E. D. Carney. Eurydice and the Birth of Macedonian Power. New York, 2019
Table of contents
Share
QR
Metrics
E. D. Carney. Eurydice and the Birth of Macedonian Power. New York, 2019
Annotation
PII
S032103910013530-6-1
Publication type
Review
Source material for review
E. D. Carney. Eurydice and the Birth of Macedonian Power. New York, 2019
Status
Published
Authors
Yuri Kuzmin 
Affiliation: Moscow City University, Samara Branch
Address: Russian Federation, Samara
Pages
211-215
Abstract

          

Received
09.07.2020
Date of publication
29.03.2021
Number of purchasers
11
Views
103
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Элизабет Карни является одним из самых авторитетных в мире специалистов по истории древней Македонии; главная сфера ее интересов – изучение роли женщин, преимущественно представительниц царских династий1. Наиболее важная работа Карни – это монография «Женщины и монархия в Македонии» (2000), также ей принадлежат книги об Олимпиаде (2006) и Арсиное II (2013)2. Недавно под заголовком «Царь и двор в древней Македонии» увидело свет собрание статей Карни, выходивших с 1980 по 2009 г. Во введении к данному изданию Карни отметила, что, начиная карьеру в антиковедении в качестве «историка Александра» (ее диссертация, защищенная в 1975 г., была посвящена отношениям Александра Великого с македонской аристократией), к концу 1970-х годов она стала воспринимать себя как историка Македонии3.
1. В настоящее время Элизабет Доннелли Карни – почетный профессор университета в Клемсоне (Южная Каролина, США).

2. Carney 2000; 2006; 2013.

3. Carney 2015, XIII.
2 Новая монография Карни посвящена Эвридике – жене македонского царя из династии Аргеадов Аминты III (394/393–370/369 гг.4), а также матери трех его последовательно правивших преемников – Александра II (370/369–368/367 гг.), Пердикки III (368/367–360/359 гг. до н.э.) и Филиппа II (360/359–336 гг.)5. По сути, это работа об истории Македонии в первой половине IV в. – периоде, плохо освещенном в источниках и неудовлетворительно изученном, а не биография Эвридики, жизнь которой известна только на основе нескольких эпизодов.
4. Здесь и далее все даты, относящиеся к древней истории, – до н.э.

5. См. также рецензию А. Молина Морина на книгу Карни: Molina Marín 2019, 119–122.
3 При этом Эвридика является первой македонской царицей, для которой засвидетельствована важная, в том числе и самостоятельная, роль в политике6. Можно, конечно, упомянуть, что где-то в конце VI в. Гигея, дочь Аминты I и сестра Александра I, стала супругой знатного перса Бубара (Hdt. V. 21; VIII. 136), а дочь Александра I и сестра Пердикки II Стратоника в 429 г. была выдана братом замуж за Севта, племянника и наследника фракийского правителя Ситалка (Thuc. II. 101. 6)7. Женитьба Бубара на Гигее стала следствием подчинения царства Аргеадов Ахеменидской державе, а брак Севта и Стратоники был частью дипломатии Пердикки II после вторжения армии Ситалка в Македонию8. Однако это были браки царской дочери и сестры, осуществленные по воле монарха, а не их самостоятельные действия9.
6. Ср. Macurdy 1927, 202, 207.

7. Сейчас для рассмотрения ранней истории дома Аргеадов и его женских представительниц имеются и археологические материалы. В Вергине – районе древних Эг, первой резиденции царей Нижней Македонии и месте их погребений, был открыт участок с элитными женскими захоронениями разных типов (так называемый сектор цариц), попадающих в отрезок времени примерно с середины VI до начала III в. Некоторые из них, вероятно, действительно принадлежали членам царской семьи. Особо следует отметить богатое погребение, датируемое примерно рубежом VI–V вв. (Kottaridi 2004, 139–147); возможно, в нем была похоронена родственница Аминты I и Александра I. Одну из поздних монументальных гробниц на этом участке приписывают Эвридике (см. далее).

8. В папирусном тексте птолемеевского времени (P. Oxy. 27 [1962] 2465 Fr. 1. Coll. II. 121) сохранились имена и более ранних представительниц династии Аргеадов (Клеоника, Клеопатра, Эвриноя и др.), но достоверность данной традиции остается под вопросом (см. Greenwalt 1996, 47–50).

9. Ср. Macurdy 1927, 204.
4 Эвридика, героиня книги Карни, родилась приблизительно в последнем десятилетии V в. и умерла, возможно, ок. 343 г. (последнее точно датируемое свидетельство о ней приходится примерно на 368 г. – Aesch. II. 26–29). Помимо упоминаний в литературных источниках, как относящихся ко времени ее жизни (Эсхин), так и более поздних (Непот, Плутарх, Юстин, Либаний, «Суда»), имеются три надписи из Вергины и ее окрестностей с именем Эвридики и ее патронимиком («дочь Сирры»)10. Две из них были посвятительными с идентичными текстами11, но третья была начертана на постаменте статуи12, которая, возможно, являлась частью скульптурной группы (см. далее). В античной литературной традиции присутствуют два образа Эвридики, которые можно обозначить как: 1) нейтрально-положительный; 2) резко негативный.
10. Saatsoglou-Paliadeli 2000, 392–401.

11. EKM II.1 8–9: Εὐρυδίκα Σίρρα Εὐκλείαι.

12. EKM II.1 14: Ε̣ὐ̣ρ̣υ̣δίκα Σίρ[ρ]α̣.
5 Рецензируемая монография включает шесть глав, обширные примечания13, список литературы, указатель имен и названий, список царей из династии Аргеадов с генеалогической таблицей, а также карту.
13. Представляется неудобным, что примечания, в которых затронуты или даже обстоятельно рассмотрены многие важные сюжеты, выделены в отдельный блок в конце книги (с. 119–153).
6 Первая глава, «Введение» (с. 1–13), начинается с формулировки темы и постановки проблем, обзора источников и очерка истории Македонии до начала IV в. Затем Карни кратко излагает свое видение македонской государственности рассматриваемого периода. По ее мнению, монархия Аргеадов была «персональной» и не существовало каких-либо структур (собрания македонян и/или совета аристократов), ее формально ограничивавших, в том числе при решении вопросов престолонаследия. Четкой системы наследования трона не было, но обычно на престол восходил старший сын. Полигамия, характерная для некоторых представителей династии Аргеадов, была связана с необходимостью рождения наследников. Но ее следствием были «амфиметрические» (терминология Д. Огдена14) конфликты по поводу престолонаследия между разными женами монарха и их детьми. До времени Александра Великого македонские правители и их жены не использовали никаких титулов.
14. Ogden 1999, IX–XXIV.
7 Во второй главе «Замужество Эвридики и царствование ее супруга» (с. 14–31) рассмотрена история Македонии в первые три десятилетия IV в. Захватив власть ок. 393 г. на исходе «смутного времени», последовавшего за гибелью царя Архелая (399 г.), Аминта III, представитель одной из боковых линий династии Аргеадов, в первое десятилетие правления столкнулся с рядом серьезных трудностей. Первой из них стало иллирийское вторжение (по мнению Карни, было одно нападение, а не два, как говорится у Диодора – XIV. 92. 3; XV. 19. 215), а позже война с Халкидским союзом. В обоях случаях Аминта едва не лишился власти. Позднее, в 370-х годах, ситуация в Македонии и ее международное положение были достаточно стабильными.
15. Некоторые исследователи принимают информацию Диодора (например: Hammond, Griffith 1979, 174).
8 Согласно Страбону (VII. 7. 8) Эвридика, супруга Аминты III, была внучкой Аррабея – правителя Линкестиды в Верхней Македонии (соперника Пердикки II, воевавшего против него вместе с иллирийцами во второй половине 420-х годов) и дочерью некоего Сирры16. Имя отца Эвридики присутствует и в упомянутых выше надписях из Вергины (EKM II.1 8–9; 14). По мнению Карни, Сирра мог быть иллирийцем, так как Эвридика именуется иллирийкой и τριβάρβαρος в трактате «О воспитании детей», сохранившемся в корпусе произведений Плутарха (Moral. 14b). О ее иллирийском происхождении говорится и в ряде других поздних источников (Lib. Hypoth. in Demosth. 18; Suda s.v. Κάρανος)17. Однако в негативных характеристиках Эвридики, и особенно в ее «варваризации», Карни видит и пропагандистские мотивы, возможно восходящие к Гигее, еще одной супруге Аминты III, и ее сыновьям. В связи с этим Карни поднимает и вопрос о «варварстве» македонян как пропагандистском топосе.
16. Присутствующее в рукописях Страбона выражение «Ἴρρα δὲ θυγάτηρ» было исправлено в XIX в. А. Майнеке на «Σίρρα δὲ θυγάτηρ» (корректность эмендации впоследствии показали эпиграфические находки). Именно Сирра и Аррабей упоминаются Аристотелем в качестве соперников царя Архелая (Arist. Pol. V. 1311b).

17. Подробные аргументы в пользу линкестийского происхождения Сирры и Эвридики: Kapetanopoulos 1994, 8–14. Необходимо отметить, что имя Σίρρας было очень редким. Помимо отца Эвридики, происхождение которого остается спорным, в Македонии оно эпиграфически зафиксировано еще только дважды или трижды (LGPN IV s.v. Σίρρας; ср. Saatsoglou-Paliadeli 2000, 402, n. 103).
9 По мнению Карни, брак Аминты III и Эвридики, заключенный, возможно, ок. 393/392–390 гг., мог быть связан с урегулированием последствий иллирийского вторжения в Македонию. Помимо троих сыновей (Александра, Пердикки и Филиппа) Эвридика родила Аминте дочь Эвриною.
10 Гигея, вероятно, стала супругой Аминты III позже, а не раньше Эвридики, как нередко считается18. Имя Гигеи может указывать на ее происхождение из рода Аргеадов. Сыновья Гигеи (Архелай, Арридей и Менелай), вероятно, были младше сыновей Эвридики, поэтому появились на политической арене только в царствование Филиппа II в качестве его соперников.
18. Например: Heckel 1978, 155; Mortensen 1992, 161, 167–169.
11 Третья глава «Правление сыновей Эвридики: Александр II, Пердикка III и Филипп II» (с. 33–52) посвящена неудовлетворительно освещенному в источниках десятилетнему периоду македонской истории (368/367–357 гг.)19. На краткое царствование Александра II пришлись: неудачная в итоге военная кампания в Фессалии, конфликт царя с влиятельным придворным Птолемеем, а также ставшее следствием обоих этих событий вмешательство в македонские дела Беотийского союза в лице Пелопида. После гибели Александра в результате заговора в Македонию совершил вторжение претендент Павсаний, за помощью против которого Эвридика обратилась к действовавшему во Фракии афинскому стратегу Ификрату. В это же время Птолемей, один из убийц Александра, видимо, попытался узурпировать власть, что привело ко второму появлению Пелопида в Македонии. В результате достигнутого компромисса Птолемей был признан регентом при юном Пердикке III. В 365 г. после убийства Птолемея Пердиккой началось его самостоятельное царствование, завершившееся гибелью в сражении с иллирийцами в 360/359 г. В этом же году с приходом к власти Филиппа II, младшего из сыновей Аминты III и Эвридики, была открыта новая страница в истории древней Македонии, которая в силу достаточной изученности рассмотрена в монографии Карни весьма кратко.
19. В недавней монографии о династии Аргеадов С. Мюллер остроумно охарактеризовала правления двух старших сыновей Аминты III и Эвридики выражением «Живи быстро, умри молодым» (Müller 2016, 217, 229), связанным со сферой, далекой от антиковедения, но вполне подходящим в случаях Александра II и Пердикки III.
12 Многие дискуссионные сюжеты, в том числе генеалогические и хронологические проблемы, затронутые во второй и третьей главах, обстоятельно разобраны Карни в четвертой главе «Эвридика и ее сыновья» (с. 53–75). Так, она выступила с критикой традиции, сохранившейся у Юстина (VII. 4–5), о супружеской измене Эвридики Аминте III и ее заговорах против мужа и сыновей – Александра II и Пердикки III20. По мнению Карни, реальный заговор против Александра II и его убийство, возможно, были следствием неудачной интервенции молодого царя в Фессалии. Птолемей из Алора, глава заговорщиков, видимо, был представителем дома Аргеадов, но не сыном Аминты III от какой-то другой женщины (помимо Эвридики и Гигеи). Вторжение изгнанника Павсания, видимо, еще одного родственника царской семьи, в Македонию вслед за убийством Александра, отраженное после личного обращения Эвридики Ификратом, предшествовало второй интервенции фиванцев. Возможный брак Эвридики с Птолемеем (Schol. in Aesch. II. 29), признанным регентом после урегулирования македонских дел Пелопидом, очевидно был политическим компромиссом и вынужденным шагом для защиты ее младших сыновей, а не женитьбой на любовнике, с которым она якобы ранее изменяла Аминте и который был ответствен за убийство ее старшего сына. Негативная традиция об Эвридике (сохранившаяся у Юстина), возможно, восходит к труду Феопомпа и базируется на пропаганде Гигеи, ее сыновей, а также их сторонников21.
20. Ранее этот сюжет был подробно разобран К. Мортенсен (Mortensen 1992, 156–171).

21. Ср. Mortensen 1992, 161–163 (по мнению Мортенсен, Феопомп мог передавать как негативную, так и положительную традицию об Эвридике).
13 Пятая глава «Публичный образ Эвридики при ее жизни» (с. 76–95) посвящена нескольким сюжетам. В ее начале разбирается эпиграмма, сохранившаяся в «Моралиях» Плутарха (14b), в которой говорится, что Эвридика сама поздно обучилась грамоте, сделав это, чтобы учить своих детей. Далее Карни обращается к интерпретации и датировке двух постаментов статуй из святилища Эвклеи на агоре в Эгах, посвященных Эвридикой этой богине. По мнению автора, это произошло в 350-х годах и было связано с необходимостью поддержания положительного имиджа Эвридики в ответ на нападки со стороны Гигеи и ее сыновей.
14 В этой же главе рассмотрен постамент статуи Эвридики из района соседней с Вергиной деревни Палатиция, который был частью какой-то скульптурной группы. По мнению Х. Саацоглу-Палиадели, одного из руководителей раскопок в Вергине, в древних Эгах могла находиться композиция, похожая на группу из Филиппейона в Олимпии (Филипп II, Александр III, Аминта III, Эвридика и Олимпиада – Paus. V. 17. 4; V. 20. 9–10), или даже ее копия22. Со своей стороны, Карни осторожно допустила, что композиция могла быть иной – например: Филипп II, его родители и братья.
22. Saatsoglou-Paliadeli 2000, 393–401. О статуях из Филиппейона см., например: Schultz 2007, 205–233.
15 На территории агоры Эг рядом со святилищем Эвклеи вместе с одним из упомянутых выше постаментов была найдена и поврежденная статуя женщины. Это могло быть как изображение божества, так и Эвридики. Но даже если это была статуя Эвридики, вопрос о ее связи с найденными в районе Вергины и Палатиции постаментами остается открытым (в настоящее время Саацоглу-Палиадели, ранее считавшая, что статуя была установлена именно на найденном рядом с ней постаменте, занимает значительно более осторожную позицию23).
23. Saatsoglou-Paliadeli 2011, 280–281.
16 Заключительную, шестую главу «Публичный образ Эвридики после ее смерти» (с. 96–117) Карни начинает с рассмотрения возможности принадлежности Эвридике разграбленной монументальной гробницы «македонского типа», открытой в 1987 г. М. Андроникосом в Вергине в так называемом секторе цариц24. Выводы Карни по данному вопросу обстоятельны, предельно осторожны и в целом скептичны. Далее идет критика предположения25 о том, что в скульптурную композицию, установленную в Филиппейоне, была включена статуя последней супруги Филиппа II Клеопатры, которая однажды именуется Аррианом Эвридикой26, а не матери царя, как традиционно считается.
24. Мнение Андроникоса о том, что это погребение Эвридики, получило широкое признание (например: Hammond 1991, 70–71).

25. Наиболее подробно обосновано О. Палагией: Palagia 2010, 33–41; ср. Lane Fox 1973, 504.

26. Arr. Anab. III. 6. 5. Во всех других источниках последняя жена Филиппа II названа Клеопатрой (например: Satyr. ap. Athen. XIII. 5; Diod. XVI. 93. 9; XVII. 2. 3; Plut. Alex. 9. 6–7; Paus. VIII. 7. 7; Iust. IX. 5. 8–9).
17 Обращаясь к рассмотрению роли Эвридики в македонской истории и памяти о ней, Карни критически разобрала мнение, что имя Εὐρυδίκα стало в конце правления Аргеадов своеобразным женским династическим именем-титулом27. Теория о смене имени последней супругой Филиппа II с Клеопатры на Эвридику сомнительна. Пример же внучки Филиппа II и правнучки Эвридики Адеи (или Гадеи), ставшей Эвридикой в 322 г. в связи с ее браком с Арридеем, самим ранее поменявшим имя на Филипп (III), свидетельствует только о том, что на тот момент имидж Эвридики, дочери Сирры, в глазах македонян был положительным.
27. Например: Heckel 1978, 155–158.
18 Книгу Карни характеризует доскональный разбор скудных и при этом часто противоречивых сведений источников, а также имеющихся научных гипотез. Но при этом автору не хватает лаконичности, а иногда и четкости выводов. Впрочем, последнее является по большей части следствием состояния источников, которые не дают возможности решить многих проблем, связанных с Эвридикой и историей Македонии в первой половине IV в.28
28. Во многом иные подходы продемонстрированы, например, во втором томе «Истории Македонии» Н. Хаммонда и Г. Гриффита (Hammond, Griffith 1979, 172–188), книге Мюллер о династии Аргеадов (Müller 2016, 200–235) или работах Р. Лэйн Фокса, посвященных истории Македонии в 390–360-е годы (Lane Fox 2011a, 209–234; 2011b, 257–269).
19 Монография Элизабет Карни об Эвридике является важным вкладом в изучение сложного и плохо отраженного в источниках периода истории древней Македонии, в течение которого она находилась в тени более мощных сил (иллирийское царство Бардила, Халкидский союз, Беотийский союз), несколько раз была на грани гибели, но в итоге в царствование Филиппа II стала ведущим государством греческого мира.

References

1. Carney, E.D. 2000: Women and Monarchy in Macedonia. Norman (Okla.).

2. Carney, E.D. 2006: Olympias. Mother of Alexander the Great. London.

3. Carney, E.D. 2013: Arsinoë of Egypt and Macedon. A Royal Life. Oxford.

4. Carney, E.D. 2015: King and Court in Ancient Macedonia. Rivalry, Treason and Conspiracy. Swansea.

5. Greenwalt, W.S. 1996: «Proto-historical» Argead women: Lan(ice?), Cle-onice, Cleopatra, Prothoe, Niconoe. Ancient History Bulletin 10/2, 47–50.

6. Hammond, N.G.L. 1991: The royal tombs at Vergina: evolution and identi-ties. Annual of the British School at Athens 86, 69–82.

7. Hammond, N.G.L., Griffith, G.T. 1979: A History of Macedonia. Vol. II. 550–336 B.C. Oxford.

8. Heckel, W. 1978: Kleopatra or Eurydike? Phoenix 32/2, 155–158.

9. Kapetanopoulos, E. 1994: Sirras. Ancient World 25, 8–14.

10. Kottaridi, A. 2004: The Lady of Aegae. In: D. Pandermalis (ed.), Alexander the Great: Treasures from an Epic Era of Hellenism. New York, 139–147.

11. Lane Fox, R. 1973: Alexander the Great. London.

12. Lane Fox, R. 2011a: 399–369. In: R.J. Lane Fox (ed.), Brill’s Companion to Ancient Macedon: Studies in the Archaeology and History of Macedon, 650 BC – 300 AD. Leiden–Boston, 209–234.

13. Lane Fox, R. 2011b: The 360’s. In: R.J. Lane Fox (ed.), Brill’s Companion to Ancient Macedon: Studies in the Archaeology and History of Mace-don, 650 BC – 300 AD. Leiden–Boston, 257–269.

14. Macurdy, G. 1927: Queen Eurydice and the evidence for the woman power in early Macedonia. American Journal of Philology 48/3, 201–214.

15. Molina Marín, A.I. 2019: (Rev.) E. Carney, Eurydice and the Birth of Mace-donian Power. New York, 2019. Karanos 2, 119–122.

16. Mortensen, K. 1992: Eurydice: demonic or devoted mother? Ancient History Bulletin 6/4, 156–171.

17. Müller, S. 2016: Die Argeaden: Geschichte Makedoniens bis zum Zeitalter Alexanders des Großen. Paderborn.

18. Ogden, D. 1999: Polygamy, Prostitutes and Death. The Hellenistic Dynasties. London–Swansea.

19. Palagia, O. 2010: Philip’s Eudydice in the Philippeum at Olympia. In: E.D. Carney, D. Ogden (eds.), Philip II and Alexander the Great. Father and Son, Lives and Afterlives. Oxford–New York, 33–41.

20. Saatsoglou-Paliadeli, Ch. 2000: Queenly appearances at Vergina-Aegae: Old and new epigraphic and literary evidence. Archäologischer Anzeiger 3, 387–403.

21. Saatsoglou-Paliadeli, Ch. 2011: The arts at Vergina-Aegae, the cradle of the Macedonian kingdom. In: R.J. Lane Fox (ed.), Brill’s Companion to Ancient Macedon: Studies in the Archaeology and History of Macedon, 650 BC – 300 AD. Leiden–Boston, 271–295.

22. Schultz, P. 2007: Leochares’ Argead portraits in the Philippeion. In: P. Schultz, R. von den Hoff (eds.), Early Hellenistic Portraiture. Image, Style, Context. Cambridge, 205–233.

Comments

No posts found

Write a review
Translate