моря», но никак их не идентифицировал. Этот вывод подтверждается как его более ранней работой, где воины в рогатых шлемах идентифицируются как шардана (Nelson 1929, 15), так и статьей Г. Робертса, который упоминает лишь о сомнениях Нельсона относительно идентификации с шардана (Roberts 2009, 61). По-видимому, фразу Нельсона о большинстве авторов, сопоставляющих врагов египтян в рогатых шлемах с шардана и вашаша, следует рассматривать лишь как указание на шардана из цитаты pHarris I. Нам неизвестно ни одной работы как до 1930 г., так и позже, где бы аргументированно постулировалась идентификация воинов в рогатых шлемах с вашаша. В то же время сопоставление их с шардана действительно фигурирует в большом количестве ранних работ, в том числе и самого Нельсона.
29

Рис. 7. Изображение «шардана моря». Северная башня «Высоких врат». Фото автора, 2019 г.

30 Указанные выше противоречия во мнениях исчезают, если принять наше предположение о том, что воинов в рогатых шлемах на рельефе морской битвы следует сопоставлять с «народом моря» вашаша. Видимо, сходство головных уборов, которые носили как хорошо известные в Египте шардана, так и впервые встреченные египтянами вашаша, и породило ту путаницу среди египетских писцов и резчиков рельефов, обозначивших фигуру пленника в рогатом шлеме в Мединет Абу как «шардана моря» вместо вашаша. Также можно предположить, что сходный тип рогатого шлема может указывать на близкие в географическом и культурном отношении области, откуда происходили шардана и вашаша.
31 Кроме того, возникает вопрос, можно ли идентифицировать воинов в перьевых шлемах, изображенных на рельефе морской битвы в Мединет Абу. Данные иконографии, к сожалению, в этом случае помочь ничем не могут. «Народы моря» в перьевых шлемах одинаково вооружены и одеты как в морском, так и в сухопутном сражениях. Поэтому остается вернуться к сведениям египетских и угаритских письменных источников.
32 Текст письма RS 34.129, написанного около 1220 г. до н.э. хеттским царем Тудхалией IV в Угарит, упоминает тождественных египетским шакалуша людей шикалайю. Они описаны как морские разбойники, «живущие на кораблях»39. В тексте pHarris I шакалуша, названные ошибочно шардана (см. выше), упоминаются в тесной связи с вашаша как народ, связанный с морем. Заманчиво предположить, что на рельефе морской битвы в Мединет Абу вместе с вашаша изображены шакалуша.
39. Safronov 2011, 211–213.
33 Если это так, то узколокальный вывод об участии этих северных племен в морской битве позволяет высказать гипотезу, которая может объяснить давно отмеченное сходство между изображениями судов «народов моря» на рельефах Мединет Абу и изображениями кораблей в областях распространения культуры погребальных урн позднебронзового и раннежелезного века40.
40. Wachsmann 2000, 122.
34 Как уже отмечалось, пять кораблей «народов моря» в Мединет Абу представляют собой тип так называемой Vogelbarke, корабля с украшенными головой водоплавающей птицы форштевнем и ахтерштевнем (рис. 8). Исследователи отмечали весомые параллели судам «народов моря» в идентичных изображениях кораблей культуры полей погребальных урн конца позднебронзового века41. На этом основании предполагалось рассматривать области распространения данной общности, главным образом придунайские территории, как исходный пункт движения «народов моря», прежде всего филистимлян42. Противоречие заключалось в том, что материальная культура последних, равно как и других «народов моря», обосновавшихся в Палестине в XII в. до н.э., в значительной степени была связана с областями распространения позднемикенской культуры43. Кроме того, для микенского мира корабли c носом и кормой, украшенными изображениями голов водоплавающих птиц, не являются характерными44.
41. Bouzek 1985, 212.

42. Kimmig 1964, 224, Abb. 1; Strobel 1976, 245.

43. Wachsmann 2000, 122; Yasur-Landau 2010, 335–345.

44. Фрагмент кратера из Тиринфа XII в. до н.э. содержит изображение корабля с украшенными головой водоплавающей птицы форштевнем и ахтерштевнем, однако, как полагают, художник не слишком хорошо был осведомлен о прототипе изображения; Bouzek 1985, 178; Wachsmann 1998, 178, 181 fig 8, 32, 183.
35

Рис. 8. Боевой корабль с «народами моря», предположительно, шакалуша, в морской битве. Северная внешняя стена Мединет Абу. Фото автора, 2019 г.

36 Следует отметить, что изображение боевого судна «народов моря» в Мединет Абу, столь схожего с изображениями из круга культур полей погребальных урн, не было единственной формой кораблей «народов моря», которые, видимо, отличались друг от друга45. Скорее всего прототипом для изображения в храме Рамсеса III послужил наиболее запоминающийся экземпляр вражеского корабля с украшенными головой водоплавающей птицы носом и кормой46. Можно предположить, что его появление в Восточном Средиземноморье связано именно с вашаша и шакалуша. Поэтому необходимо коснуться вопроса о возможности происхождения этих племен «народов моря» из областей распространения культуры полей погребальных урн.
45. Artzy 1987, 75. См., например, роспись на погребальной урне из Хамы в Сирии, где корабль, вероятно, связанный с «народами моря», отличен от изображений в Мединет Абу: Wachsmann 1998, 174, fig. 8, 19.

46. Ср. гипотезу Ш. Ваксманна, согласно которой прототипом для художников Мединет Абу стал эскиз одного из кораблей «народов моря», выброшенного на берег или захваченного в качестве трофея и зафиксированного армейским художником: Wachsmann 1998, 169.
37 Этноним шакалуша уже давно был сопоставлен с догреческим населением Италии и Сицилии сикулами (греч. Ʃικελοί)47. Г. Леманн обратил внимание на то, что топонимы, связанные с сикулами и схожие в консонантной основе с египетским этнонимом ^krS.w, встречаются не только в районах Сицилии, центральной и южной Италии, но также и на севере Апеннинского полуострова, как и на далматинском побережье Адриатики48.
47. Bonfante 1946, 261.

48. Lehmann 1985, 45, 47. Распространение ономастики, связанной с сикулами, по всему Апеннинскому полуострову любопытно в свете сообщения Фукидида (VI. 2. 4), согласно которому до миграции на Сицилию сикулы проживали в Италии.
38

Рис. 9. Бронзовые статуэтки, изображающие воинов в рогатых шлемах. XII–XI вв. до н.э. Сардиния. Рис. по: Gonzalez 2012, 87 fig. 2, a–b

39 В определении прародины вашаша, как уже говорилось, сравнительная топонимика помочь не может. Однако в нашем распоряжении теперь есть их иконография, отличительной чертой которой является рогатый шлем. Подобный тип шлема как массового воинского головного убора не характерен для Переднего Востока позднебронзового века49, и его ближайшие аналогии50 в указанный период известны главным образом в Западном Средиземноморье51. Действительно, если мы посмотрим на археологические памятники Сардинии, Иберии и Корсики, то без труда обнаружим там в конце позднебронзового века бронзовые статуэтки (рис. 9), стелы или статуи-менгиры (рис. 10, 11), изображающие воинов в рогатых шлемах и с вооружением (круглый щит и длинный прямой меч)52, сходным с паноплией шардана и, как теперь ясно, вашаша на египетских рельефах. Следует отметить, что прежде гипотеза о прародине шардана на Сардинии, и вообще в Западном Средиземноморье, строилась не только благодаря сравнительной топонимике53, но и благодаря этим весьма убедительным археологическим данным54. Теперь можно предположить, что вашаша также происходят откуда-то из районов Западного Средиземноморья, поскольку их паноплия и шлемы практически идентичны вооружению шардана55.
49. Речь идет именно о шлемах воинов, а не о рогатых тиарах божеств или царей, которые встречаются на Переднем Востоке в культовом контексте (Gonzalez 2012, 100–102; 2018, 42 fig. 2).

50. Hencken 1971, 172. Знаменитая «Ваза воинов» XII в. до н.э. из Микен, на которой изображены воины в рогатых шлемах, является единичным примером изображения данного головного убора в микенской культуре. Вполне возможно, мы имеем дело с репрезентацией каких-то наемников на службе ахейских владык. Кроме того, вооружение и головной убор воинов на вазе отличается от вооружения «народов моря» (Bouzek 1985, 116 fig. 52). Статуэтка в рогатом шлеме с щитом и копьем, найденная в Энкоми на Кипре в слое XII в. до н.э. (Sandars 1978, 176 pl. 8, 177), явно инспирирована обликом «народов моря» в рогатых шлемах. Другая статуэтка из того же слоя изображает рогатое божество (Sandars 1978, 149, 150 pl. 5), причем непонятно, являются ли рога частью головы или головного убора (Hencken 1971, 171).

51. В зарубежной историографии часто встречается определение «Центральное Средиземноморье», поэтому следует отметить, что определение «Западное Средиземноморье» используется в статье для обозначения всех территорий, расположенных в акватории Средиземного моря к западу от Балканского полуострова.

52. Gonzalez 2012, 87 fig. 2, a–b, 99–100 fig. 11–12, 106; 2018, 96, 97 fig. 37, 204, 226–227 fig. 47, 230, 232 fig. 53, 281–282.

53. Lehmann 1985, 42, 45, 47; Safronov 2018, 15–16.

54. См. указания на более ранние работы: Woudhuizen 2006, 112–114.

55. Кроме того, данные топонимики, связанной с шардана, показывают ее соседство на побережье Адриатики и в Италии с ономастикой сикулов: Lehmann 1985, 47.
40

Рис. 10. Стелы с изображениями воинов в рогатых шлемах. XII–XI вв. до н.э. Долина р. Гвадалквивир, Иберийский полуостров. Рис. по: Gonzalez 2018, 232 fig. 53

41 Возвращаясь к проблеме сходства изображений кораблей «народов моря» и культуры погребальных урн, следует отметить, что во второй половине XIII – начале XII в. до н.э. в северной и центральной Италии, где присутствует связанная с шардана и шакалуша топонимика, появляются культуры, родственные дунайским культурам полей погребальных урн56.
56. Coles, Harding 1979, 425–426.
42

Рис. 11. Cтатуи-менгиры воинов в рогатых шлемах. XII–XI вв. до н.э. Корсика. Реконструкция. Рис. по: Gonzalez 2012, 281 fig. 6, 4

43

Рис. 12. Терракотовая модель корабля. Италия. Вторая пол. XIII в. до н.э. Рис. по: Wachsmann 1998, 181 fig. 8.31, A

44 В них так же, как и в дунайских культурах, встречаются изображения, нанесенные на бронзовые изделия, и терракотовые модели кораблей с украшенными головой водоплавающей птицы носом и кормой, которые полностью идентичны судам «народов моря» в Мединет Абу57. В качестве наиболее близкой аналогии кораблю «народов моря» в Мединет Абу можно привести терракотовую модель судна из Италии, которая датируется периодом Br D, т.е. второй половиной XIII в. до н.э. (рис. 12)58. К этому же типу относятся изображения кораблей на погребальной урне культуры Пьянелло (рис. 13), которая датируется XII в. до н.э.59, и на бронзовой бритве культуры Протовилланова (рис. 14)60.
57. Bouzek 1985, 177–181; Wachsmann 1998, 177–183. Изображения судов, украшенных птицами, встречаются также в культурах полей погребений Центральной Европы и Скандинавии, однако считать, что местные племена могли участвовать в походах «народов моря», представляется легковесным.

58. Bouzek 1985, 177 fig. 88, 4, 178; Wachsmann 1998, 181 fig. 8, 31, A.

59. Coles, Harding 1979, 423–424 fig. 150, 425.

60. Bilić 2016, 451–452, fig. 3.
45

Рис. 13. Изображение на погребальной урне корабля с украшенными головой водоплавающей птицы носом и кормой. Культура Пьянелло. XII в. до н.э. Рис. по: Coles, Harding 1979, 424 fig. 150

46

Рис. 14. Бронзовая бритва с изображением кораблей типа Vogelbarke. Культура Протовилланова. Италия. XII–X вв. до н.э. Рис. по: Bilić 2016, 452 fig. 3

47 Поэтому можно предположить, что территории Западного Средиземноморья и являлись исходными районами, откуда племена вашаша и шакалуша вторгались в Восточное Средиземноморье и на Передний Восток в начале XII в. до н.э. Полученный вывод хорошо согласуется с существующей точкой зрения на проблему происхождения «народов моря», согласно которой эти племена представляли из себя смесь различных иммигрантов как из районов Эгеиды, так и из районов Западного Средиземноморья61.
61. Yasur-Landau 2010, 192–193; Jung, Mehofer 2005–2006, 133–135.

Библиография

1. Adams, M.J., Cohen, M.E. 2013: The “Sea Peoples” in primary sources. In: A.E. Killebrew, G. Lehmann (eds.), The Philistines and Other “Sea Peoples” in Text and Archaeology. Atlanta, 645–664.

2. Artzy, M. 1987: On boats and Sea Peoples. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 266, 75–84.

3. Bilić, T. 2016: The swan chariot of a solar deity: Greek narratives and prehistoric iconography. Documenta praehistorica 43, 445–465.

4. Богословская, И.В. Одежда народов библейских стран. СПб. 1995.

5. Bonfante, G. 1946: Who were the Philistines? American Journal of Archaeology 50/2, 251–262.

6. Bouzek, J. 1985: The Aegean, Anatolia and Europe: Cultural Interrelations in the Second Millennium B.C. (Studies in Mediterranean Archaeology, 29). Göteborg–Åström–Prague.

7. Coles, J.M., Harding, A.F. 1979: The Bronze Age in Europe. An Introduction to the Prehistory of Europe c. 2000–700 BC. London.

8. Dodson, A. 2019: Rameses III, King of Egypt: His Life and Afterlife. Cairo.

9. Dothan, Tr. 1982: The Philistines and Their Material Culture. New Haven–London–Jerusalem.

10. Emanuel, J.P. 2013: «^rdn from the sea»: the arrival, integration, and acculturation of a “Sea People”. Journal of Ancient Egyptian Interconnections 5/1, 14–27.

11. Erichsen, W. 1933: Papyrus Harris I. Hieroglyphische Transkription. Bruxelles.

12. Gonzalez, R.A. 2012: Sardinian bronze figurines in their Mediterranean setting. Praehistorische Zeitschrift 87/1, 83–109.

13. Gonzalez, R.A. 2018: Inter-Cultural Communications and Iconography in the Western Mediterranean during the Late Bronze Age and the Early Iron Age. Rahden.

14. Grandet, P. 1994: Le Papyrus Harris I (BM 9999). Vol. I. Le Caire.

15. Helck, W. 1971: Die Beziehungen Ägyptens zu Vorderasien im 3. und 2. Jahrtausend vor Chr. 2. Aufl. Wiesbaden.

16. Helck, W. 1976: Die Seevölker in den ägyptischen Quellen. Jahresbericht des Instituts für Vorgeschichte der Universität Frankfurt a.M, 7–21.

17. Helck, W. 1995: Die Beziehungen Ägyptens und Vorderasiens zur Ägäis bis ins 7. Jahrhundert v. Chr. Darmstadt.

18. Hencken, H. 1971: The Earliest European Helmets. Bronze Age and Early Iron Age. Cambridge (MA).

19. Hölbl, G. 1983: Die historischen Aussagen der ägyptischen Seevölkerinschriften. In: S. Deger-Jalkotzy (Hrsg.), Griechenland, die Ägäis und die Levante während der “Dark Ages” vom 12. bis zum 9. Jh. v. Chr. Akten des Symposions von Stift Zwettl, 11–14 Oktober, 1980. Wien, 121–143.

20. Jung, R., Mehofer, M. 2005–2006: A sword of Naue II type from Ugarit and the historical significance of Italian-type weaponry in the Eastern Mediterranean. Aegean Archaeology 8, 111–135.

21. Kimmig, W. 1964: Seevölkerbewegung und Urnenfelderkultur. Ein archäologisch-historischer Versuch. In: R. Uslar, K.J. Narr (Hrsg.), Studien aus Alteuropa. Teil I. Köln–Graz, 220–283.

22. Kuentz, Ch. M. 1928: La bataille de Qadech. Les textes (“Poème de Pentaour” et “le bulletin de Qadech”) et les bas-reliefs. (MIFAO, 55). Le Caire.

23. Lehmann, G.A. 1985: Die mykenisch-frühgriechische Welt und der östliche Mittelmeerraum in der Zeit der «Seevölker»-Invasionen um 1200 v. Chr. Opladen.

24. Manassa, C. 2003: The Great Karnak Inscription of Merneptah: Grand Strategy in the 13th Century BC. New Haven.

25. Nelson, H.H. 1929: The epigraphic survey of the Great Temple of Medinet Habu (seasons 1924–25 to 1927–28). In: J.H. Breasted (ed.), Medinet Habu 1924–28. Pt. 1. (Oriental Institute Communications, 5). Chicago, 1–36.

26. Redford, D.B. 2018: The Medinet Habu Records of the Foreign Wars of Ramesses III. Leiden–Boston.

27. Roberts, R.G. 2009: Identity, choice, and the year 8 reliefs of Ramesses III at Medinet Habu. In: Chr. Bachhuber, R. Gareth Roberts (eds.), Forces of Transformation. The End of the Bronze Age in the Mediterranean. Oxford, 60–68.

28. Сафронов, А.В. К трактовке сткк. 51–52 надписи 5-го года правления Рамсеса III из его заупокойного храма в Мединет Абу. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки 1, 144–152. 2009.

29. Сафронов, А.В. Датировка письма RS 34.129 и хетто-угаритские отношения в конце XIII в. до н.э. ВДИ 4, 211–218. 2011.

30. Сафронов, А.В. Очерки по истории Восточного Средиземноморья в XIV–XII вв. до н.э. М. 2018.

31. Сафронов, А.В. Упоминается ли Троянская война в надписи Рамсеса III? Индоевропейское языкознание и классическая филология 23/2, 939–949. 2019.

32. Sandars, N.K. 1978: The Sea Peoples. Warriors of the Ancient Mediterranean, 1250–1150 B.C. (Ancient Peoples and Places, 89). London.

33. Schachermeyr, F. 1982: Die ägäische Frühzeit. Bd. V. Die Levante im Zeitalter der Wanderungen von 13. bis zum 11. Jahrhundert v. Chr. Wien.

34. Stadelmann, R. 1968: Die Abwehr der Seevölker unter Ramses III. Saeculum 19, 156–171.

35. Strobel, A. 1976: Der spätbronzezeitliche Seevölkersturm. Berlin–New York.

36. Wachsmann, Sh. 1998: Seagoing Ships and Seamanship in the Bronze Age Levant. College Station–London.

37. Wachsmann, Sh. 2000: To the sea of the Philistines. In: E.D. Oren (ed.), The Sea Peoples and Their World: A Reassessment. Philadelphia, 103–143.

38. Wainwright, G.A. 1961: Some Sea-peoples. The Journal of Egyptian Archaeology 47, 71–90.

39. Woudhuizen, F.Chr. 2006: The Ethnicity of the Sea Peoples. PhD diss. Erasmus University Rotterdam. Rotterdam.

40. Wreszinski, W. 1935: Atlas zur altägyptischen Kulturgeschichte. Teil 2. Leipzig.

41. Yasur-Landau, A. 2010: The Philistines and Aegean Migration at the End of the Late Bronze Age. New York.

42. Yasur-Landau, A. 2012: The ‘feathered helmets’ of the Sea Peoples: joining the iconographic and archaeological evidence. Talanta 44, 27–40.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести