Аспекты религиозного синкретизма богини Исиды в греко-римском Египте на примере терракотовой пластики из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Аспекты религиозного синкретизма богини Исиды в греко-римском Египте на примере терракотовой пластики из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Аннотация
Код статьи
S032103910013528-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Васильева Ольга Александровна 
Должность: заведующая отделом Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина
Аффилиация:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Малых Светлана Евгеньевна
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
166-197
Аннотация

В статье публикуются и анализируются десять египетских терракотовых статуэток с изображением Исиды греко-римского времени из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Они происходят из коллекций В. С. Голенищева, Н. Г. Тер-Микаэляна и О. В. Ковтуновича и по аналогиям из других музеев датируются как раннеэллинистическим временем (IV–III вв. до н.э.), так и позднептолемеевским (I в. до н.э.) и римским периодами (I–III вв. н.э.), свидетельствуя о популярности культа Исиды в греко-римском Египте. Рассматриваемые изображения богини имеют дополнительные атрибуты, присущие женским божествам греческого (Афродиты, Деметры, Селены) и восточного пантеонов. Они позволяют рассматривать особенности восприятия Исиды как синкретического божества, воплотившего в себе собирательный образ покровительницы материнства и женской привлекательности.

Ключевые слова
греко-римский Египет, египетские терракоты, Исида, синкретизм, древнеегипетская религия, ГМИИ им. А. С. Пушкина
Источник финансирования
Статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда № 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина и архивных источников)»
Классификатор
Получено
17.09.2020
Дата публикации
29.03.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
156
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В данной публикации рассматриваются десять египетских терракотовых статуэток с изображением богини Исиды из ГМИИ им. А.С. Пушкина: восемь происходят из коллекции В.С. Голенищева, одна (1,1а 7924) приобретена у Н.Г. Тер-Микаэляна в 1981 г., еще одна (1,1а 7973) куплена в 1986 г. у О.В. Ковтуновича.
2 По численности египетской терракотовой пластики, находящейся в музейных собраниях и частных коллекциях, на первом месте находятся изображения Харпократа, затем – Исиды и связанных с ней служительниц и богинь1. Между тем популярность Исиды в греко-римскую эпоху в народных и официальных верованиях не только в Египте, но и за его пределами, далеко превосходила славу Харпократа. Исида становится «многоименной» богиней2, впитывая в себя функции множества египетских и некоторых греческих богинь; она также является богиней мистерий, о чем красноречиво свидетельствует, в частности, Апулей в «Метаморфозах», называя Исиду «избавительницей рода человеческого» (Apul. Met. XI. 25).
1. Dunand 1979, 73.

2. Bricault 1994.
3

КАТАЛОГ

4

1. Статуэтка Исиды-Фермуфис (рис. 1)

5

Рис. 1. Статуэтка Исиды-Фермуфис © ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № 1,1а 2740

6 Инв. №: 1,1а 2740 (ИГ 3079). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
7 Датировка: римский период, правление династии Северов.
8 Место находки: неизвестно; куплена в Египте.
9 Сохранность: целая, небольшой скол у колосьев слева.
10 Размеры: высота 27,2 см; ширина 12,0 см; толщина 5,6 см.
11 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны высокого качества, с отличной детализацией; задняя сторона простая, заглажена, с технологическим отверстием диаметром 1,3 см.
12 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная темно-красно-коричневая (2.5YR 4/3), с большим количеством слюды, средним количеством известняка, небольшой примесью растительных частиц.
13 Способ отделки внешней поверхности: нет.
14 Обжиг: равномерный (т.е. качественный) окислительный.
15 Примечание: следы молочно-белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне.
16 Публикации: Berlev et. al. 2002, кат. 670; Vassilieva 2013, кат. 8.
17 Аналогии: Kaufmann 1913, 45, Abb. 26; Breccia 1934, pl. VIII, 28–30; Bayer-Niemeier 1988, no. 230–233; Dunand 1990, no. 387; Fjeldhagen 1995, cat. 44–45; Bailey 2008, no. 3017–3019; cf. Weber 1914, Taf. 3, 30, cf. 33–34; Perdrizet 1921, pl. XV, 4; Ewigleben, Grumbkow 1991, Kat. 39.
18

2. Статуэтка Исиды, кормящей Аписа (рис. 2)

19

Рис. 2. Статуэтка Исиды, кормящей Аписа © ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № 1,1а 2902

20 Инв. №: 1,1а 2902 (ИГ 3078). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
21 Датировка: II–III вв. н.э.
22 Место находки: неизвестно; куплена в Египте.
23 Сохранность: утрачены нижняя часть статуэтки сзади и правый угол постамента; сколы; следы красной краски и белой обмазки; трещины; поверхностное загрязнение.
24 Размеры: высота 26,7 см, ширина 14,7 см, толщина 7,0 см.
25 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества, местами, вероятно, с дополнительной доработкой деталей; задняя сторона ровная, заглажена, с технологическим отверстием диаметром 1,6 см.
26 Материал: глина аллювиальная средне-тонкая плотная красно-коричневая (2.5YR 4/3, внешняя поверхность местами 5YR 5/4), со значительной примесью слюды, средним количеством известняка и растительных частиц, небольшим количеством белых частиц (измельченные речные раковины?).
27 Способ отделки внешней поверхности: нет.
28 Обжиг: равномерный окислительный.
29 Примечание: следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне, местами покрытой поверх красной охрой.
30 Публикации: Berlev et. al. 2002, кат. 677; Vassilieva 2013, кат. 9.
31 Аналогии: Breccia 1934, pl. X, 37; Dunand 1979, no. 17–18; Ewigleben, Grumbkow 1991, Kat. 34; Fjeldhagen 1995, cat. 39; Török 1995, pl. LVI, 106; Ashton 2003, 86 (UC 33564); Boutantin 2006, 320, fig. 3.
32

3. Ручка светильника в виде Исиды, кормящей Харпократа (рис. 3)

33

Рис. 3. Ручка светильника в виде Исиды, кормящей Харпократа © ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № 1,1а 7924

34 Инв. №: 1,1а 7924 (КП 358058). Из собрания Н.Г. Тер-Микаэляна (1981).
35 Датировка: I в. до н.э. – римский период.
36 Место находки: неизвестно; куплена в Египте.
37 Сохранность: утрачены голова, ствол колонны, тулово лампы; потертость поверхности.
38 Размеры: высота 6,5 см, ширина 3,9 см, толщина 2,9 см.
39 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; оттиск лицевой стороны среднего качества; задняя сторона рельефная, оттиск среднего качества; с двумя технологическими отверстиями на задней стороне диаметром 0,3 см и 0,35 см.
40 Материал: глина мергельная тонкая среднеплотная желтовато-бежевая (10YR 7/4), со средним количеством белых частиц (измельченные речные раковины?), небольшим количеством слюды и растительных частиц.
41 Способ отделки внешней поверхности: нет.
42 Обжиг: равномерный окислительный.
43 Публикации: Berlev et. al. 2002, кат. 680; Vassilieva 2013, кат. 14.
44 Аналогии: Weber 1914, Taf. 2, 19–20; Perdrizet 1921, pl. XVI, 2; Breccia 1926, tav. XXXVI, 7; Breccia 1934, II.1, pl. XXIV, 5–8, cf. pl. XLV, 8; Tran Tam Tinh 1973, pl. LX–LXIX; Dunand 1979, cat. 6, pl. VI; Bayer-Niemeier 1988, no. 28; Schürmann 1989, Taf. 170, Kat. 1023; Fjeldhagen 1995, cat. 36–37; Zych 2004, 83–84, fig. 5. Cf. Philipp 1972, Kat. 28.
45

4. Статуэтка Исиды-Деметры-Селены (рис. 4)

46

Рис. 4. Статуэтка Исиды-Деметры-Селены © ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № 1,1а 2916

47 Инв. №: 1,1а 2916 (ИГ 2966). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
48 Датировка: вторая половина II – начало III в. н.э.
49 Место находки: неизвестно; куплена в Египте.
50 Сохранность: целая; сколы и значительные потертости поверхности.
51 Размеры: высота 19,2 см, ширина 9,6 см, толщина 3,9 см.
52 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества, задней – рельефный, среднего качества.
53 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (7.5YR 4/3), со средним количеством слюды и измельченных раковин, с небольшим количеством растительных включений и незначительной примесью известняка.
54 Способ отделки внешней поверхности: лицевая и задняя стороны частично подлощены; дополнительно доработаны рельефные детали на лицевой поверхности; прочерчены изображения на задней поверхности (подрезка по сырой глине).
55 Обжиг: равномерный окислительный.
56 Примечание: возможно, из одной мастерской и гончарной партии с нижней частью статуэтки I, 1a 2920.
57 Публикации: Berlev et. al. 2002, кат. 672; Vassilieva 2013, кат. 11.
58 Аналогии: Schürmann 1989, Taf. 171, Kat. 1029; cf. Mollard-Besques 1963, pl. 32a, 34c, 36b, 37a–f; Philipp 1972, Kat. 35.
59

5. Статуэтка Исиды-Деметры-Селены (рис. 5)

60

Рис. 5. Статуэтка Исиды-Деметры-Селены © ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № 1,1а 2920

61 Инв. №: 1,1а 2920 (ИГ 2965). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
62 Датировка: вторая половина II – начало III в. н.э.
63 Место находки: неизвестно; куплена в Египте.
64 Сохранность: соединена из двух фрагментов, повреждения поверхности; поверхностное загрязнение.
65 Размеры: высота 19,0 см, ширина 9,7 см, толщина 3,9 см.
66 Способ изготовления: (для головы) оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества, задней – среднего качества; (для тела) оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны высокого качества, задней – рельефный, среднего качества.
67 Материал: у тела глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (7.5YR 4/3), со средним количеством слюды, с небольшим количеством измельченных раковин и растительных включений; у головы глина визуально близка глине тела (7.5YR 4/3 снаружи, 7.5YR 5/4 на потертостях).
68 Способ отделки внешней поверхности: у головы дополнительной доработки деталей нет; у тела дополнительно доработаны рельефные детали на лицевой поверхности (подрезка по сырой глине), задняя поверхность местами заглажена, по сырой глине прочерчены дополнительные изображения.
69 Обжиг: равномерный окислительный.
70 Примечание: поздняя реставрация – соединена из двух разных статуэток (голова типа статуэток «оранта», туловище – аналог I, 1a 2916), соединение головы и тела с помощью серовато-белой гипсоподобной субстанции; нижняя часть статуэтки, возможно, из одной мастерской и гончарной партии с I, 1a 2920.
71 Публикации: Vassilieva 2013, кат. 12.
72 Аналогии: (для головы) Breccia 1934, pl. LVII, 280; Eisenberg 2014, 37, no. 71; (для тела) Schürmann 1989, Taf. 171, Kat. 1029.
73

6. Фрагмент статуэтки Исиды-Афродиты-Анасиромене (рис. 6)

74

Рис. 6. Фрагмент статуэтки Исиды-Афродиты-Анасиромене © ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № 1,1а 2929

75 Инв. №: 1,1а 2929 (ИГ 3051). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
76 Датировка: конец III в. до н.э.
77 Место находки: неизвестно; куплена в Египте.
78 Сохранность: утрачена часть статуэтки ниже талии с руками ниже локтя; головной убор склеен; красочный слой почти полностью утрачен.
79 Размеры: высота 7,1 см, ширина 4,0 см, толщина 2,6 см.
80 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества, задней – рельефный, среднего качества, с технологическим отверстием диаметром около 1 см.
81 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная палево-коричневая (5YR 5/2 и 5YR 4/2), со средним количеством слюды, небольшим количеством белых частиц (измельченные речные раковины?) и растительных включений.
82 Способ отделки внешней поверхности: нет.
83 Обжиг: равномерный окислительный.
84 Примечание: следы розовато-белой гипсоподобной субстанции и синего пигмента на лицевой стороне; следы красного пигмента на задней стороне.
85 Публикации: Berlev et. al. 2002, кат. 676; Vassilieva 2013, кат. 3.
86 Аналогии: Szymańska 2005, pl. V, cat. 46; cf. Ewigleben, Grumbkow 1991, Kat. 44; Szymańska 2000, 81, fig. 3.
87

7. Фрагмент статуэтки Исиды-Афродиты (рис. 7)

88

Рис. 7. Фрагмент статуэтки Исиды-Афродиты © ГМИИ им. А.С. Пушки-на. Инв. № 1,1а 2848

89 Инв. №: 1,1а 2848 (ИГ 3089). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
90 Датировка: Птолемеевский период.
91 Место находки: неизвестно; куплена в Египте.
92 Сохранность: утрачены ноги; глубокий скол на левой руке; повреждение поверхности, царапины; поверхностное загрязнение.
93 Размеры: высота 19,9 см, ширина 6,2 см, толщина 3,9 см.
94 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и тщательно заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества; задняя сторона рельефная, оттиск хорошего качества.
95 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная темно-красно-коричневая (2.5YR 4/4), со средним количеством слюды, небольшой примесью белых частиц (измельченные речные раковины?) и растительных включений.
96 Способ отделки внешней поверхности: заглаживание местами.
97 Обжиг: равномерный окислительный.
98 Примечание: незначительные следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне.
99 Публикации: Berlev et. al. 2002, кат. 673; Vassilieva 2013, кат. 1.
100 Аналогии: Bayer-Niemeier 1988, Nr. 244; Dunand 1990, no. 328; cf. Weber 1914, Taf. 20, 201; Perdrizet 1921, pl. IV, 1; Szymańska 2005, pl. IV, cat. 28; Bailey 2008, no. 2995, 2997.
101

8. Статуэтка Исиды-Афродиты (рис. 8)

102

Рис. 8. Статуэтка Исиды-Афродиты © ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № 1,1а 6889

103 Инв. №: 1,1а 6889 (ИГ 3310). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
104 Датировка: I в. н.э.
105 Место находки: неизвестно; куплена в Египте.
106 Сохранность: склеена из нескольких фрагментов; утрачены части головного убора, левой руки, четыре пальца правой ноги; повреждение поверхности носа, груди, листьев на плечах; трещины; сколы.
107 Размеры: высота 43,4 см, ширина 12,3 см, толщина 6,2 см.
108 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны высококачественный; оттиск задней стороны хорошего качества; с технологическим отверстием сзади на голове (за головным убором) в форме неправильного овала 4,2 × 4,8 см, края отверстия подрезаны.
109 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (5YR 4/3), с небольшим количеством слюды и растительных частиц, редкими включениями известняка.
110 Способ отделки внешней поверхности: лицевая сторона заглажена и частично подлощена, задняя сторона подлощена.
111 Обжиг: равномерный окислительный.
112 Примечание: незначительные следы желтовато-белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне.
113 Публикации: Pavlov, Hodjash 1985, 17, табл. 21; Berlev et. al. 2002, кат. 668; Vassilieva 2013, кат. 2; Penna 2016, cat. 4.
114 Аналогии: Weber 1914, Taf. 21, 200, 206; Breccia 1934, pl. IV, 10–11; Philipp 1972, Kat. 12, 18; Dunand 1990, no. 328–338; Ewigleben, Grumbkow 1991, Kat. 43; Fjeldhagen 1995, cat. 50–52; Bailey 2008, no. 3000.
115

9. Фрагмент статуэтки Исиды-Афродиты (рис. 9)

116

Рис. 9. Фрагмент статуэтки Исиды-Афродиты © ГМИИ им. А.С. Пушки-на. Инв. № 1,1а 2803

117 Инв. №: 1,1а 2803 (ИГ 3116). Из собрания В.С. Голенищева (1911).
118 Датировка: римский период.
119 Место находки: неизвестно; куплена в Египте.
120 Сохранность: сохранилась лицевая часть головы; утрачены верхняя часть головного убора и фрагмент локонов слева, тело; трещина на лице справа; сколы, царапины.
121 Размеры: высота 6,2 см, ширина 4,3 см, толщина 2,3 см.
122 Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; оттиск лицевой стороны высокого качества.
123 Материал: глина аллювиальная тонкая плотная палево-красно-коричневая (5YR 6/4), со средним количеством белых частиц (измельченные речные раковины?), небольшой примесью кварцевого песка, слюды и растительных частиц, редкими включениями черного камня.
124 Способ отделки внешней поверхности: нет.
125 Обжиг: равномерный окислительный.
126 Примечание: незначительные следы белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне.
127 Публикации: Berlev et. al. 2002, кат. 672; Vassilieva 2013, кат. 4.
128 Аналогии: Szymańska 2005, pl. V, cat. 37.
129

10. Статуэтка обнаженной богини в наосе (рис. 10)

130

Рис. 10. Статуэтка обнаженной богини в наосе © ГМИИ им. А.С. Пушки-на. Инв. № 1,1а 7973

131 Инв. : I, 1a 7973 (КП 374819). Из собрания О.В. Ковтуновича (1986).
132 Датировка: IV–III вв. до н.э.
133 Место находки: Фаюм.
134 Сохранность: предмет склеен из нескольких частей; сколы и потертости на лицевой стороне, ступни фигуры утрачены.
135 Размеры: 12,3 × 8,5 см.
136 Способ изготовления: оттиск в односторонней форме; оттиск лицевой стороны среднего качества, лицо плохо проработано; оборотная сторона плоская, с многочисленными отпечатками растительных частиц (вероятно, сырое изделие укладывалось для просушки на подсыпку из измельченной соломы).
137 Материал: глина аллювиальная средне-тонкая плотная красно-коричневая (10R 5/6), снаружи немного темнее (10R 5/4), со значительной примесью слюды, небольшой примесью белых частиц (речные раковины?) и растительных включений, редкими включениями кварцевого песка.
138 Способ отделки внешней поверхности: заглаживание.
139 Обжиг: равномерный окислительный.
140 Примечание: следы молочно-белой гипсоподобной субстанции на лицевой стороне, следы копоти на лицевой и оборотной сторонах в верхней части.
141 Публикации: Berlev, Hodjash 2004, 476, кат. 198.
142 Аналогии: Redford 1988, pl. XXIId; сf. Ashton 2003 (UC 30186); Bailey 2008, no. 3108; Kaufmann 1913, Abb. 69–70; Perdrizet 1921, pl. LXXIX; Török 1995, pl. CVIII–CIX; Weber 1914, Taf. 20.198–199.
143

ИСИДА-ФЕРМУФИС

144 Статуэтка 1,1а 2740 (см. рис. 1) является миксаморфом: верхняя часть представляет собой изображение женского торса, нижняя (вместо ног) – змеиного хвоста, закрученного восьмеркой. Женщина со змеевидным телом одета в длинный хитон и нижнюю тунику с бахромой, на плечи наброшен плащ, концы которого завязаны под грудью характерным «узлом Исиды», который в римское время становится одним из атрибутов богини3. Ворот туники небрежно распахнут на груди. Голова увенчана характерной короной Исиды басилейон – с рогами, солнечным диском и двумя перьями. Прическа аккуратная: волосы разделены на прямой пробор, гладкие наверху и завитые на лбу, они лежат на плечах завитыми локонами. Такая прическа, по мнению Ю. Фишер, характерна для эпохи ранних Северов4. Вокруг головы женщины уложен своеобразный венок из плодов, листьев и колосьев. Колосья пшеницы присутствуют и внизу, под змеиным хвостом. В правой руке богиня держит длинный факел, в левой – пучок колосьев. На левой руке подвешена ситула – небольшой ритуальный сосуд, атрибут богини Исиды.
3. Дискуссию см. в Bailey 2008, 9.

4. Fischer 1994, 96.
145 Обращает на себя внимание превосходное качество исполнения статуэтки, которому нет точных параллелей: тонкая моделировка лица, пухлых щек, миндалевидных глаз, дородного тела с пышной грудью, тщательная проработка прически, складок одежды, змеиной чешуи, перьев и колосьев. Все известные аналогии такого же иконографического типа5 гораздо более условные и плоскостные.
5. См., например, терракотовую статуэтку из Британского музея № 1987, 0402.29 (URL: >>>> дата обращения: 22.01.2021).
146 Описываемый иконографический тип сочетает в себе элементы образов двух богинь – Исиды и Рененутет6. Последняя считалась богиней плодородия, урожая и матерью бога-зерна Непри (отсюда ее сближение с Исидой как богиней-матерью Хора)7. В эллинистическую эпоху Рененутет стала называться греками Фермуфис, как о том свидетельствуют четыре гимна Исидора из Мединет-Мади (фаюмского города Нармутиса), написанные в честь богини Исиды (III–II вв. до н.э.)8. В гимнах Исида отождествляется со многими богинями, в том числе – с Фермуфис; в некоторых фаюмских надписях она называется «Исида-Термутис», или «Исермутис»9. В Нармутисе существовал большой храм Исиды-Фермуфис, в честь этой богини в Фаюме были построены также и небольшие святилища, например в Тебтюнисе (время расцвета: I в до н.э. – I в н.э.)10. Многочисленные терракоты, найденные в Египте, показывают популярность культа Исиды-Фермуфис не только в Фаюме, но и в других регионах страны.
6. Dunand 1967, 9.

7. Vanderlip 1972, 20; Bergmann 1970, 86–85.

8. Vanderlip 1972.

9. Vanderlip 1972, 17. Hymn I.1. См. прим. 1–3 на с. 19: о двух вариантах греческой транслитерации (Hermouthis/Thermuthis) имени египетской богини Рененутет (Rnn.wt.t/ Rnn.t). См. также: Bricault 2013, 480.

10. Gallazzi, Hadji-Minaglou 2000.
147 Несмотря на то что идеи, отраженные в гимнах Исидора, показывают нам фактически крестьянский мир, здесь очевидно влияние официальной храмовой религии, создающей различные образы богини Исиды11. Сложение иконографии Исиды-Фермуфис приходится, по-видимому, на период расцвета эллинизма. Богиня прежде всего гарантировала богатый урожай12, из этой функции проистекает использование различных иконографических атрибутов – факела, систра, рога изобилия, колосьев. Факел является атрибутом нескольких богинь, с которыми могла сближаться Исида. Во-первых, это один из символов богини Деметры – наряду с пшеничными колосьями, цветами и плодами – как богини плодородия, с которой Исида традиционно отождествлялась13. В то же время факел, который очевидно указывает на хтоническую природу Исиды, относится также к атрибутам подземной богини Гекаты14, но может быть и символом Афины15.
11. Dunand 1979, 132–133.

12. Dunand 1979, 128–130.

13. У многих античных авторов, например: Hdt. II. 59. 156; Diod. I. 13–14, 96; во многих ареталогиях, например: Isidoros. I. 3. 21 (Vanderlip 1972); Chalkis. 2 (Totti 1985, 15–16, Nr. 6).

14. Kaufmann 1913, 86, Abb. 52–53.

15. Bailey 2008, no. 3332.
148 Символика Исиды-Фермуфис подчеркивает хтоническую природу богини – черты, также свойственные, как мы уже сказали, греческой Деметре. Однако в данном случае речь не идет о синкретизме с Деметрой, а о культе своеобразной аграрной Исиды. Иногда близкие по своим функциям богини могли изображаться рядом: так, на одном александрийском рельефе греческая Деметра стоит вместе со змееногой Исидой-Фермуфис и Агатодаймоном16. Упомянутое божество – добрый демон Александрии, который стал воплощением египетского бога Шаи, заимствовавший змеиную форму от своей женской ипостаси – Рененутет (как богини судьбы)17. Отметим, что различные изображения змееногих существ, связанные с хтонической и аграрной символикой, существовали на протяжении столетий и вне Египта – достаточно вспомнить афинского бога плодородия Эрихтония18. На рельефах и в мелкой пластике Исида-Фермуфис иногда изображалась близко к традиционно египетской иконографии – со змеиным телом и женской головой, при этом с почти невыраженным женским торсом19. Однако основная масса терракот представляют ее с женским торсом и змеиными ногами. Стандартный набор атрибутов (которые могли варьироваться) таков: рог изобилия, факел и систр; на голове, как правило, – корона-басилейон, иногда с колосьями по бокам20.
16. Dunand 1967, pl. IIIA (Alexandria. Inv. no. 3180).

17. Dunand 1967, 9–10; См. Quaegebeur 1975.

18. Dunand 1979, 106, 112; Graves 2001, 25.2, 50.6.

19. Gallazzi, Hadji-Minaglou 2019, 121, cat. 64 (рельеф из Тебтюниса); Dunand 1967, pl. IA (рельеф: Alexandria Inv. 3171); Perdrizet 1921, pl. XV, 2 (терракота).

20. Perdrizet 1921, pl. XV, 4–5.
149 Статуэтка Исиды-Фермуфис из коллекции ГМИИ является прекрасным примером смешения египетской и греческой религиозной иконографии; перед нами уже классическая, зрелая синкретическая форма римского периода, в изготовлении которой видна рука искусного мастера.
150

ИСИДА КОРМЯЩАЯ

151 Терракотовая статуэтка 1,1а 2902 (см. рис. 2) относится одновременно к типам Исиды, восседающей на троне и так называемой Исиды кормящей, или Isis lactans. Но только вместо младенца Харпократа, обычно присутствующего на коленях матери, здесь рядом с богиней показан бычок Апис.
152 Исида сидит на троне, высокая спинка которого украшена фризом из кобр-уреев. На голове цветочный венок с лентой и корона-басилейон; из-под головного убора ниспадают на плечи длинные локоны. Плащ с бахромой завязан на груди характерным «узлом Исиды». Длинный хитон ниспадает до пят; при этом он оставляет открытыми груди богини. Левой она кормит теленка – молодого Аписа, стоящего слева от нее на алтаре, стенка которого украшена изображением стеблей лотоса. Отдельные части статуэтки (хитон, детали головного убора, фриз с уреями, фон за Аписом) сохранили окраску красной охрой, наложенной поверх белой штукатурки. Следы белого пигмента видны на многих греко-римских терракотах, который, по-видимому, мог являться своеобразной основой, грунтом для нанесения красочного слоя. Это также заметно и на некоторых терракотовых статуэтках, найденных в ходе раскопок в фаюмском городе Тебтюнисе21.
21. Gallazzi, Hadji-Minaglou 2019, 137, 139, 143.
153 В египетской терракотовой пластике часто встречаются изображения Исиды на троне, кормящей младенца Харпократа22. Исида, кормящая младенца, является одним из самых распространенных образов богини, восходящим к глубокой древности23.
22. Philipp 1972, 26, Kat. 27; Tran Tam Tinh 1973, pl. XXXVI–XLVIII; Bailey 2008, 3013–3014.

23. Изображение Исиды (наряду с Хатхор), кормящей Хора, особенно часто встречается в «маммиси» египетских храмов греко-римского времени (см., например: Tran Tam Tinh 1973, pl. II–IV).
154 Известно, что в Мемфисе Исида почиталась матерью быка Аписа в обличье коровы; каждой корове при жизни давали определенное имя, в число которого входил компонент «Исида»24. Подтверждение этому можно найти в эпиграфическом материале погребений священных быков в северной части саккарского некрополя25. Согласно интерпретации Ф. Дюнан, изображение Исиды, дающей грудь Апису, является зримым утверждением законных прав на трон нового быка Аписа, наследника недавно умершего26. Соответственно такие статуэтки могли быть связаны с интронизацией Аписа, включающей в себя также и царскую символику27. Но следует иметь в виду, что терракотовая пластика отражает популярность иконографического образа прежде всего в сфере частного культа28.
24. Smith 1972, 177.

25. Smith 1971, 11–12.

26. Dunand 1979, 61.

27. Ladynin 2018, 35–55.

28. Dunand 1979, 61, no. 105; Török 1995, 88.
155 Датировать московскую статуэтку можно по прическе: аналогичная фигурка (Исида на троне, кормящая Харпократа) датируется временем конца II – начала III в. н.э.29 Ю. Фишер относит тип кормящей Исиды, сидящей на моделированном троне, ко II в. н.э.30 По мнению С.-А. Эштон, если судить по изображениям на масляных лампах, такой тип согласуется с установившейся в конце I в. до н.э. иконографией богини31.
29. Bailey 2008, no. 3014.

30. Fischer 1994, 341, Nr. 844.

31. Ashton 2003, 86.
156 Существует определенное разнообразие типов внутри данной иконографии: например, Исида сидит на троне и кормит Аписа, стоящего на колонне (UC 33564)32. Эта статуэтка является хорошей аналогией московской, но, в отличие от последней, сохранность ее хуже – отбит головной убор и нижняя часть скульптуры. Еще одна морфологическая вариация – Исида, кормящая Аписа стоя, при этом бык также находится на небольшом возвышении – алтарике33.
32. Ashton 2003, 86.

33. Рerdrizet 1921, 53, pl. XVI, 6; Kaufmann 1913, 68, Abb. 38.
157 К типу изображений Isis lactans относится и ручка светильника 1,1а 7924 (см. рис. 3), представляющая собой поясное изображение богини Исиды (голова не сохранилась), кормящей грудью ребенка. Бюст Исиды возвышается из листьев аканфа. Изображения полубюстов на цветке аканфа – довольно распространенный в античной малой пластике изобразительный мотив34. Он же используется и в оформлении двух терракотовых ручек светильников из берлинского собрания, которые происходят из Александрии и датируются серединой II в. н.э.35 Материал московского предмета – светложгущаяся мергельная глина – также указывает на александрийское производство данной терракоты. Подтверждением этому служит и археологический материал из раскопок в Марина эль-Аламейне. Обнаруженные ручки от светильников были изготовлены в виде терракотовых фигурок божеств – Исиды на троне, кормящей Исиды и Сараписа. При этом только один набор (Е 253)36 – ручка и сам светильник – сохранились полностью, что встречается довольно редко. Найденное изображение Исиды, кормящей Хора, является полной аналогией московской терракоте37. На происхождение терракоты из региона Александрии указывают и другие аналогии – из Канопа38.
34. Jucker 1961, Bd. II, Taf. 13–21.

35. Philipp 1972, 26–27. Kat. 28–29.

36. Zych 2004, 84, fig. 5.

37. Zych 2004, 83–84, fig. 4–5.

38. Breccia 1926, 77, tav. XXXVI, 7 (cf. tav. XXXVI, 2).
158 Известно, что материнские функции Исиды превалировали в ее образе и способствовали тому, что большинство богинь-матерей в Египте в поздний период стали отождествляться с ней. Тем не менее Исида в эпоху расцвета религиозного синкретизма заимствовала функции не только плодородия (у греческой богини Деметры и египетской Рененутет), но и покровительства чувственной любви и женской плодовитости (у греческой Афродиты и египетской Хатхор)39.
39. Dunand 1979, 32.
159

ИСИДА-ДЕМЕТРА-СЕЛЕНА

160 Две статуэтки 1,1а 2916 и 1,1а 2920 (см. рис. 4–5) изображают богиню Исиду с атрибутами греческих богинь Селены и Деметры. Обе статуэтки хорошего качества и довольно интересны, и обе отличаются своеобразной иконографией.
161 Статуэтка 1,1а 2916 (см. рис. 4) представляет собой женскую фигуру в плаще и длинном хитоне, стоящую на снопах колосьев. Колосья, в свою очередь, покоятся на полуобнаженной женской фигурке, которая держит плетеную корзину, наполненную плодами. Это – олицетворение Эутении – плодородной земли40. На обратной стороне терракоты по еще влажной глине были начертаны складки, а позади фигуры Эутении – колосья. Колосья и длинный плащ принадлежат символике Деметры. В данном случае перед нами пример полного отождествления богинь Исиды и Деметры, о котором упоминал еще Геродот (Hdt. II. 59, 156).
40. LIMC IV, 120.
162 Фигура богини показана как будто летящей; это ощущение создается изображением складок длинного хитона, словно раздуваемого порывом ветра. Наверху, над головой, как парус, парит покрывало. Лицо обрамлено короткими локонами. На голове богини небольшой модий и полумесяц. Именно этот атрибут дает возможность отождествить фигуру с Селеной – греческой богиней Луны, в то время как модий является принадлежностью скорее Деметры41. Впрочем, и у таких богинь, как Деметра, иногда может присутствовать лунный полумесяц42. В римское время в малой пластике был распространен тип так называемой Дианы Люциферы, т.е. «несущей свет»; эта лунная богиня изображалась стоящей (на подставке, или чаще – на круглой сфере), одетой в длинный хитон и держащей один или два факела в руках, на голове у нее располагался полумесяц, а над головой раздувалась полукругом вуаль, которая спускалась на плечи и закутывала полусогнутые локти рук43. Однако полностью сохранившиеся статуэтки нам неизвестны; все бронзовые фигурки представляют богиню Луны с обломанными кистями рук44. Итак, общим в иконографии является длинное одеяние и раздувающийся от ветра плащ, который вздымается полукругом над головой и окутывает руки; на голове – полумесяц.
41. Специфический головной убор в виде корзины с зерном – modius (LIMC V.2, 518) – первоначально являлся принадлежностью богинь азиатского происхождения, например Артемиды Эфесской или Астарты. Затем модий перешел к Исиде и Сарапису как символ плодородия, поскольку эти божества считались связанными с произрастанием зерна (Diod. I. 14; Macr. Sat. I. 20.18).

42. Dunand 1990, 52–53, 75–76.

43. Подробнее см. Aponasenko 2019, 160.

44. Например, Aponasenko 2019, 111, кат. 5: статуэтка I в. н.э., происходящая из Рима (Berlin Antikelsammlung. Nr. Fr. 1845). Ср. Aponasenko 2019, 110, кат. 4.
163 Довольно близкая аналогия из музея в Карлсруэ, датированная первой половиной III в. н.э., называется Исидой (Деметрой)-Селеной45; точное происхождение ее не указано («из Египта»). Цвет глины заметно краснее (2,5YR 4/6), чем у московской статуэтки, для которой характерен коричневый цвет поверхности (7.5YR 4/3). Фрагмент терракоты из музея в Ростоке, изображающий женщину с полумесяцем на лбу, назван так: «Исида (Деметра/Фортуна/Селена/Немесида)»46.
45. Schürmann 1989, 270.

46. Attula 2001, 134, Kat. 50.
164 Известен тип терракот, изображающих Афродиту-Селену: стоящая обнаженная женская фигура, на голове полумесяц, над ней – развевающиеся одежды47. Мотив развевающегося над головой плаща встречается в эллинистических терракотах, изображающих Афродиту, например из греческого некрополя Мирина в Малой Азии48. Однако в московском памятнике на символику, связанную с Афродитой, указывают только два крупных цветка розы возле лица. Главный атрибут богини Афродиты – обнаженность – отсутствует.
47. Philipp 1972, 27, 29, Kat. 30, 35 (датировки: середина II в. н.э. и ок. 200 г. н.э.); Weber 1914, 177, Taf. 18.

48. Mollard-Besques 1963, pl. 32a (LY 1557), 34c (MYR 49), 36b (MYR 39), 36d (MYR 38), 37a–f.
165 По своей иконографии нижняя часть статуэтки 1,1а 2920 (см. рис. 5) полностью аналогична статуэтке 1,1а 2916: пышные складки хитона, словно раздуваемые ветром; большой плащ-покрывало; внизу – аллегорическая фигурка Эутении, лежащая на снопах колосьев. Идентична и прорисовка по влажной глине колосьев и складок одеяния на задней стороне предмета. Более того, близка и глина обоих предметов, что заставляет нас предположить, что они были сделаны в одной мастерской и в одной гончарной партии. Однако голова у статуэтки 1,1а 2920 совершенно другая, круглолицая, с пышной прической, уложенной в косы, с цветочным венком. В старом инвентаре справедливо указано, что голова от другой статуэтки.
166 Действительно, хорошо видно, что голова и тело терракоты 1,1а 2920 довольно грубо соединены с помощью серовато-белой гипсоподобной субстанции. Сейчас невозможно сказать, была ли эта реставрация предпринята в римское время или уже в XIX в. по заказу торговца египетскими древностями, чтобы повысить стоимость вещи. Ведь для многих терракот характерны следы белой гипсовой обмазки, наличие которой могло ввести в заблуждение покупателя. Хотя вряд ли В.С. Голенищев обманулся в своей покупке, учитывая, что в его коллекции оказалась и целая статуэтка этого же типа. Этот предмет являет собой интересный пример людской предприимчивости.
167 Полный аналог головы терракоты 1,1а 2920 удалось найти в торговом каталоге 2014 г. нью-йоркской Royal-Athena Galleries: в 1993 г. предмет был продан в Великобритании на аукционе Christie’s, с указанием происхождения из Александрии и датировки ок. I в. н.э.49 Сейчас можно с уверенностью сказать, что голова для 1,1а 2920 была позаимствована у статуэтки совершенно иного типа – так называемой оранты с воздетыми руками.
49. Eisenberg 2014, 37, no. 71 (в каталоге статуэтка ошибочно атрибутирована как тип «баубо»).
168

ИСИДА-АФРОДИТА-АНАСИРОМЕНЕ

169 Статуэтка 1,1а 2929 (см. рис. 6) изображает женщину в хитоне с характерным для Исиды узлом на груди. К сожалению, вся нижняя часть статуэтки утрачена. Тем не менее по аналогиям мы относим это изображение к типу так называемой Исиды-Афродиты-Анасиромене (Анасирмене) – стоящей богини Афродиты, приподнимающей подол своего платья и обнажающей интимные части тела. Такие статуэтки были обнаружены при раскопках Атрибиса в домашнем контексте50. В гробницах александрийского некрополя Мустафа Паша найдено множество фрагментов подобных статуэток Афродит (конец III – первая половина II в. до н.э.)51.
50. Szymańska 2000, 81, fig. 3.

51. Fischer 1994, 81, Anm. 73.
170 Статуэтка 1,1а 2929 относится, судя по аналогиям, к эллинистическому времени. Она показывает Афродиту-Анасиромене, отождествленную с Исидой, о чем свидетельствуют, во-первых, чисто греческая иконография, во-вторых, головной убор, представляющий одновременно атрибуты Афродиты (два цветочных венка в виде валиков, третий – из листьев), и Исиды (царская корона из двух перьев с солнечным диском). Один из венков пересекает широкая лента; басилейон Исиды находится наверху цветочного венка. Завитые спиралями локоны распущены по плечам. На статуэтке видны следы розовато-белой обмазки, синей и красной краски.
171 Мотив, связанный с подниманием подола платья и обнажением интимных частей тела, хорошо известен по тексту новоегипетской «Тяжбы Хора и Сета»: богиня Хатхор поднимает перед своим отцом Ра, чтобы развеселить его, край одежды, обнажая гениталии52. Геродот сообщает, что во время празднества в Бубастисе «некоторые из женщин трещат в трещотки, другие пляшут, третьи задирают подолы своего платья» (Hdt. II. 60). Диодор пишет о ритуальных действиях во время похорон быка Аписа, отмечая, что только женщины могут стоять в его присутствии и при этом они поднимают свои одеяния и обнажают гениталии (Diod. I. 85. 3). Оба описанных празднества связаны с культом плодородия; участвующие в нем женщины очевидно исполняют ритуальные танцы и демонстрируют ритуальные жесты – такие же, как показаны на терракотовых статуэтках. Х. Шиманьска напрямую связывала такой тип изображения с сообщением Диодора о ритуалах в честь Аписа53.
52. Livshits 1979, 112.

53. Szymańska 2000, 81.
172

«ОБНАЖЕННАЯ БОГИНЯ» ИЛИ ИСИДА-АФРОДИТА?

173 Статуэтка 1,1а 2848 (см. рис. 7) представляет собой стоящую обнаженную женщину, руки которой вытянуты вдоль тела и плотно прижаты к нему. Ноги плотно сомкнуты (нижняя их часть не сохранилась). Подчеркнуты грудь и живот. На калафе помещен басилейон – царская корона Исиды.
174 По стилю эта статуэтка близка раннептолемеевской коропластике из мастерских города Атрибиса в восточной Дельте, для изделий которых исследователи отметили присутствие архаизированных черт54.
54. Myśliwiec, Bakr Said 1999, 210, fig. 22; Szymańska 2005, 272, pl. IV, cat. 28.
175 Статуэтка 1,1а 6889 (см. рис. 8) изображает молодую обнаженную женщину с прижатыми к бедрам руками. У женщины длинные ноги, тонкая талия, слегка выступающий живот и хорошо оформленная грудь. Поверхность тела слабо моделирована, намечены складки внизу живота и на шее. Хорошо проработаны черты лица: большие миндалевидные глаза, длинный нос, пухлые губы. Поверхность носа немного повреждена. Надо лбом волосы разделены на прямой пробор и уложены в богатую прическу с короткой челкой; тщательно завитые кудри ниспадают на плечи. Прическа напоминает завитые штопором локоны в портретах эллинистических цариц II–I вв. до н.э.55 Голову богини венчает сложный и высокий головной убор, состоящий из четырех пышных цветочных венков, поставленных друг на друга. Нижний венок перевязан лентами, украшен листьями и цветами. На плечи женщины вплоть до локтей спускаются две ленты с гирляндами листьев плюща, которые, как и головной убор, по стилю напоминают ленты на керамических алабастронах ГМИИ I, 1а 2845, I, 1а 2863 и I, 1а 7991 позднего птолемеевского – римского времени56.
55. Stanwick 2002, 188, pl. С19.

56. Vassilieva, Malykh 2016, 988–993.
176 Примечательная особенность данной статуэтки – это выдвинутая вперед правая нога. Между тем, аналогичные терракотовые статуэтки изображают, как правило, стоящую фигуру с плотно сомкнутыми ногами57. Недавняя реставрация и визуальный анализ глины показали, что нижняя часть ног не является позднейшим добавлением (как предполагалось ранее), а вполне аутентична. Таким образом, перед нами образец уникального иконографического типа шагающей обнаженной богини.
57. Например, Bailey 2008, no. 2993–2995, 3000; Weber 1914, Taf. 20, 202–205; 21, 200, 206.
177 По аналогиям в других собраниях можно представить, как могла быть раскрашена подобная статуэтка: ленты венков – желтые, синие, красные; бутоны цветов – ярко-розовые; гирлянды листьев плюща – изумрудно-зеленые; локоны волос и глаза – черные58.
58. Philipp 1972, Farbtaf. V.
178 Аналогичные статуэтки «обнаженной богини» могут быть датированы раннеримским временем (I–II вв. н.э.)59. Имеется в виду, конечно, стандартный тип богини с руками, вытянутыми по швам, и сомкнутыми ногами; при этом венки-стефанэ могут быть расположены на голове не только горизонтально, но и вертикально, в виде кругов-«нимбов», наложенных один на другой. Некоторые из них имеют археологический контекст и происходят из Дельты, как, например, терракота, найденная в Танисе (в жилом доме к востоку от «великого храма»)60.
59. Fjeldhagen 1995, 71–73, cat. 50–52, Attula 2001, 40, Kat. 3.

60. Petrie 1885, 42, frontispiece, no. 11; Favard-Meeks 1998, 126, pl. XXII, 11 (Британский музей, EA 22153).
179 Головка женской статуэтки 1,1а 2803 (см. рис. 9) украшена прической с завитыми локонами и небольшим цветочным венком Афродиты. На венке широкая лента. Верхняя часть головного убора не сохранилась, но фрагмент указывает на то, что когда-то здесь присутствовали калаф и корона Исиды; аналогичные головки были найдены в Атрибисе61. На основании этих гипотетически восстанавливаемых элементов можно считать головку из московского собрания изображением Исиды-Афродиты.
61. Szymańska 2005, 273, pl. V, cat. 37
180 Подобный тип терракотовых статуэток был распространен в Египте с конца IV в. до н.э. вплоть до III в. н.э. Относительно их интерпретации в историографии существует несколько точек зрения. Иногда такой тип фигурок называли «конкубинами» или «невестами» умерших62, реже – «идолом» или «куклой»63. Однако подобные фигурки находят не только в мужских погребениях, они происходят также из домов, общественных зданий (терм) и святилищ64. Эротический аспект таких изображений подчеркивался обнаженностью и выделением чисто женских форм, особенно живота и бедер.
62. Philipp 1972, 21, Kat. 1; Ewigleben, Grumbkow 1991, 61, Kat. 43–44; Myśliwiec, Bakr Said 1999, 210; ср. Szymańska 2000, 81.

63. Kaufmann 1913, 102–103, Abb. 70.

64. Griesbach 2013, 24–30.
181 Более распространено наименование подобных статуэток «Исидой-Афродитой»65. Богиня Афродита, которая в греко-римскую эпоху отождествлялась с Хатхор, была чрезвычайно популярна в эллинистическом Египте; ее культ был основан царицей Арсиноей, супругой Птолемея Филадельфа66. Отождествление Исиды и Афродиты, зафиксированное в многочисленных памятниках малой пластики начиная с III в. до н.э., обусловлено некоторыми общими функциями обеих богинь, связанных с любовью, красотой и женственностью67. При этом зачастую термин «Исида-Афродита» используется (как синоним) наряду с такими, как «Хатхор-Афродита» 68 или просто – «Хатхор»69.
65. Dunand 1990, 125.

66. Fraser 1972, I, 197.

67. Bricault 2013, 484.

68. Ashton 2003, 84 (UC 48077).

69. Bailey 2008, no. 2995, 2997, 3000; Walker, Higgs 2001, 108–109, cat. 133; Weber 1914, Taf. 21, 200, 206.
182 В некоторых публикациях можно встретить такое наименование: «статуэтка плодородия или обнаженная Исида-Афродита (?)»70; тем самым предлагается на выбор сразу два варианта интерпретации. Строго говоря, в большинстве случаев у статуэток нет никаких исических атрибутов и отождествление Исиды с «богинями плодородия» остается проблематичным71, хотя оно и возможно, если принимать во внимание специфику образа многоименной богини.
70. Lintz, Coudert 2013, 385, cat. 286.

71. Dunand 1990, 16.
183 Все большее число исследователей склоняется к тому, чтобы именовать вышеназванный тип терракот «обнаженной богиней»72, поскольку нагота и специфический головной убор (цветочный венок и/или калаф) являются принадлежностью разных богинь любви и плодородия – от Афродиты до Деметры и Исиды; при этом обнаженность является скорее чертой ближневосточных богинь плодородия и чувственной любви – таких как Иштар или Хатхор. Формирование типа обнаженной богини относится к периоду раннего эллинизма73.
72. Fischer 1994, 75; Philipp 1972, 21, 23; Fjeldhagen 1995, 71–73.

73. Fischer 1994, 73–75.
184 Археологический контекст бытования данных статуэток разнообразен, преобладают находки в домах и погребениях. Большое количество массовой продукции было обнаружено на вилле в Атрибисе (II–III вв. н.э.)74, там же находки терракот с Исидой-Афродитой происходят из контекста общественных сооружений (терм)75. Многочисленные статуэтки «обнаженной богини» из различных материалов (в том числе и терракоты) были найдены в домашнем контексте в Танисе (I–II вв. н.э.)76, Гераклеополе Магна77, Каранисе (в подземных помещениях зернохранилищ)78. Возможно, это были закладные приношения при основании здания79. Использование в жилых помещениях легко объяснить символикой плодородия, с которой была связана иконография такого рода статуэток. В погребальном инвентаре изображения «обнаженных богинь» были также распространены, причем как в захоронениях взрослых, так и детей80. Преобладание статуэток Исиды-Афродиты может быть связано с представлением о магической силе Исиды, возродившей Осириса81. Таким образом, статуэтки «обнаженной богини» были востребованы и для этой – посмертной – стороны жизни. Роль таких фигурок не совсем ясна, они могли служить ex voto в качестве покровительниц супружеской жизни и гарантии плодовитости женщины; в качестве вотивных приношений они также могли быть погребальными статуэтками и способствовать возрождению в ином мире.
74. Szymańska 2005, 41–42.

75. Szymańska 2005, 37–41.

76. Petrie 1885, 41–50.

77. Petrie 1905, 27–29.

78. Gazda et al. 1978, 67.

79. Griesbach 2013, 29.

80. Weber 1914, 129–134, Nr. 202; Griesbach 2013, 31.

81. Bayer-Niemeier 1988, 43; Fischer 1994, 75, Anm. 16; Griesbach 2013, 30.
185

«БЕЗЫМЯННАЯ ОБНАЖЕННАЯ БОГИНЯ»

186 Статуэтка-плакетка 1,1а 7973 (см. рис. 10) изображает стоящую обнаженную женщину внутри наоса. Женщина показана в коротком круглом парике, стоящей навытяжку, руки лежат вдоль тела. Подчеркнуты живот и грудь. Возможно, статуэтка была раскрашена, так как гипсоподобный грунт на лицевой стороне местами присутствует. То, что фигура стоит в небольшом святилище, указывает на ее божественный статус. Портик небольшого храма – прямоугольный, с горизонтальной балкой, лежащей на двух колоннах в виде папирусных стеблей. К этим высоким колоннам примыкают две другие, пониже, с лотосовидными (?; на правой капители скол) капителями. В основании двух колонн находятся две симметричные фигуры лежащих львов: фигуры сохранились крайне плохо, но, судя по аналогиям, можно с уверенностью сказать, что это именно львы82.
82. Bailey 2008, 41, no. 3108.
187 Изображения богинь внутри храмов нередко встречаются в малой пластике, но, как правило, фигура дана в эллинизированной позе83, часто внутри храма греческого типа с треугольным фронтоном, но иногда в египетском наосе с кобрами-уреями.
83. Schürmann 1989, Taf. 173, 1042; Breccia 1934, pl. V, 13–14. Török 1995, pl. V, no. 4; LIMC V.2, 259 (Turin, Museo Egizio cat. 1668).
188 Точная атрибуция такого рода статуэток не представляется возможной. Д. Бэйли удачно определил эту группу изображений как «безымянная богиня»84, называя при этом каждый памятник так: «святилище с обнаженной богиней»85. Эта интересная группа включает изображения богини без каких-либо атрибутов. Аналогии такому типу изображений восходят к периоду XXX династии и охватывают ареал от Таниса, Мендеса, Навкратиса и Мемфиса до Гераклеополя. Поза богинь аналогична фигурам Хатхор птолемеевского и римского времени, но отождествление с ними необязательно. Интересно, что Р. Хиггинс, опубликовавший материал греческих терракот из коллекции Британского музея, назвал похожую фигурку из Навкратиса «греческой Афродитой» и датировал ее концом VII в. до н.э.86 Подобные же плакетки известны и из Фаюмского оазиса: обнаженные женщины стоят в помещении наподобие наоса или эдикулы, часто с маленькой девочкой рядом87. К. Кауфман называет их вотивными палетками, статуэтками для дарования потомства, амулетами плодородия – своего рода прошение и благодарность для помощи в родах и рождении здорового ребенка. К. Кауфман сравнивает эти вотивные плакетки с «Афродитой» и так называемой обнаженной богиней, изображения которых найдены в теменосе храма Афродиты в Навкратисе88. Д. Бэйли также предполагает, что подобные изображения использовались как ex voto в храмы89.
84. Bailey 2008, 19–20.

85. Bailey 2008, 41–42, no. 3108–3110.

86. Higgins 1954, 404, no. 1542.

87. Kaufmann 1913, 102, Abb. 69–70.

88. Kaufmann 1913, 103, Abb. 70.

89. Bailey 2008, 19.
189 Изображения двух женских фигур – одна побольше, другая – поменьше (девочка?), стоящих внутри наоса с лотосовидными колоннами90, Э. Байер-Нимайер относит к типу «вотивных приношений, связанных с плодородием и сексуальностью»91. Аналогичные статуэтки женщин Л. Тёрек определяет как «fertility ex-voto»92. Еще одна вариация этого типа представляет собой изображение обнаженных женщин, стоящих не внутри наоса, а как бы прислоненных к стеле с овальным верхом93. Схожий тип статуэток на плакетках из камня встречается в собрании В.С. Голенищева (ГМИИ 1,1а 5887 и 5914) и датируется Птолемеевским периодом; женщины стоят на фоне прямоугольной ниши94.
90. Weber 1914, 198–199, Taf. 20.

91. Bayer-Niemeier 1988, 148, Kat. 266–267.

92. Török 1995, pl. CVIII–CIX, no. 202–209.

93. Bayer-Niemeier 1988, 148, Kat. 263–265.

94. Berlev, Hodjash 2004, 477, 479, кат. 199, 201. Ср. Schürmann 1989, Taf. 172, no. 1037 – плакетка с женщиной, правая рука согнута в локте.
190 Действительно, эти изображения с большой долей вероятности являлись вотивными приношениями в храмы. Многочисленные изображения богини такого типа были найдены в Мемфисе в тайнике, где хранились культовые предметы, некогда использованные в храме, но спрятанные за ненадобностью. В другом тайнике, возле священного озера в Мендесе, были найдены плакетки с изображением «обнаженной богини» (или Исиды-Афродиты): глиняные пластинки показывают обнаженных женщин внутри наоса, с сомкнутыми ногами и руками по швам95.
95. Redford 1988, 67, pl. XXIId. Автор сообщает, что многочисленные статуэтки могли быть из так называемой favissa – места специального захоронения переставших быть нужными культовых предметов во избежание осквернения их руками непосвященных.
191 Различные аналогии указывают на то, что богиню можно именовать Афродитой и Кибелой (ср. стела ГМИИ с изображением азиатской богини Кедшет, стоящей на льве96), происходящей из Леванта, а ее прототипом вполне могла послужить Астарта – богиня эпохи бронзового века; на это указывают такие детали, как фигуры львов на базе колонны, капители в виде головы Хатхор либо изображения Бэса на стволе колонны, – детали, встречающиеся в других вариациях данного типа97. По сути, это различные образы так называемой восточной богини, к которой можно отнести и «обнаженную богиню» или «восточную Афродиту» (Исиду-Афродиту), о которой речь шла выше.
96. Hodjash, Berlev 1982, 131, cat. 74 (1,1а 5614).

97. Ссылки на аналогии см. Bailey 2008, 20.
192 Датировка данного типа статуэток в основном охватывает время от позднеегипетского (Саисского) до раннеэллинистического периода, если учитывать различные вариации98.
98. Bailey 2008, 40–42.
193 Таким образом, тип «безымянной богини» следует отнести к тому же кругу богинь плодородия, что и «обнаженная богиня», и Исида-Афродита, но без каких-либо атрибутов.
194 Московская коллекция терракот, изображающих греко-римскую Исиду в различных ипостасях и с различными атрибутами, свидетельствует о многообразии иконографических образов богини, призванных воплотить в небольшой статуэтке несколько функций, связанных с наиболее важными сторонами жизни в птолемеевский и римский периоды. Учитывая отсутствие данных о месте обнаружения терракот, сложно сказать, распространялись ли взгляды на синкретический образ Исиды по всему Египту или они были привязаны к важнейшим городским центрам греко-римского Египта, сконцентрированным на берегу Средиземного моря, в Дельте и Фаюмском оазисе – именно таков ареал большинства находок керамических статуэток Исиды. Визуальный анализ глин московских статуэток не позволяет установить место их происхождения, хотя по фактуре и примесям глина больше похожа на фаюмскую и среднеегипетскую, нежели на глину Дельты. Также на имеющемся материале пока не удается выявить принадлежность отдельных иконографических вариаций образа Исиды к определенным географическим местностям или производственным центрам, что обусловлено в первую очередь широкой вариативностью образа богини в греко-римское время.
195 Статуэтки с изображением богини Исиды в той или иной степени отражают явление, обычное для ее синкретического образа – эта многоименная богиня в греко-римский период отождествлялась с целым рядом богинь египетского и греческого пантеона. Лучшей иллюстрацией такого синкретизма являются иконографические типы Исиды-Фермуфис и Исиды-Деметры-Селены. Такие гибриды типичны для римского времени, когда богиня появляется в различных образах, иллюстрирующих ее различные ипостаси: мастера-коропласты использовали иконографию различных божеств для отображения многочисленных функций Исиды. Большинство традиционных изображений богини Исиды представляют ее в виде женщины с младенцем Хором на руках, что указывает на превалирование материнских функций в ее образе99. В московском собрании изображения с таким мотивом единичны – это фрагмент ручки светильника с фигурой Isis lactans.
99. См. например мелкую пластику в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина: Berlev et. al. 2002, 174–179, кат. 623–650.
196 Среди вариантов иконографии так называемой обнаженной богини исследователи насчитывают 64 (!) разновидности100. Наибольшая вариативность наблюдается в головном уборе. Он обычно трактовался коропластами как цветочная корона, которая могла восприниматься и как греческий калаф. Иногда цветочный мотив могли выполнить в виде аппликации. Цветочная корона или калаф может лежать на одном, двух, редко на трех венках, которые наискось перевязаны лентой или тонкой гирляндой, иногда возле лица можно увидеть листья. Украшения на шее редко присутствуют, еще реже – подвески.
100. Fink 2008, 290.
197 Как становится ясно из вышеприведенных примеров, бытовало два варианта изображений так называемых обнаженных богинь: первый – это женские фигуры с цветочным венком/венками и гирляндами на голове; второй – женщины с венком и/или калафом/басилейоном на голове. Первый вариант можно считать просто «обнаженной богиней», второй – из-за атрибутов богини Исиды – Исидой-Афродитой. Так, статуэтка ГМИИ 1,1а 6889 относится к первому варианту, статуэтка 1,1а 2848 – ко второму. Положение рук и ног у подобных статуэток (сомкнутые ноги и руки, лежащие вдоль бедер, по швам) характерно для египетского изобразительного канона; но в целом этот тип демонстрирует интересный пример заимствования из греческой традиции в плане иконографии. Стоит отметить, что московская статуэтка 1,1а 6889 как раз является образцом отступления от такого изобразительного правила, но при этом выдвинутая вперед нога – элемент именно египетской пластики101 (для греков характерен прием контрапоста). Изображения так называемой безымянной богини также выполнены в рамках египетского канона и связаны с символикой плодородия.
101. Например, статуя шагающей женщины птолемеевского времени из ГМИИ 1, 1а 6791(б) (Berlev, Hodjash 2004, 380, кат. 124).
198 Существует также несколько вариантов изображения Афродиты-Анасиромене102; ее головной убор похож на головной убор «обнаженной богини», но корона обычно покоится на большем количестве венков и присутствуют украшения – гирлянды, цветы и листья103. В позе также наблюдается вариативность – например, в положении ног заметен легкий контрапост104, иногда руки статуэтки держатся не за край платья, а опущены на бедра105.
102. Fink 2008, 295.

103. Fink 2008, 294.

104. Fink 2008, 291, Abb. 4.

105. Fink 2008, 296, Abb. 5.
199 Тип Афродиты-Анасиромене, к которому относится статуэтка 1,1а 2929, по своему смысловому наполнению примыкает к так называемым обнаженным богиням. Оба типа тесно связаны не просто с идеей плодородия, но и делают акцент на сексуальной привлекательности106. Проводя разделение на Афродиту и Афродиту-Анасиромене, необходимо учитывать атмосферу религиозного синкретизма греко-римской эпохи, когда греческие, египетские и ближневосточные богини сближались и заимствовали друг у друга различные функции. Поэтому статуэтка «обнаженной богини» с определенным набором атрибутов могла расцениваться в соответствующем окружении и как Исида, и как Афродита, и даже как Астарта, т.е. как богиня, связанная не только с материнством и плодородием, но и с любовью и эротикой. Афродита-Анасиромене и «обнаженная богиня» в особенности были связаны с образом восточной богини107. Сравнительно небольшой размер подобных фигурок (высотой максимум около 40 см, а чаще – значительно меньше) может указывать на их вотивное назначение, что свидетельствует о народной популярности изображений такого рода108.
106. Fischer 1994, 125.

107. Fischer 1994, 85, Anm. 130.

108. Bricault 2013, 485.
200 В московском собрании тип статуэток с иконографией Исиды-Афродиты либо так называемой обнаженной богини – самый многочисленный. Изображения Исиды-Афродиты-Анасиромене и «безымянной богини», по сути, являются разновидностью типов Исиды, отождествленной с Афродитой и с «обнаженной богиней». Отождествление терракот Римского периода с Исидой становится особенно проблематичным, поскольку статуэтки показывают богиню в разнообразных формах; датировка их также порой плавает в пределах полстолетия или даже столетия (середина I–II вв. н.э.)109.
109. Ashton 2003, 86; Fischer 1994, 349–351, Nr. 871–873.
201 Процесс религиозного синкретизма сформировал образ женского божества с различными атрибутами, характерными для многих богинь (Исиды, Деметры, Афродиты, Селены, Фермуфис); это позволило мастерам-коропластам создавать различные варианты произведений мелкой пластики, предназначенных как для культовых действий в храмах, так и для домашних святилищ. Фактически в терракотах греко-римского Египта получил изобразительное воплощение собирательный образ богини Исиды, сформированный на основе египетской традиции, но с добавлением черт богинь греческого и восточного пантеонов, выделяющих аспекты, связанные с материнством и женской сущностью.

Библиография

1. Апонасенко, А.Н. (ред.). Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра. Каталог выставки. СПб. 2019.

2. Ashton, S.-A. 2003: Petrie’s Ptolemaic and Roman Memphis. London.

3. Attula, R. 2001: Griechisch-römische Terrakotten aus Ägypten. Bestandskatalog der figürlichen Terrakotten. Rostock.

4. Bailey, D. 2008: Catalogue of the Terracottas in the British Museum. Vol. IV. Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt. London.

5. Bayer-Niemeier, E. 1988: Liebieghaus – Museum alter Plastik. Bildwerke der Sammlung Kaufmann. Bd. I. Griechisch-römische Terrakotten. Frank-furt.

6. Bergmann, J. 1970: Isis-Seele und Osiris-Ei. Zwei дgyptologische Studien zu Diodorud Siculus I. 27. 4–5. Uppsala.

7. Берлев, О.Д., Ходжаш, С.И. Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.2004.

8. Берлев, О.Д., Васильева, О.А., Дюжева, О.П. и др. (сост.). Путь к бессмертию. Памятники древнеегипетского искусства в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог выставки. М. 2002.

9. Boutantin, C. 2006: Production de terres cuites et cultes domestiques de Memphis à l’époque impériale. Chronique d’Égypte 81/161–162, 311–334.

10. Breccia, E. 1926: Le rovine e i monumenti di Canopo: Teadelfia e il Tempio Pneferôs. Bergamo.

11. Breccia, E. 1934: Terrecotte figurate greche e greco-egizie del museo di Alessandria. (Monuments de l’Égypte gréco-romaine, II.2). Bergamo.

12. Bricault, L. 1994: Isis-Myrionyme. In: C. Berger, G. Clerc, N.-Ch. Grimal (eds.), Hommages а Jean Leclant. Vol. III. Études isiaques. Le Caire, 67–86.

13. Bricault, L. 2013: Les cultes isiaques dans le Monde Gréco-Romain. Documents réunis, traduits et commentés par L. Bricault. Paris.

14. Dunand, Fr. 1967: Les représentations de l’Agathodémon. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale 67, 9–48.

15. Dunand, Fr. 1979: Religion populaire en Égypte Romaine. Les terres cuites isiaques du Musée du Caire. Leiden.

16. Dunand, Fr. 1990: Catalogue des terres cuites gréco-romaines d’Égypte. Paris.

17. Eisenberg, J.M. (ed.) 2014: Art of the Ancient World. Greek, Etruscan, Roman, Byzantine, Egyptian, and Near Eastern Antiquities. Royal-Athena Galleries. Vol. XXV. New York–London.

18. Ewigleben, C., Grumbkow, J. von. (Hrsg.) 1991: Götter, Gräber und Grotesken. Tonfiguren aus dem Alltagsleben im römischen Ägypten. Hamburg.

19. Favard-Meeks, C. 1998: Mise à jour des ouvrages de Flinders Petrie sur les fouilles de Tanis. In: P. Brissaud, Ch. Zivie-Coche (eds.), Tanis: Travaux récents sur le Tell Sân el-Hagar. Mission française des fouilles de Tanis 1987–1997. Paris, 101–178.

20. Fink, M. 2008: ‘Näckte Göttin’ und Anasyroméne. Zwei Motive – eine Deutung? (I. Teil). Chronique d’Égypte 83/165–166, 289–317.

21. Fischer, J. 1994: Griechisch-Römische Terrakotten aus Ägypten. Die Samm-lungen Sieglin und Schreiber. Dresden, Leipzig, Stuttgart, Tübingen. Tübingen.

22. Fjeldhagen, M. 1995: Catalogue Graeco-Roman Terracottas from Egypt. Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen.

23. Fraser, P.M. 1972: Ptolemaic Alexandria. Vol. I–III. New York.

24. Gallazzi, C., Hadji-Minaglou, G. 2019: Trésors inattendus. 30 ans de fouilles et de coopération à Tebtynis (Fayoum). Le Caire.

25. Gallazzi, C., Hadji-Minaglou, G. 2000: Tebtynis I. La reprise des fouilles et le quartier de la chapelle d’Isis-Thermouthis. (Fouilles de l’Institut français d’archéologie orientale, 42). Le Caire.

26. Gazda, E.K., Hessenbruch, C., Allen M.L., Hutchinson, V. 1978: Guardians of the Nile. Sculptures from Karanis in the Fayoum (c. 250 BC–AD 450). Ann Arbor.

27. Грейвс, Р. Мифы древней Греции. Пер. К.П. Лукьяненко под ред. А.А. Та-хо-Годи. М. 2001.

28. Griesbach, J. (Hrsg.). 2013: GRYPTISCH. Griechisch–Ägyptisch. Tonfiguren vom Nil. Würzburg.

29. Higgins, R.A. 1954: Catalogue of the Terracottas in the Department of Greek and Roman Antiquities British Museum. Vol. I. Greek, 730–330 B.C. London.

30. Hodjash, S., Berlev, O. 1982: The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow. Leningrad.

31. Jucker, H. 1961: Das Bildnis im Blätterkelch. Geschichte und Bedeutung einer römischen Porträtform. Bd. I–II. Olten.

32. Kaufmann, C.M. 1913: Ägyptische Terrakotten der griechisch-römischen und koptischen Epoche. Cairo.

33. Ладынин, И.А. Жизнь и смерть одного Аписа: от второго персидского владычества до сатрапии Птолемея. Древний Восток и Античный мир. Сборник научных трудов кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ. Вып. 9. M., 35–55. 2018.

34. Lintz, Y., Coudert, M. (dir.) 2013: Antinoé. Momies, textiles, céramiques et autres antiques. Paris.

35. Сказки и повести древнего Египта. Пер. И.Г. Лившица. Л. 1979.

36. Mollard-Besques, S. 1963: Musée Nationale du Louvre. Catalogue raisonné des figurines et reliefs en terre cuite grecs, étrusques et romains. II. Myrina. Illustrations. Paris.

37. Myśliwiec, K., Bakr Said, M. 1999: Polish-Egyptian excavations at Tell Atrib in 1994–1995. Études et Travaux 18, 180–219.

38. Павлов, В.В., Ходжаш, С.И. Египетская пластика малых форм. М. 1985.

39. Penna, V. (ed.) 2016: Heads and Tails. Tales and Bodies. Engraving the Hu-man Figure from Antiquity to the Early Modern Period. Ghent.

40. Perdrizet, P. 1921: Les terres cuites grecques d’Égypte de la collection Fouquet. Paris.

41. Petrie, W.M.F. 1885: Tanis. Bd. I. 1883–1884. London.

42. Petrie, W.M.F. 1905: Roman Ehnasya (Herakleopolis Magna) 1904. London.

43. Philipp, H. 1972: Terrakotten aus Ägypten im Ägyptischen Museum Berlin. Berlin.

44. Quaegebeur, J. 1975: Le Dieu йgyptien Shai dans la religion et l’onomastique. Leuven.

45. Redford, S. 1988: The first season of excavations at Mendes (1991). Journal of the Society of the Studies of Egyptian Antiquities 18, 49–79.

46. Schürmann, W. 1989: Katalog der antiken Terrakotten im Badischen Landesmuseum Karlsruhe. Göteborg.

47. Smith, H. 1971: Preliminary report on the excavations at North Saqqâra, 1969–1970. Journal of Egyptian Archaeology 57/1, 3–13.

48. Smith, H. 1972: Dates of the obsequies of the Mothers of Apis. Revue d’égyptologie 24, 176–187.

49. Stanwick, P.E. Portraits of the Ptolemies. Greek Kings as Egyptian Pharaohs. Austin, 2002.

50. Szymańska, H. 2000: Tell Atrib excavations 1999. In: M. Gawlikowski, W.A. Daszewski (eds.), Polish Archaeology in the Mediterranean XI. Reports 1999. Warsaw, 77–82.

51. Szymańska, H. 2005: Terres cuites d’Athribis. Turnhout.

52. Török, L. 1995: Hellenistic and Roman Terracottas in Egypt. Roma.

53. Totti, M. 1985: Ausgewahlte Texte der Isis-Serapis-Religion. (Subsidia Epigrapha, 12). Hildesheim–New York.

54. Tran Tam Tinh, V. 1973: Isis Lactans. Corpus des monuments gréco-romains d'Isis allaitant Harpocrate. (EPRO, 37). Leiden.

55. Vanderlip, V.F. 1972: The Four Hymns of Isidoros and the Cult of Isis. (American Studies in Papyrology, 12). Toronto.

56. Васильева, О.А. Терракоты из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: изображения богини Исиды. Труды Государственного Эрмитажа. Т. LXVI. Петербургские египтологические чтения 2011–2012. СПб., 55–67. 2013.

57. Васильева, О.А., Малых, С.Е. Древнеегипетские рельефные керамические сосуды греко-римского времени из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. ВДИ 76/4, 981–1010. 2016.

58. Walker, S., Higgs, P. (eds.). 2001: Cleopatra of Egypt. From History to Myth. London.

59. Weber, W. 1914: Die ägyptisch-griechischen Terrakotten. (Königliche Museen zu Berlin. Mitteilungen aus der ägyptischen Sammlung, II). Berlin.

60. Zych, I. 2004: Marina El-Alamein. Some ancient terracotta lamps from Marina. In: M. Gawlikowski, W.A. Daszewski (eds.), Polish Archaeology in the Mediterranean XV. Reports 2003. Warsaw, 77–90.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести