Dating the Tomb G 1111 at Giza
Table of contents
Share
QR
Metrics
Dating the Tomb G 1111 at Giza
Annotation
PII
S032103910014827-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ivan Bogdanov 
Occupation: senior researcher
Affiliation: Institute of Oriental Manuscripts, Russian Academy of Sciences, Saint-Petersburg, Russia
Address: Russian Federation,
Pages
269-297
Abstract

Until recently the provenance of the offering basin known through the transcription in Urk. I, 165 remained uncertain. On the basis of a photograph from the George Andrew Reisner’s archive in the Museum of Fine Arts, Boston (Photo ID number: C10393_OS), it is possible to attribute to the tomb G 1111 (Giza West Field). The present publication of the texts on the offering basin contains a number of corrections to the previous transcription by Kurt Sethe, as well as a commentary on the names and titles of the deceased and his son. Their names and titles show that both served as commanders of mining prospectora. A prosopography of all persons named jwwnmtj in the sources of the Old and Middle Kingdom, as well as of the holders of the position sHD srjw “inspector of prospectors” in the Old Kingdom, is compiled. In conclusion, it is suggested that the owner of the offering basin from the tomb G 1111 is identical to jww-nmtj mentioned in the inscription Sinai 13, which dates to the reign of Dd-kA-ra jzzj. This is currently the earliest date for a tomb in Cemetery G 1100 in Giza established through indirect synchronism.

Keywords
Giza, Old Kingdom Egypt, Old Kingdom expeditions, Old Kingdom onomastics, Old Kingdom titles, Middle Kingdom onomastics
Date of publication
28.06.2021
Number of purchasers
11
Views
122
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Гробница G 1111 расположена в юго-восточном районе северной части сектора G 1100 в составе некрополя Гиза – Западное поле, который примыкает непосредственно к комплексу пирамиды Хеопса и является самым крупным кладбищем в Гизе.
2 По архитектурному оформлению, иконографическому стилю рельефов и типологии скульптуры самые ранние памятники кладбища G 1100 датируются концом IV – началом V династии1, однако большинство гробниц этой группы относится к разряду вторичной застройки времен VI династии. Данные титулов не позволяют выделить надежные критерии для датировки гробниц этого кладбища временем до конца V династии.
1. PM III.1 1974, 55–56. Статуя Berkeley, Hearst Museum 6-19785 из гробницы G 1109 датируется концом IV – началом V династии (Smith 1946, 62); это самая ранняя датировка для памятника с кладбища G 1100. Гробница G 1111 примыкает непосредственно к большой мастабе G 1020, статуи из которой также датируются этим временем (Smith 1946, 61; PM III.1 1974, 53).
3 Эпиграфика группы гробниц G 1100 небогата и в большинстве своем не издана. В справочнике Портер-Мосс приводятся лишь выборочные данные по гробницам и памятникам из этого сектора2:
2. PM III.1 1974, 55–56.
4 G 1104 (статуя zA=j-ms(.j));
5 G 1105 (статуя Cairo JdE 377193);
3. www.gizapyramids.org: B11698_OS; B11697_OS; B11696_OS; EG010647. Здесь и далее ссылки на сайт >>>> приводятся только с номером карточки. Чтение имени владельца статуи проблематично: PM III.1 1974, 55: pt-pn-nswt; Fischer 1976, 23: «this nj-pt-nswt»; Scheele-Schweitzer 2014, 502 [2131]: Nzw-p.t-pn (?) «der König des Himmels ist er (?)».
6 G 1109 (статуя mrt-jb=j);
7 G 1111 (жертвенник, данные в справочнике Портер-Мосс неверны; см. далее);
8 G 1151 (владелец nfr-qd=j);
9 G 1152 (деревянная статуэтка мальчика, без имени);
10 G 1157 (безымянная статуя);
11 G 1171 (владелец kA=j-m-Tnnt).
12 Все открытые материалы из гробниц группы G 1100 ныне доступны на сайте www.gizapyramids.org. Здесь можно найти архивные фотографии памятников из других гробниц этой части некрополя, а также тех, что были обнаружены на его территории. К данным справочника Портер-Мосс надо добавить следующие эпиграфические материалы:
13 G 1105 и G 1107 (ложная дверь jHj, найдена в отвале между этими гробницами)4;
4. www.gizapyramids.org: B11757_OS; B13057-01_OS. Датировка: VI династия (по титулу Spsj nswt «царский вельможа»).
14 G 1107 (жертвенник для группы лиц: smsw pr «старшины дома» nfr, mrtrt (показатель знатности у дам, точное значение неясно) Spst, zS «писаря» wp, некой rwD-zAw=s, некого prjw(?); содержит посвящение от Hm-kA «раба Ка» kAj)5;
5. www.gizapyramids.org: C10453_OS.
15 G 1119 (жертвенник jj-anx-n=f, см. далее);
16 G 1123 (ложная дверь tbAS)6;
6. www.gizapyramids.org: C12692_OS; B12984_OS; C12693_OS; AAW888.
17 G 1152a (притолока ложной двери nj-kA=j-mjnw)7;
7. www.gizapyramids.org: B8584_NS.
18 G 1156 (ложная дверь ptH-Htp)8;
8. www.gizapyramids.org: B7619_NS.
19 G 1162+1172 B (панель ложной двери ttj)9;
9. www.gizapyramids.org: C12034_OS; C11216_OS.
20 G 1165 (жертвенник Tntj, см. ниже);
21 G 1177 (статуя kA=j-pw-ptH)10.
10. Cairo JdE 37716. Fischer 1960, 301–302, fig. 2; www.gizapyramids.org: B11753_OS; C11955_OS.
22 Основная масса похороненных на кладбище G 1100 служащих была занята в сфере строительства (G 1123, G 1105, G 1162+1172 B, G 1165) и организации экспедиций (G 1104, G 1111, G 1171). Отмечены также два полицейских титула (G 1171, G 1177), должности из корпорации xntjw-S (G 1151, G 1152a) и некоторые другие, например судебные (G 1156). Важных индикаторов для датировки гробниц их надписи почти не содержат. Наиболее примечательной является титулатура nfr-qd=j, владельца гробницы G 1151, который состоял в должности Hm-nTr ra m Szp(w)--ra «жреца Солнца в Солнечном храме Вожделение Солнца»11. Однако этот титул функционера в культе Солнечного храма царя nj-wsr-ra не может служить критерием для надежной датировки; судя по другим данным, гробница G 1151 должна датироваться позже – концом V династии12. Кроме того, nfr-qd=j – это единственный известный жрец Хеопса (Hm-nTr xwfw), похороненный на кладбище G 1100.
11. PM III.1 1974, 56; титул отмечен на ложной двери in situ G 1151: www.gizapyramids.org: A6460_NS; A6478_NS, A6200_NS, A6458_NS. nfr-qd=j носил также следующие титулы: rx nswt (n) pr-aA «дворцовый знакомый царя», Hm-nTr xwfw «жрец Хеопса», wab nswt «жрец царя», Hrj-sStA «секретарь», sHD xntjw-S (pr-aA) «инспектор (дворцовых) служащих» и jmj-rA st xntjw-S pr-aA «начальник (дворцовых) служащих».

12. Brovarski 2016, 86–87; ср. Nuzzolo 2018, 389–390 [74]: «Niuserre – Djedkare». Э.М. Рот была склонна отождествить его с nfr-qd=j, владельцем гробницы G 2089, которую она датирует временем nj-wsr-ra – jzzj (Roth 1995, 94–95), однако эта идентификация маловероятна.
23 Возможность уточнить время застройки кладбища G 1100 предоставляют надписи на жертвеннике из гробницы G 1111.
24 ЖЕРТВЕННИК ИЗ ГРОБНИЦЫ G 1111
25 Прежде всего необходимо лишний раз снять недоразумение по поводу атрибуции жертвенников Boston MFA 13.3282 и Boston MFA 13.3283, местом находки которых иногда называется гробница G 111113. Это неверно. По данным из архива Дж.Э. Райзнера, жертвенник Boston MFA 13.3282 происходит из G 1165, хозяином которой был Tntj14. Владельцем другого жертвенника, Boston MFA 13.3283, был jj-anx-n=f из гробницы G 111915.
13. PM III.1 1974, 55; Lehmann 1995, 27, 69.

14. Lehmann 1995, Taf. 24; www.mfa.org/collections/object/offering-slab-140858; www.gizapyramids.org: C11990_OS. Датировка: VI династия. Недоразумение случилось, вероятно, из-за ошибки в рукописи Дж.Э. Райзнера, который обозначил G 1111 как место находки жертвенника «Tjenti» (G 1165): Reisner, G.A. A History of the Giza Necropolis III. 1942 (unpublished manuscript). [Chap.] 17: [Analytic Overview of] Cemetery G 1000–1600: [Pt.] 7: Chronology of Cemetery G 1000–1600. [Pt.] VII. P. 034 (giza.fas.harvard.edu/photos/63607/full/: UM2901). Appendix G: Cemetery G 1000–1100. P. 015 (giza.fas.harvard.edu/photos/63676/full/: UM2970).

15. www.gizapyramids.org: SC167191; см также: www.mfa.org/collections/object/offering-basin-of-iyankhenef-140860. Датировка: конец VI династии. Происхождение жертвенника отмечено опять же в документации Райзнера. Исправления данных справочника PM III приводятся на сайте www.gizapyramids.org (карточки C11990_OS и SC167191), а также на сайте giza.fas.harvard.edu/sites/270/full/. См. также Piacentini 2002a, 95, n. 3; 2002b, 334.
26 Согласно документам из архива Дж.Э. Райзнера, в G 1111 найден другой жертвенник, о котором дана следующая справка16: «Photo ID number: C10393_OS. Western Cemetery Giza; View: G 1111. Cemetery G "1100: G 1111, Photographer: George Andrew Reisner. Photo date: July 1904».
16. www.gizapyramids.org: C10393_OS; giza.fas.harvard.edu/ancientpeople/2881/full/.
27 Фотографию жертвенника C10393_OS можно найти на сайте www.gizapyramids.org. Несмотря на эту публикацию, на жертвенник пока никто не обратил внимания, хотя этот памятник представляет интерес по многим причинам.
28 Эпиграфика жертвенника давно введена в научный оборот благодаря К. Зете, который опубликовал транскрипцию его надписей в Urk. I17. Согласно Зете, текст был скопирован В. Шпигельбергом в 1907 г. по предмету, увиденному у торговца в Гизе. Сам Зете сделал транскрипцию по эстампу Шпигельберга. В Справочник Портер-Мосс18 жертвенник вошел со ссылкой на Urk. I и в результате остался фактически не атрибутирован. В настоящее время он цитируется исключительно по публикации Urk. I19.
17. Urk. I 1932–1933, 165.8–10.

18. PM III.1 1974, 310.

19. Например, Wilson 1947, 240; Strudwick 2005, 245–246; Hannig 2003, passim.
29 Судя по архивной фотографии C10393_OS, надписи на жертвеннике из G 1111 в основном соответствуют транскрипции, опубликованной Зете в Urk. I, 165.
30 Итак, жертвенник был открыт Дж.Э. Райзнером в июле 1904 г., а в 1907 г. уже был замечен В. Шпигельбергом у торговца, т.е. за эти три года памятник был попросту украден с места раскопок в Гизе или из временного хранения и попал на рынок древностей. Настоящее местонахождение этого жертвенника мне неизвестно.
31 Фотография на сайте www.gizapyramids.org позволяет уточнить чтение надписей Зете. Исправления касаются лишь чтения имени в надписи на левой стороне жертвенника (стк. 3) и финальной части жертвенной формулы. Кроме того, титул к имени на правой стороне не воспроизведен в Urk. I вообще.
32 НАДПИСИ
33 Транскрипция жертвенника согласно Urk. I, 165.4 и Urk. I, 165.8–10:
34 Примечание К. Зете: «a. So in einer andern Inschrift desselben Steines».
35

36 Транскрипция жертвенника по фотографии C10393_OS, опубликованной на сайте www.gizapyramids.org:
1. Правая сторона:
2. Верх:
3. Левая сторона:
4. Низ:
37
1. sHD srjw nj-anx=j-nmtj 1. Начальник геологоразведчиков nj-anx=j-nmtj.
2. jmj-xt srjw nj-kA=j-ra Dd(.j) 2. Начальник-замыкающий геологоразведчиков nj-kA=j-ra говорит:
3. jrj.n=j nw n jt=j sHD srjw [j]w(w)-nmtj (j)r pr(t) n=f xrw jm 3. «Я изготовил это для своего отца, начальника геологоразведчиков [j]w(w)-nmtj, чтобы через него для него вызывались (жертвы)
4. m t Hnqt kA [Apd] (j)xt nb(t) bnrt ra nb 4. в виде хлеба и пива, говядины, [птицы] и всевозможных сладостей каждый день».
38 Комментарий к жертвенной формуле
39 Стк. 3. jrj.n=j nw n jt=j ... (j)r pr(t) n=f xrw jm «я изготовил это для своего отца... чтобы через него для него вызывались (жертвы)». Здесь представлена одна из привычных грамматических моделей формулы prt-xrw «вызова (жертв)»: в псевдоглагольной конструкции (j)r pr(t) xrw jm «чтобы оттуда (или «из него») вызывались жертвы»20. Как известно, в форме sDm=f эта формула представлена двумя моделями: prj=f xrw «он вызывает» (простой sDm=f, структура: «он выходит голосом») и Dj=f prj xrw «он вызывает» (структура: «он дает, чтобы голос вышел», в данном случае – аналитический, сложносоставной каузатив в форме Dj=j rx=k «я тебя извещаю», которая в среднеегипетском употреблялась и как конъюнктивная: «я хотел бы сообщить тебе; мне надо тебе сообщить»21). В первой модели субъектом действия выхода выступает человек, во второй выходит сам голос. Такая инверсия субъектов отношения глагола prj «выходить» отразилась и в форме страдательного залога sDm.tj=f: prj.tj xrw «вызывают, зовут» (структура: «выходят голосом»). Формула в инфинитиве pr(t) xrw часто используется как застывшее выражение, которое значит просто «вызов, обращение» (к покойному), но в ее грамматической структуре тоже сохраняется два направления действия: ее можно понять и как «выход голосом», и как «выход голоса». В данном случае ритуальное обращение к покойному реализуется через надписи на жертвеннике, называющие жертвенные ритуалы.
20. Clère 1935–1938, 771–773; Barta 1968, 26; Lapp 1986, 91–110, § 155–326, в частности 97–104, § 168–184.

21. Об этой форме, отмеченной еще в староегипетском, см. Luft 1984, 103–111. Значение эпистолярной формулы соответствует русск. «доношу до Вашего сведения».
40 Стк. 4. (j)xt nb(t) bnrt ra nb «...всевозможные сладости каждый день». Долгое время данная фраза считалась единственным примером полного написания слова nbt «все, любое» после jxt «вещь» в сочетании (j)xt nb(t) «всякое добро, всё», которое в эпоху Древнего царства всегда лишено окончания -t в слове nb(t): 22. Поскольку этот пример был записан только в транскрипции Зете в Urk. I, 165.10, то он вызывал определенные сомнения23. Сомнения оказались оправданными: согласно фотографии из архива Райзнера C10393_OS, в тексте стоит не просто jxt nbt «всё», а сочетание (j)xt nb(t) bnrt «всевозможные сладости», хорошо известное из формул на других памятниках24. Окончание ж.р. -t в транскрипции Зете относится именно к слову bnrt, которое он не заметил. Равным образом, предлог n в транскрипции Urk. I, 165.10 следует исправить на детерминатив pl. «3 зернышка» к слову bnrt «сладкое».
41 Комментарий к именам
42 На жертвеннике сохранилось три имени: nj-anx=j-nmtj, [j]w(w)-nmtj и nj-kA=j-ra.
43 Начиная с Зете, имя адресата в 3-й строке декларации традиционно восстанавливали как [nj-anx]-nmtj на основании прекрасно сохранившегося имени nj-anx=j-nmtj в 1-й строке (правая сторона). Тем не менее, на самом деле там стоит имя [j]w(w)-nmtj, что не мешает допустить, что названный справа sHD srjw «начальник геологоразведчиков» nj-anx=j-nmtj все же идентичен адресату. Выходит, что владелец жертвенника носил два имени с элементом nmtj – именем бога-странника, покровителя путешественников25.
25. О боге nmtj см. Berlev 1969, 3–30; Graefe 1980, 1–27, 43–46, 49; Leitz 2002, 242–244.
44 Оба антропонима с именем бога nmtj в качестве компонента встречаются редко26.
26. Об именах эпохи Древнего царства с компонентом nmtj: Ranke 1935, 69–70; 1952, 36. Bland, Malek 1977, 119–120; Thirion 1985, 142; Scheele-Schweitzer 2014, Nr. [173], [765], [913], [1364], [1546], [1553], [1612], [1652], [1904], [1934], [1968], [2065]–[2068], [2585], [2723], [3311].
45 1. Имя nj-anx=j-nmtj «моя жизнь принадлежит богу nmtj» построено по типичной староегипетской модели nj-anx=j-NN «моя жизнь принадлежит (царю или богу) NN» или «моей жизнью владеет NN». В литературе отмечены следующие свидетельства об имени nj-anx=j-nmtj27:
27. Bland, Malek 1977, 119–120; Scheele-Schweitzer 2014, 419 [1546].
46 1.1. . Ложная дверь Stockholm, Medelhavsmuseet, 1140628. Гипокористик: nj29. Титулы: jmj-rA mSa «военачальник», rx nswt «знакомый царя», [aD-mr grg]t mrr nb=f «[управляющий селения], любимый своим господином», xrp wabw nswt Axt-[xwfw] «начальник царских жрецов пирамиды Горизонт [Хеопса]». Его старший сын и наследник (zA=f smsw jwaw=f) jj-m-Htp носил схожие титулы: sHD wjA «капитан (команды) корабля», xrp (j)m(jw)-zA «начальник членов смены»30, aD-mr grgt «управляющий селения», xrp wabw nswt «начальник царских жрецов». Судя по титулам, оба родственника служили в военно-речной сфере, организуя экспедиции.
47 1.2. . Рельеф Cairo CG 147931. Пример сомнителен, так как ни фотография, ни прорисовка надписи не опубликованы. Этот человек служил Hm-kA «заупокойным жрецом» у rn-(j)rj, отца кожевника wtA. Х. Ранке читает его имя как nj-anx-zkr32. К. Шееле-Швайцер дает смешанное чтение N(.j)-anx-Hn.w/Nm.tj «Besitzer von Leben ist die Hn.w-Barke/Nemti», с примечанием: «M.E. ist die Lesung als N(.j)-anx-Nm.tj hier zu bevorzugen»33. Сомнения в чтении имени связаны с многозначностью приведенного Л. Борхардтом знака , который допускает различные чтения: nmtj, zkr, или Hnw «ладья Сокара»34. Чтение nj-anx=j-zkr «моя жизнь принадлежит Сокару»35 мне кажется более вероятным, хотя оно основано лишь на доверии к транскрипции Борхардта – если она точна, то перед нами идеографическое имя бога Сокара.
48 1.3. На жертвеннике, опубликованном в Urk. I, 165, который является предметом данного исследования.
49 Таким образом, об имени nj-anx=j-nmtj в эпоху Древнего царства есть всего два надежных свидетельства, причем одно из них сохранилось как раз на жертвеннике из G 1111.
50 2. Имя jww-nmtj встречается чаще, оно отмечено как в Древнем36, так и в Среднем царствах. По странному стечению обстоятельств, в корпусе египетских имен Х. Ранке оно отсутствует. Справочник К. Шееле-Швайцер приводит следующие данные по этому антропониму:
36. Scheele-Schweitzer 2014, 222 [173].
51 2.1. jww-nmtj. Надпись Hatnub Gr. 2.7 времен ttj37. Титул: jmj-rA S «начальник озера (т.е. контингента солдат и рабочих и места их дислокации)»38. Чтение имени сомнительно. Иератический оригинал по копии Георга Мёллера: .
52 2.2. jww-nmtj. Надпись Hatnub Gr. 3.2 от «года 14-го раза (учета)», т.е. 27/28-го года правления царя Hr nTrj-xaw (ppj II)39. Титул: xtmtj-nTr «казначей бога». Он был начальником экспедиции и заказчиком–составителем надписи. Его идентичность первому jww-nmtj, жившему во времена ttj, маловероятна, так как два граффити разделяет больше 27 лет.
53 2.3. jww-nmtj. Надпись в Вади Магара40. Титул: jmj-rA sr(jw) «начальник геологоразведчиков». Датируется rnpt m-xt zp 4 Tnwt jHw awt nb «годом после 4-го раза учета всего крупного и мелкого скота», т.е. 8/9-м годом правления царя Dd-kA-ra jzzj.
54 2.4. jww-nmtj. Имя отмечено на одной или двух фигурках из серии так называемых Текстов проклятий Древнего царства41. Всего в Гизе было обнаружено четыре сосуда с Текстами проклятий, которые содержат 435 имен мятежных нубийцев и египтян (некоторые из них дублируются). На трех сосудах сохранились датирующие отметки, относящиеся к году (m)-xt zp-5 «после 5-го раза (учета)», т.е. к 10/11-му году правления неизвестного царя, а именно:
55 1) сосуд серии АВ: (m)-xt zp 5 Abd 3 prt hrw 29 «год после 5-го раза (учета), 3-й месяц всходов, 29-й день»42;
42. Abu Bakr, Osing 1973, 131, Taf. 31–32. Древнейший случай написания слова «день месяца» в форме zjw/zw (Wb. IV, 57.8–58.1; Meeks 1998, I, 309, 77.3422) относится к IX династии (стела rdjw-Xnmw: Cairo CG 20543, стк.14 (Lange, Schäfer 1908, 166). Дендера; ср. Schenkel 1965, 113, Anm. i); возможно, это слово произведено от глаг. jzj «проходить» и изначально звучало как (j)z(j)w «время, период» (Osing 1976b, I, 113; II, 588, Anm. 512). Существование слова zw «день месяца» в эпоху Древнего царства вообще сомнительно (ср. Edel 1955–1964, 182, § 420; Hannig 2003, 1079–1080; 2006, 2118–2120), поэтому здесь и далее я даю для идеограммы «календарный день» условное чтение hrw, а не sw, ставшее почти общепринятым.
56 2) сосуд серии J: (m)-xt zp-5 Abd 3 prt hrw 22 «год после 5-го раза (учета), 3-й месяц всходов, 22-й день»43;
43. Junker 1947, 31, Abb. 8, Taf. 6b; Abu Bakr, Osing 1973, 131.
57 3) сосуд серии RK: (m)-xt zp 5 Abd 2 prt hrw 5 «год после 5-го раза (учета), 2-й месяц всходов, 5-й день»44.
44. Osing 1976a, 154–155, Taf. 52.
58 Согласно этим данным, ритуал, в ходе которого сосуды были погребены, длился свыше 55 дней (как минимум от Abd 2 prt hrw 5 «5-го дня 2-го месяца всходов» до Abd 3 prt hrw 29 «29-го дня 3-го месяца всходов»). Я полагаю, что захоронение фигурок с именами нубийских мятежников в Гизе было итогом карательного похода царя mrj.n-ra в Нубию, состоявшегося на 9/10-м году его правления. Походные наскальные надписи, посвященные этому событию, содержат следующие даты времен mrj.n-ra45: zp 5 Tnwt Abd 2 Smw hrw 24 «год 5-го раза учета, 2-й месяц урожая, 25-й день»46 и zp 5 Tnwt Abd 2 Smw hrw 28 «год 5-го раза учета, 2-й месяц урожая, 28-й день»47. Если принять датировку фигурок с Текстами проклятий правлением mrj.n-ra, то выходит, что они были изготовлены 6–8-ю месяцами позже указанных граффити48. За этот период (между 2-м месяцем урожая в год 5-го раза учета и 2-м месяцем всходов в год после 5-го раза учета) царь mrj.n-ra достиг Нубии, разбил мятежников, переписал имена всех убитых и казненных, вернулся назад и провел ритуал захоронения сосудов с именами мятежников в Гизе. Имя jww-nmtj характерно именно для участников экспедиций; следовательно, этот военный или старатель постоянно посещал Нубию по долгу службы. Большинство мятежников, переписанных по случаю ликвидации их мятежа, носили нубийские имена49, и лишь несколько десятков – египетские50, причем нубийцы с египетскими именами выделяются в особую группу, поскольку они поясняются титулом nHsj «нубиец»51, хотя и не всегда. Некоторые персонажи были смешанного происхождения52, что говорит о длительных контактах египтян с нубийцами. Это внушительное объединение нубийцев и египтян долгое время находилось в вассальной зависимости от Египта, но в конце правления mrj.n-ra по неизвестным причинам восстало. Египтянин jww-nmtj, вероятно, находился в составе экспедиционного контингента в Нубии, который оказался замешанным в мятеже туземцев, за что и поплатился.
45. Третья надпись (Urk. I 1932–1933, 111; между Асуаном и Филами) даты не содержит.

46. Kaiser et al. 1976, 79; Seidlmayer 2005, 290–291, Anm. 11, Taf. 6b. Скальная ниша храма богини Сатет на о. Элефантина. Здесь же стоит имя царя nfr-kA-ra без указания года правления.

47. Urk. I 1932–1933, 110.10–16. Остров Хессе, I порог Нила.

48. Надпись Hatnub VI (Anthes 1928, 14, Taf. 5 = Urk. I 1932–1933, 256.18) также датируется годом после 5-го раза учета (10/11-м годом правления) mrj.n-ra.

49. Osing 1976a, 160–164.

50. Osing 1976a, 158–159, 164.

51. Osing 1976a, 159–160. Замечательный пример: вождь («чужеземный правитель», HqA-xAst) всех мятежников носил египетское имя anx-wnjs «Да живет wnjs»; его нубийское имя было jAtrAs (Abu Bakr, Osing 1973, 112–113 [199], Taf. 52–53).

52. Этот факт устанавливается по данным филиации: Osing 1976a, 160.
59 К этой сводке об имени jww-nmtj следует добавить данные, собранные Мишель Тирьон53:
53. Thirion 2003, 178.
60 2.5. jww-nmtj. Один из носителей даров с титулом smr «друг (придворный)»54.
61 2.6. jww-nmtj55. Состоял в должности jmj-rA st xntjw-S pr-aA «начальника бюро дворцовых служащих», был сыном владельца статуи, jmj-rA mSa «военачальника» и jmj-jrtj «капитана» sbk-Htp, который носил ритуальный титул jmAxw xr nmtj «блаженного у бога nmtj»56. Судя по этому титулу, оба были уроженцами XVIII (Шаруна – Ком эль-Ахмар/Саварис)57, XII (Дейр эль Гебрави – эль-Атаула) или X нома Верхнего Египта, где практиковался культ бога nmtj. Другой сын sbk-Htp, тоже по имени sbk-Htp, был jmAxw xr st-jrt nb Ddw jnpw nb spA nmtj nb Tbt «блаженным у Осириса, владыки Бусириса, Анубиса, владыки Сепа, и Немти, владыки Кау». Если верно мое чтение идеограммы имени города как Tbt «подошвы ног» (имеются в виду отрубленные когти бога nmtj), то перед нами первое упоминание в источниках города Антеополя (Tbw), а речь идет о том боге nmtj, чей культ дислоцировался в X номе Верхнего Египта.
62 2.7. jw(w)-nmtj-wr{t}58. Иногда это мужское имя читают как jwt-nmtj или nmtj-jwt59, однако, судя по фотографии, его следует читать именно jw(w)-nmtj-wr{t}, т.е. jw(w)-nmtj Старший{ая} (с ложной феминизацией эпитета wr «Старший» из-за ошибки при переводе с иератики на камень60). Этот персонаж изображен в нижней части стелы: его имя высечено резцом, а несколько колонок текста перед ним было написано тушью – ныне эти надписи полностью утрачены. Имя и титул хозяина памятника написаны наверху этой стелы смесью иератики и иероглифики, причем иероглифическая надпись на своде стелы несколько раз меняет направление письма и порядок знаков. Хозяин состоял в должности jmj-rA zA n Xrtjw-nTr «начальника смены рабочих некрополя», а его имя читается, вероятно, тоже как jw(w)-nmtj-wr. Если это так, то хозяин изображен на стеле дважды. Мальчик с титулом zA=s «ее сын», стоящий за матерью, тоже носит имя в честь бога nmtj: nmtj-nxt. Такое пристрастие семьи к культу бога nmtj позволяет предположить, что она происходила из XII или XVIII нома Верхнего Египта.
63 К этим данным следует добавить еще несколько имен:
64 2.8. jww-nmtj. Граффито в Гебель Абрак (Восточная пустыня)61. Титул: jmj-rA 10 srjw smntjw «начальник 10 геологоразведчиков и проводников»62.
65 2.9.1. jw(w)-nmtj63. Один из слуг jAm, хозяина стелы. О.Д. Берлев отметил на этой стеле три случая scriptiones plenae имени бога nmtj в антропонимах: nmtj-anx(=f) fem. (дважды) и nmtj-anx=f masc.64, однако имя jw(w)-nmtj с таким же scriptio plena Берлев прочитал просто как nmtj, хотя знак «ноги» в нем очевиден: .
66 2.9.2–3. Имя jw(w)-nmtj в подобной форме отмечено и на стелах Cairo CG 20520 (masc.)65 и Rio de Janeiro, Museu Nacional, 627 [2419] (fem.)66. Это имя включено в справочник Х. Ранке как вариант простого имени nmtj в scriptio plena67 (Adams 2010, 5–7, fig. 4–5).]]]. Имя nmtj без идеограммы сокола в ладье на других стелах тоже следует понимать как имя бога nmtj, принятое в качестве личного68, судя по параллелям на других стелах или по именам родственников (например, имени nmtj-Htp на стеле Cairo CG 2060569, nmtj-wr на стеле Cairo CG 2052070) на стеле Cairo CG 20520 и jmj-rA pr «домоправитель» nmtj-wr () на стеле Leiden, Rijksmuseum van Oudheden, L.XI.2 (Leiden V 108: Boeser 1909, 13 [50], Taf. 38; Simpson 1974, pl. 16 (ANOC 7.2) – вероятно, одно и то же лицо (Franke 1984, 217 (325)).]]], антеопольским именам на стеле Cairo CG 2059171). Поэтому знак «ноги» не мог быть и детерминативом к гипотетическому имени nmtj «странник» от глагола nmt «ходить, странствовать»: имя nmtj всегда обозначало только бога-странника. Хотя имя бога nmtj в редких случаях представлено лишь идеограммой «ноги» с фонетическими комплементами ()72, знак после идеограммы бога-сокола в ладье достоверно не засвидетельствован. В связи с этим я отделяю имя от простого имени nmtj в scriptio plena и читаю его как jw(w)-nmtj, несмотря на то что элемент jw(w) представлен в нем одним знаком, т.е. в форме, которая в полных вариантах имени jw(w)-nmtj не встречается.
67 2.10. jww-nmtj-wr (т.е. jww-nmtj Старший). Стела Sinai 8573.
68 Интересна орфография имени в надписях Abrak (2.8) и Sinai 85 (2.10). В первом случае составитель изменил правилу выноса имени бога honoris causa, во втором случае компонент jww представлен в полном виде. Таким образом, имя надо читать как jww-nmtj «приход nmtj», где jww представляет собой nomen actionis от глагола jwj «приходить». Слово jww «приход»74 означает самого ребенка, который олицетворял «приход» к отцу (некоего бога).
74. О «приходе (бога)»: Hannig 2006, 100. Например, приход бога Себека возрождает жизнь в обителях богов – обитателей Преисподней (jmjw-dwAt) и обитателей волн (jmjw-nwj): xaj sbk wHm.n=f mswt m jww=f jp nfrw «когда Себек появляется, он возрождает своим приходом (все) – и в частности, и вообще» (pRamesseum VI (BM EA 10759), col. 116–117: Gardiner 1957, 53, pl. 3; ср. Vernus 1980, 118; Assmann 1999, 462. Датировка: jmn-m-HAt III).
69 Чтение имени как jww-nmtj подтверждается примерами имен Древнего – Среднего царств, построенных по сходному принципу – с начальным nomen actionis от глагола jwj «приходить». Эта модель сосуществовала с подобными образованиями в форме sDm=f или с псевдопричастием от глагола jwj. Можно привести следующие образцы имен с nomen actionis jww/jwt «приход» в антропонимике Древнего – Среднего царств:
70 1) jww-bA «приход священного Барана»75. Двойной вав указывает на форму nomen actionis от глагола jwj «приходить»;
71 2) jww-bnw «приход феникса». Известно два индивида с таким именем, представленным в разной орфографии: 1) 76 и 2) 77;
72 3) jww-ptH. Это имя в форме nomen actionis засвидетельствовано в I Переходный период78. Во II Переходный период схожее имя отмечено уже в другой форме: pth-jw.j, где jw.j – псевдопричастие79 с чтением pth-jj.j.]]];
73 4) jwt-n=j-ptH «приход ко мне Птаха» masc.80, где слово jwt «приход» (в ж. р.) образовано по другой модели nomen actionis81;
74 5) jw(w)-n=j-sbk «приход ко мне Себека»82, где слово jww «приход» является nomen actionis на -w, как и в имени jww-nmtj83. В именах № 4 и 5 nomen actionis используется вместо простой формы sDm=f (как в модели jj-n=j-NN «ко мне пришел NN»84);
75 6) jww-wp(j)-wAwt «приход Упуаута», он же известен под именем nfr-jww «добрый приход», которое носил и его отец85. Вариант nfr-jww с эпитетом nfr «добрый» лишний раз подтверждает понимание слова jww «приход» как nomen actionis. Имена такого типа с элементом nfr в эпоху Среднего царства делятся на две модели: nfr-jww86 и jww-nfr «добрый приход»87, к которым примыкает имя jww-nfrt «приход красавицы»88. Имя jww-nfr/ nfr-jww встречается в Среднем царстве десятки раз, причем как у мужчин, так и у женщин. Напротив, столь же распространенное имя jww-nfrt встречается только у женщин и только в эпоху Среднего царства. Его староегипетский прототип nfrt-jww=s «красавица – ее приход»89 дает лишний повод увидеть в этой «красавице» богиню Хатор. Это объясняет постоянный вынос вперед слова nfrt «красавица» в среднеегипетском имени jww-nfrt, в то время как положение глагола nfr «быть добрым» в имени jww-nfr/ nfr-jww нестабильно; стало быть, модели имен jww-nfr/ nfr-jww (masc./fem.) и jww-nfrt (только fem.) неэквивалентны. Модель с псевдопричастием nfrt-jj.tj (Нефертити) «красавица пришла» на среднеегипетском материале не засвидетельствована. В этом имени, которое появилось при XVIII династии и дожило до времен Птолемеев (также в форме tA-nfr(t)-jj.tj)90, под именем nfrt «красавица», как и прежде, скрывается богиня Хатор;
76 7) nfr-jww-Hwt-Hr «добрый приход Хатор»91. Женское имя, в котором jww «приход» может быть только nomen actionis.
77 Известно также сложносоставное имя jmn-m-HAt-nfr-jw(w)92, однако в данном случае nfr-jw(w) является вторым именем93.
92. Стела Coll. Figeac (Marseille): Gauthier-Laurent 1933, 75–80, pl. 7.

93. Vernus 1971, 196 (13); Vernus 1986, 8 (19).
78 Женские имена Hwt-Hr-jw(j).t(j) «Хатор пришла»94 и sxt-jw(j).t(j) «Сехет (богиня Поля) пришла»95 следует считать псевдопричастными конструкциями, построенными по модели имени с субъектом мужского рода kA=j-jw(j.j)/ kA=j-jw(j).w «мой Ка явился», с элементом kA в начальной позиции96. Знак «нóги» в модели Hwt-Hr-jj.tj / Hwt-Hr-jw(j).tj97, как правило, намеренно усложнялся до jj (), так как в именной форме jww/jwt «приход» этот знак никогда не употреблялся, только знак jw (); напротив, для образования псевдопричастия этот простой знак jw () иногда использовался – например, на стеле Louvre C 11198 имя Hwt-Hr-jw(j).tj «Хатор пришла» представлено в полной форме: . Таким образом, псевдопричастие от глагола jwj в этом имени представлено в двух вариантах: jj.tj и jw(j).tj «пришла», что встречается и в других именах.
79 Судя по материалам антропонимики, имя jww-nmtj часто носили военные, участники экспедиций и путешественники, а это свидетельствует о том, что они пошли по стопам своих отцов, служивших в той же сфере. Отдельную группу составляют уроженцы X, XII или XVIII нома Верхнего Египта (№ 2.6, 2.7, 2.9.1-2, 3(?)), которые получили имена с компонентом nmtj из почтения к местному богу своего нома – Соколу, плывущему в ладье.
80 3. Составитель надписи на жертвеннике, сын jww-nmtj, носил имя nj-kA=j-ra «мой Ка принадлежит Ра».
81 Это имя было в эпоху Древнего царства весьма распространенным. Справочник К. Шееле-Швайцер приводит данные о восьми носителях этого имени99. Кроме них, известны следующие лица:
99. Scheele-Schweitzer 2014, 443 [1698].
82 3.1. Spsj nswt jmj-rA qdw «царский вельможа, начальник строителей» nj-kA=j-ra, отец jmAx(w)t «блаженной» TTj100. Его соответствие sHD qdw, sHD Hmw-kA «инспектору строителей, инспектору заупокойных жрецов» nj-kA=j-ra, слуге jj-mrj, хозяина гробницы G 6020101, остается под вопросом, поскольку наличие титула Spsj nswt «царский вельможа» у nj-kA=j-ra на жертвеннике однозначно свидетельствует в пользу его датировки, как минимум, правлением ttj, в то время как гробницу G 6020 (jj-mrj) обычно резонно датируют началом – серединой V династии.
100. Жертвенник из гробницы G 6027 A (www.gizapyramids.org, Field number: 38-2-13).

101. Weeks 1994, 51, fig. 42 {2.120}.
83 3.2. nj-kA=j-ra, сын xaj-mrr-nbtj, внук xwfw-snb и Hnwt=sn102.
102. www.gizapyramids.org: PDM_06135; PDM_06142; Гиза – Некрополь Абу Бакра. Датировка: V династия.
84 Комментарий к титулам
85 На жертвеннике отмечено два титула из сферы организации экспедиций:
86 1) nj-kA=j-ra: jmj-xt srjw «начальник-замыкающий геологоразведчиков»;
87 2) nj-anx=j-nmtj / jww-nmtj: sHD srjw «начальник геологоразведчиков».
88 Круг проблем, связанных с интерпретацией лексемы srj «прорицать, прогнозировать, предвещать» и т.д.103, слишком велик. Социальные обозначения из области лексикографии srj заслуживают отдельного изучения, поэтому пока я ограничусь категоричными заключениями по предварительным итогам собственной работы, которая, надеюсь, будет скоро завершена.
103. Cannuyer 2010, passim.
89 Исходя из основного значения слова sr(j) «чиновник»104, многие специалисты переводили обозначение sr(j)w в экспедиционных титулах как «чиновники»105. Однако надо отметить, что как таковой должности sr(j) «чиновник» в эпоху Древнего царства не существовало. Термин sr(j) в староегипетском употреблялся в значении, производном от глагола «предусматривать», но с множеством нюансов в зависимости от рода занятий носителя: «ревизор, контролер, агент, осведомитель». В большинстве повествовательных контекстов (т.е. вне титулатуры) он фигурирует как общее понятие с недетерминированным содержанием sr(j) «чиновник». Титул sr(j) превратился в функциональную должность только в экспедиционной номенклатуре, куда он был включен в значении «геологоразведчик». Он встречается в основном в иерархических титулах jmj-rA sr(j)w / sHD sr(j)w «начальник / инспектор геологоразведчиков».
104. Wb. IV, 188.3–189.9; Jones 2000, 909 (3331); Cannuyer 2010, 577–579.

105. Goelet 1982, 200–201 (n. 199); Fischer 1985, 31; Eichler 1993, 169; Martin-Pardey 1994, 159–160, 162; Moreno García 1997, 108; Jones 2000, 229–230 (849–851), 909 (3331–3335), 966–967 (3564–3565), и др.
90 Контингенты srjw часто фигурируют в титулах вместе с отрядами smntjw, что говорит о близости их функций. А поскольку smntjw обычно определяются как «проводники»106, то и для титула srjw подходящий эквивалент – «геологоразведчики», от глагола sr(j) в значении «разведывать пути, составлять лоцию», широко употреблявшегося, в частности, в Текстах саркофагов. Подразделения «геологоразведчиков»-srjw, как правило, составляли часть экспедиционного отряда в области месторождения камня на Синае, в Вади Хаммамат, Хатнубе, Нубии, в других отдаленных местностях. Вместе с тем, судя по титулам их начальства, srjw могли служить и в нильской долине. Функции таких srjw в самом Египте, вероятно, заключались в сопровождении грузов и в донесениях по определенным ими маршрутам, а за пределами нильской долины они занимались геологической разведкой. В связи с ничтожным статусом представителей рядового состава srjw и smntjw, равно как и разных категорий воинов и рабочих, частных надписей от них почти не осталось107.
106. Титул-нисба smntj происходит, видимо, от слова smnt «котомка, мешок» (Wb. IV, 135.18; Yoyotte 1975, 44–55; Jones 2000, 228–230 (846–851), 872 (3191); 891 (3262), 966 (3563); Mostafa 2014, 156, fig. 21, 158, 165, n. g, 166, n. b).

107. Данные по титулу smntj Среднего царства, приведенные в словаре Р. Ханнига, либо неверны (например, на стеле Cairo CG 20457 это личное имя mnjw, ср. Fischer 1996a, 177), либо сомнительны (например, на стеле «cCassirer» (Schlögl 1978, 49, 155; ср. Meeks 1998, II, 327, 78.3547) отмечен титул музыканта, скорее всего «игрока на кастаньетах или систрах» (srwj?/sxmj?), а не smntj), либо отражают групповое написание (Hannig 2006, 2212 {28076}). О рядовом титуле srj: Tallet 2012a, I, 218–219, II, 154 (CCIS 247).
91 1. Титул jmj-xt srjw «начальник-замыкающий геологоразведчиков»
92 Для ранга jmj-xt (букв. «следующий, идущий после»108) я выбрал условный перевод «начальник-замыкающий». Этот чин шел вторым в смене служащих непосредственно за «инспектором»-sHD (букв. «просветитель, наставник»). В Среднем царстве иерархический ранг jmj-xt исчезает почти из всех ведомственных структур, кроме полиции: он остался лишь в составе титула jmj-xt zAw-prw «начальник-замыкающий приставов (или жандармов, букв. «детей дома»)»109.
108. Jones 2000, 282–298 (1017–1090); Hannig 2003, 130–132.

109. Jones 2000, 296 (1081): «under-supervisor of sons-of-houses (police)»; Hannig 2003, 132; 2006, 240–241.
93 Титул jmj-xt srjw «начальник-замыкающий геологоразведчиков», который носил составитель надписи, nj-kA=j-ra, уникален. Единственная параллель к нему из области организации контингентов сотрудников экспедиций – это должность jmj-xt smntjw «начальник-замыкающий проводников», которая тоже встречается крайне редко:
94 1) в граффито Htpw в виде jmj-xt smntjw mrr nb=f «начальник-замыкающий проводников, любящий своего господина»110;
110. Wadi Hammamat M 156: Couyat, Montet 1912, 93, pl. 33; см. также фотографии надписей на сайте ancienegypte.fr/ouadi_hammamat/page2.htm (45.jpg). К чтению надписи: Bogdanov 2018, 239, n. 75.
95 2) на печати с именем царя [Hr] wsr-xaw из Бухена111;
111. Kaplony 1981, IIA, 227; IIB, Taf. 69 (nfr-ir-kA-ra 28). См. также фрагменты титула jmj-xt smntjw (?): Kaplony 1981, IIB, Taf. 16 (ra-xa-f 16); 46 (mn-kAw-ra 39); 64 (sAHw-ra 44); 132 (K.u. 138); 133 (K.u. 139); к чтению ср. IIA, 124–125, 204, 500.
96 3) на печати с именем царя Hr Dd-xaw, Dd-kA-ra из Эдфу в виде [jmj]-xt smntjw jrr wDt nb=f «начальник-замыкающий проводников, исполняющий приказ своего господина»112.
112. Moeller, Marouard 2020, 16.
97 Уникальный титул в Вади Хаммамат, опубликованный в транскрипции как jmj-xt mSa «начальник-замыкающий войска»113, скорее всего также следует читать как jmj-xt smntjw.
113. Wadi Hammamat M 161: Couyat, Montet 1912, 93 (без фотографии); ср. Jones 2000, 287–288 (1044).
98 Единственный известный тезка nj-kA=j-ra, работавший в сфере руководства контингента srjw, – это wr mDw Smaw zS «главный (в) десятке Юга, писарь»114 nj-kA=j-ra. Он оставил много памятников115, а его титулатура исключительно богата на должности из разных сфер деятельности116. Он являлся жрецом Hm-nTr царей [sAH]w-[ra], Hr [wsr-xa]w (nfr-jrj-kA-ra), Hr st-jb-tAwj (nj-wsr-ra), а также Hm-nTr ra «жрецом Солнца» в солнечных храмах [st]-jb-[ra] (царя nfr-jrj-kA-ra) и Szp(w)-jb-ra (царя nj-wsr-ra). Основная деятельность nj-kA=j-ra была связана с министерством продовольствия, в котором он владел несколькими должностями117: [jmj-rA] Snwtj «начальника (ведомства) двух зернохранилищ», [jmj-rA] zSw mDAt n(j) Snwt «начальника писарей книг по (ведомству) зернохранилища», jmj-rA Snwt n(j)t Xnw «начальника (ведомства) зернохранилища по резиденции», Xrj-tp Snwt «главы (ведомства) зернохранилища», sHD zSw Snwt «инспектора писарей (ведомства) зернохранилища»118. Титул jmj-rA Snwt «начальника (ведомства) зернохранилища» носил и его сын anx-m-a-ra. Сам nj-kA=j-ra занимался также организацией животноводства и охоты, о чем свидетельствуют такие его должности, как jmj-rA Hwt-aAt «начальник крупного учреждения», jmj-rA Hwt-jHwt «начальник учреждения по разведению скота (с детерминативом «город»)», jmj-rA Apdw-S «начальник озерных пернатых»119, jmj-rA pHww nb «начальник всех болот», jmj-rA nww nb «начальник всех охотников», jmj-rA bjtjw nb «начальник всех пчеловодов»120. В их число можно включить и такие необычные должности, как jmj-rA (Xrjw)-sbA nb «начальник всех носителей зонтов»121 и jmj-rA msw nswt (prw) m prwj «начальник (домов) детей царя в двух домах».
114. Иное чтение титула: Jones 2000, 845–846 (3085) (zS wr(w) 10 Smaw). Элемент zS «писарь» в этом титуле следует считать функциональным добавлением к wr mDw Smaw «главный (в) десятке Юга».

115. PM III.2 1981, 696–697. В число памятников nj-kA=j-ra входят: 1–2. Статуя Cleveland Museum of Art 1964.90 и фрагменты ложной двери Cleveland Museum of Art 1964.91 (Andreu 1997, 21–30; Fischer 1997, 178–179; Hamza Awad 2006, 73–87; Berman, Bohač 1999, 128–132 (71–72); >>>> ; >>>> ); 3. Статуя Brooklyn 49.215 (James 1974, 13 (36), pl. 19; >>>> ); 4–5. Статуи New York, MMA 52.19 и 48.67 (www.metmuseum.org/art/collection/search/543900; >>>> ). Вероятно, из Саккара. Датировка: nj-wsr-ra.

116. О титулах nj-kA=j-ra см. также Baud 1999, II, 481, no. 103 (V 6); Nuzzolo 2018, 360–361 [51]; Florès 2015, 417 (Ni/Sa/1).

117. «Начальники (двух) зернохранилищ(а)» в эпоху Древнего царства выполняли функции министров продовольствия. Эта должность достоверно засвидетельствована с начала V династии (Strudwick 1985, 251–275).

118. Титул Xrj-tp Snwt «глава (ведомства) зернохранилища» отмечен на статуях Cleveland Museum of Art 1964.90, New York, MMA 52.19 и 48.67; титулы rx nswt «знакомый царя» и sHD zSw Snwt «инспектор писарей (ведомства) зернохранилища» отмечены только на статуе Brooklyn 49.215.

119. К чтению Apdw-mr/S «озерные пернатые» см. Hayes 1951a, 53, fig. 13 (170–181); 1951b, 92–93; Wassell 1991, II, 27–28, n. 98; Bailleul-LeSuer 2016, 28, 341, 377–378, 381. Ср. Andreu 1997, 22; Fischer 1997, 178; Jones 2000, 52 (258); Diego Espinel 2006, 87; Hamza Awad 2006, 75, 80 Nuzzolo 2018, 360: читают титул либо как sS(.w)?, либо как Apd(w), либо как Apd(w)-mr/S. Чтение Florès 2015, 417: «(j)m(y)-r(A) sA mr ?».

120. Чтение Hamza Awad 2006, 75, 78: «jmj-rA [...] bjt nb(.w)?» неверно.

121. Ср. чтения Hamza Awad 2006, 75, 78: «jmj-rA sb[...] nb(.w)?»; Nuzzolo 2018, 360: «imy-r sb(w) […] nb(w)»; Florès 2015, 417: «(j)m(y)-r(A) sb [... ?] nb». Об этом титуле: Bogdanov, Bolshakov 2004, 23; эта статья была впоследствии перепечатана на английском языке: Bolshakov 2005, 47, n. j).
99 Титул jmj-rA srjw на ложной двери Cleveland 1964.91 выглядит необычно122; написание слова srj только идеограммой чиновника без фонетических комплементов достоверно засвидетельствовано только в надписи Sinai 19, составленной sHD srjw «инспектором геологоразведчиков» snnw jdw123. Тем не менее титул jmj-rA srjw на ложной двери Cleveland 1964.91, видимо, не имеет отношения к организации экспедиций. Титулатура nj-kA=j-ra во многом сходна с титулатурой dmD124, который тоже состоял в должности jmj-rA srjw, а также являлся jmj-rA zS «начальником гнезда» (смысл титула неизвестен), jmj-rA Snjw-tA nb «начальником всех трав», jmj-rA pHww «начальником болот», jmj-rA wHaw «начальником рыболовов» и жрецом Солнца (Hm-nTr ra) в солнечных храмах sxt(-ra) (царя sAHw-ra) и st-jb-(ra) (царя nfr-jrj-kA-ra)125.
100 Судя по этим косвенным данным, должность jmj-rA srjw у чиновников dmD и nj-kA=j-ra была связана, вероятно, с управлением ревизорами126 или путевыми проводниками127. Разумеется, сами начальники в поездках не участвовали – статус не позволял. Титул srjw – в широком смысле «осведомитель, разведчик, ревизор, исследователь» – здесь и в экспедиционных надписях имеет одно значение, но разное содержание. В Египте srjw могли играть роль сопровождающих делегации с военными или фискальными миссиями, а в экспедиции так называли массы профессиональных старателей и рудокопов, геологоразведчиков.
126. Fischer 1968, 101, n. 458; 1996b, 10 (j); эдикт Coptus R (Cairo JdE 41894: Weill 1912, 59–67, pl. 4 [1], 9; Urk. I, 1932–1933, 306.2–8; Goedicke 1967, 214–215, 222, Abb. 28); Поучение Мерикара E 85-87 / M VI,5-6 (Quack 1992, 182); и др.

127. Urk I, 65.17 = Brovarski 2000, 108–109, pl. 75–78a, fig. 23; text fig. 4; Diego Espinel 2011, 60, fig. 8 (no. 120); Edel 2008, I, 50–51, 243 (Abb. 32), Text 59, Taf. 9 = Seyfried 2005, 314–318 (гробница QH 26); и др.
101 Таким образом, профессиональное соответствие двух nj-kA=j-ra с похожими титулами оказывается призрачным, а их отождествление – ненадежным.
102 2. Титул sHD srjw «инспектор геологоразведчиков»128
128. Основные сводки источников о титуле sHD sr(j)w: Jones 2000, 966-967 (3564–3565) («inspector of sr-officials/magistrates»); Hannig 2003, 1189–1190. Данные по sHDw sr(j)w в синайских надписях сведены в таблицу в Tallet 2018, 135.
103 Носителей титула sHD srjw можно разделить на две категории: 1) участники экспедиций в должности инспектора геологоразведчиков и 2) сотрудники фискальной службы, «инспекторы ревизоров». Первые оставили свои надписи за пределами Египта, прочие, за некоторыми исключениями, известны по памятникам из собственных гробниц в Мемфисской области: Гизе и Саккара. Поскольку занятия чиновников 2-й группы определить не так просто, я привожу их просопографию отдельно.
104 1. Экспедиционные sHDw srjw «инспекторы геологоразведчиков» оставили надписи на Синае, в Вади Хаммамат и Хатнубе.
105 1.1. Групповое обозначение: sHD srjw 20 «инспектор 20 геологоразведчиков». Надпись Hatnub Gr. 3.12129 smsw «старший» вместо sHD srjw (Anthes 1928, 20; Eichler 1993, 43 (39); и др.). Это чтение появилось из-за ошибки в транскрипции (ср. Anthes 1928, 20, Anm. 12: считает, что ошибочна именно прорисовка, а не транскрипция). Хотя в факсимиле иератической надписи Г. Мёллера очевиден знак HD, а не m, при переводе все ориентируются на иероглифическую транскрипцию, что и привело к недоразумению. Основываясь на этом неверном чтении, М.А. Лебедев посвятил полстраницы текста описанию занятий в экспедициях лиц с титулом sms.w, который он переводит как «старшины (плотничьих мастерских)» (Lebedev 2015, 84, 419), хотя в экспедиционных надписях они вообще не упоминаются.]]] от «года 14-го раза (учета)», т.е. 27/28-го года правления царя Hr nTrj-xaw (ppj II nfr-kA-ra). Числительное «20» после титула с детерминативом A1 pl. вместо имени выглядит странно, хотя оно вполне объяснимо в стандартном перечне членов отряда.
106 1.2. jHj-n=s (сын?) Hnkw(?): sHD srjw [smntjw] «инспектор геологоразведчиков и [проводников]». Надпись Wadi Hammamat M 151130. Э. Айхлер131 отождествляет автора надписи jHj-n=s132 с anx-mrj-ra/ jHj-n=s стелы Cairo CG 1483133, однако его идентификация абсолютно произвольна. anx-mrj-ra/ jHj-n=s был крупным вельможей, «начальником (ведомства) всех царских работ» (jmj-rA kAt nbt nt nswt), а jHj-n=s из Вади Хаммамат был простым командиром экспедиционного отряда.
130. Couyat, Montet 1912, 92, pl. 34. Датировка: VIII династия.

131. Eichler 1993, 75.

132. К чтению имени jHj-n=s: Fischer 1996a, 60–61; ср. Scheele-Schweitzer 2014, 260 [451]: JH.y-n=s (?)/N(.j)-sw-JH.y (?) «ein JH.y für sie! (?)/ er gehört dem Ihi (?)».

133. PM III.2 1981, 586; Borchardt 1937, 174–175, Bl. 39. Датировка: mrj.n-ra – ppj II.
107 1.3. jd[w?]: [sHD?] srjw «[инспектор?] геологоразведчиков». Иератическая надпись тушью на гипсе Ayn Soukhna CCIS 250134.
134. Tallet 2012a, I, 227, II, 161–162; 2018, 305; 2020, 6 [Doc. 2], pl. 4–5. Датировка: [rnpt-zp] 7 Abd 4 Smw hrw 4 «[год] 7 раза (учета), 4-й месяц сбора урожая, 4-й день», т.е. 13/14-й год правления царя Dd-kA-ra jzzj.
108 1.4. wAS-k(A=j), Htp-n=j-j, nj-sbk: три персонажа с одним титулом sHD srjw «инспектор геологоразведчиков». Надпись Sinai 13135. Все трое в этой должности в других источниках не засвидетельствованы.
135. Weill 1904, 109–116 (11–12); Urk. I, 1932–1933, 56.6-8; Gardiner, Peet, Černý 1952, pl. 7; Baines, Parkinson 1997, 9–27, fig. 1; Tallet 2018, 304. Вади Магара. Датировка: rnpt m-xt zp 4 Tnwt jHw awt nb «год после 4-го раза учета всего крупного и мелкого скота», т.е. 8/9-й год правления царя Dd-kA-ra jzzj.
109 1.5. Htp: sHD srjw «инспектор геологоразведчиков». Надпись Ayn Soukhna CCIS 214136. Судя по фотографии, после знака sr стоит обычный детерминатив A1, а маленький знак xAst вообще отсутствует.]]].
110 1.6. sAbj-km: mSa sHD srjw «походный инспектор геологоразведчиков». Надпись Sinai 20137. Перед титулом стоит идеограмма воина со значением mSa «воин, войско, поход». Титул оформлен по стандарту, привычному для титулов с элементом pr-aA, который в изолированном состоянии означает просто «дворцовый служащий», а в большинстве других случаев ставится впереди титула как место службы, например, в титуле rx nswt pr-aA «дворцовый знакомый царя». Вместе с тем следует признать, что идеограмма mSa означает здесь не «войско», а «поход». Аналогичный прием использован в титуле jdw: jmj-rA srjw mSa «походный начальник геологоразведчиков»138, который известен также в варианте со знаком mSa «войско» в постпозиции и детерминативом A1 в титуле Htp: jmj-(rA) srjw mSa139.
111 1.7. snnw jdw: sHD srjw «инспектор геологоразведчиков». Надпись Sinai 19 (CCIS 8)140. С большой долей вероятности идентичен 1.3. [sHD?] srjw jd[w?]141.
140. Gardiner, Peet, Černý 1952, pl. 9; Černý 1955, 65; Edel 1983, 158–163, Abb. 1a–b; Tallet 2012a, I, 29, II, 10; 2018, 305. Вади Магара. Датировка: Dd-kA-ra.

141. Tallet 2018, 108–109.
112 1.8. kAj: sHD srjw smntjw «инспектор геологоразведчиков и проводников». Надписи Wadi Hammamat M 163, M 166, M 167142. Орфография титула143: (M 163); (M 167, M 166). kAj состоял также в должностях xrp aprw nfrw «командира отрядов молодцев» и jmj-rA 10 wjA «начальника 10 корабельщиков» (Wadi Hammamat M 165).
142. Couyat, Montet 1912, 93–94. Датировка: VI династия.

143. В издании Куйя – Монте фотографий надписей нет. Я ориентировался на фотографии на сайте ancienegypte.fr/ouadi_hammamat/page2.htm (33.jpg, 41.jpg).
113 2. Интерпретация титула sHD srj(w) на памятниках из гробниц зависит только от контекста, а именно сопутствующих титулов, раскрывающих поле деятельности служащего, и прочих косвенных критериев. В большинстве случаев под srjw следует понимать «ревизоров, фискальных агентов, контролеров и осведомителей», хотя, как показывает пример с жертвенником из гробницы G 1111, это могли быть и участники экспедиций. Просопография носителей титула sHD srj(w) на памятниках из Мемфисской области включает следующих лиц:
114 2.1. anx-kAkAj: sHD srj(w) jrj-jxt jz nwd(w) Xkr(w) nswt «заведующий продукцией и инспектор ревизоров департамента умащений (ведомства) царских украшений»144. Этот чиновник был сотрудником ведомства «царских украшений» (Xkr(w) nswt), которое делилось на два департамента (jzwj)145. В составе одного из них был отдел умащений-nwd(w)146, где и трудился мелким клерком anx-kAkAj, выполняя, в частности, должность «инспектора ревизоров», что неудивительно, учитывая ценность производимой в заведениях ведомства продукции.
115 2.2. nj-anx=j-bAstt: sHD srj(w). Был заупокойным жрецом («рабом Ка», Hm-kA) хозяина гробницы DfAw, который был jmj-rA prwj-HDwj «начальником двух домов серебра»147. Этот вельможа, будучи руководителем всего финансового ведомства, поставил клерком на казенной службе собственного челядинца nj-anx=j-bAstt, статус которого соответствовал статусу anx-AkAj (2.1).
147. Ложная дверь в гробнице D 25: Mariette 1889, 254; Petrie, Murray 1952, pl. 14. Саккара. Датировка: nj-wsr-ra.
116 2.3. nfr-jHj: sHD srj(w)148. Носил также титул rx nswt «знакомого царя», который являлся самым низким показателем знатности. Род занятий nfr-jHj остается неясным.
117 2.4. nTr-nfr: sHD srj(w)149. Род занятий неясен.
118 2.5. xww-ra: sHD srjw. Обладал уникальным жреческим титулом Hm-ntr Xnmw mrj Hr «жрец Хнума, любимого Хором»150. Род занятий неясен.
119 2.6. kA=j-apr151: jmj-rA srjw, sHD n(j) srjw. Другие титулы: rx nswt «знакомый царя», sqd n wjA «гребец ладьи»152, [...] sr n S[...]? wjA «[...] ладьи», nst-xnt(j)t «верхний трон», wDa-mdw m Hwt-[wrt] «судья в судебном учреждении»153, wD-mdw n(j) Hrj(w)-wDbw «приказчик (ведомства) раздач»154, jmj-rA mSa «военачальник», jmj-rA Snwt «начальник крааля»155. Этот персонаж соединял в своей титулатуре флотские, военные и судебные титулы. Судя по военно-морским титулам kA=j-apr, я склонен трактовать коллектив srjw на этом памятнике как участников экспедиции, геологоразведчиков.
120 3. Dubia
121 3.1. jnj, носил титул smsw wxr(j)t, sHD [...] «старшина верфи156, инспектор [...]»157. Чтение sHD sr(w) q[nb]t «inspector of the law [court] sr(w)-officials (?)», приведенное у издателя, неверно.
122 3.2. bbj, носил титул sHD nfr(w) srjw(?) «начальник молодцев и разведчиков (?)»158. Возможно, знак sr оказался здесь случайно вместо детерминатива «ребенок» к слову nfrw «молодцы». В другом граффито bbj его титул уже представлен в более стандартном виде: sHD(w) nfrw stp-zA «начальник(и) молодцев охраны» jj-mrj и bbj159.
123 К ИДЕНТИФИКАЦИИ sHD srjw «НАЧАЛЬНИКА ГЕОЛОГОРАЗВЕДЧИКОВ» jww-nmtj
124 Среди авторов экспедиционных надписей можно выделить двух лиц с именем jww-nmtj, служивших в администрации srjw. Привожу их данные по просопографии носителей имени jww-nmtj, приведенной выше:
125 2.3. jww-nmtj. Титул: jmj-rA sr(jw) «начальник геологоразведчиков». Надпись Sinai 13 от rnpt m-xt zp 4 Tnwt jHw awt nb «года после 4-го раза учета всего крупного и мелкого скота», т.е. 8/9 года правления царя Dd-kA-ra jzzj.
126 2.8. jww-nmtj. Титул: jmj-rA 10 srjw smntjw «начальник 10 геологоразведчиков и проводников». Граффито в Гебель Абрак (Восточная пустыня).
127 Расхождения в рангах jmj-rA/sHD «начальник/инспектор» в данном случае несущественны. Можно выделить два случая совмещения этих рангов в сфере srjw: 1. В титулатуре kA=j-apr, который приводит титулы jmj-rA srjw и sHD n(j) srjw в своей гробнице. 2. Согласно П. Талле160, jdw (или snnw jdw), упомянутый в надписях Sinai 19 (CCIS 8), Sinai 21 (CCIS 9), Sinai 22 (CCIS 7)161 и CCIS 250, – это один и тот же персонаж, участник экспедиции на Синай при царе Dd-kA-ra jzzj. Следовательно, он состоял в должностях sHD srjw (отмечена в CCIS 8 и CCIS 250) и jmj-rA srjw (отмечена в CCIS 9) одновременно.
160. Tallet 2018, 108–109.

161. Tallet 2012a, I, 28, II, 9; 2018, 305. Вади Магара.
128 Об jww-nmtj в надписи из Абрака (2.8) ничего стоящего сказать нельзя; кроме того, точно датировать ее затруднительно. Что касается jww-nmtj (2.3) надписи Sinai 13, то этой идентификации ничего не препятствует. Почти наверняка этот деятель идентичен владельцу жертвенника из гробницы G 1111, поэтому гробницу следует также датировать временем правления Dd-kA-ra jzzj.
129 Надпись Sinai 13 давно привлекает пристальное внимание многих исследователей из-за своего необычного содержания162. В ней перечень участников экспедиции за бирюзой содержит преамбулу, которая часто рассматривается как первое свидетельство о божественном оракуле в Египте. Согласно этому тексту, экспедиция на Синай была вдохновлена находкой приказа бога на драгоценном камне во дворе храма nxn-ra «Твердыня Солнца», Солнечного храма царя wsr-kA=f. Жертвенник из гробницы G 1111 может оказаться первым памятником, принадлежавшим одному из участников этой экспедиции – начальнику и инспектору геологоразведчиков-sr(jw) jww-nmtj.
162. Историографический обзор: Baines, Parkinson 1997, 10–11; см. также Kammerzell 2001, 153–164.

References

1. Adamthwaite, M.R. 2001: Late Hittite Emar: The Chronology, Synchronisms, and Socio-Political Aspects of a Late Bronze Age Fortress Town. (ANES Suppl. Ser., 8). Louvain–Paris–Sterling, Virginia.

2. Alexandrov, B.E. 2017: [Tuttul and the Hittite-Assyrian boundary at the Middle Euphrates in the middle – end of the 13th century B.C.] In: A. Petrova, V. Shelestin, K. Karlova, A. Safronov (eds.), Etno-kul’turnoye razvitiye Blizhnego Vostoka v IV–I tysyacheletiyakh do n.e. Materialy nauchnoy konferentsii 26–27 oktyabrya 2017 [Ethnocultural Development of the Ancient Near East in the IV–I Millennia B.C. Materials of the Scientific Conference, 26–27 October 2017.] Moscow, 7–8.

3. Александров, Б.Е. Туттуль и хетто-ассирийская граница на Среднем Евфрате в середине – конце XIII в. до н.э. В сб.: А.А. Петрова, В.Ю. Шелестин, К.Ф. Карлова, А.В. Сафронов (ред.), Этнокультурное развитие Ближнего Востока в IV–I тысячелетиях до н.э. Материалы научной конференции 26–27 октября 2017 года. М., 7–8.

4. Alexandrov, B.E. 2020: [The formula ana/ištu sag-du-šu/ši in legal texts from Hittite Emar]. Indoevropeyskoye yazykoznanie i klassicheskaya filologiya [Indo-European Lingustics and Classical Philology] 24/1, 276–301.

5. Александров, Б.Е. Формула ana/ištu sag-du-šu/ši в правовых текстах из хеттского Эмара. Индоевропейское языкознание и классическая филология 24/1, 276–301.

6. Arnaud, D. 1975: Les textes d’Emar et la chronologie de la fin du Bronze Récent. Syria 52, 87–92.

7. Arnaud, D. 1986: Recherches au pays d’Aštata. Emar VI.3. Textes sumériens et accadiens, textes. Paris.

8. Arnaud, D. 1987: La Syrie du moyen-Euphrate sous le protectorat hittite: contrats de droit privé. Aula Orientalis 5, 211–241.

9. Arnaud, D. 1991: Textes syriens de l’âge du bronze récent. (AO Suppl., 1). Barcelona.

10. Arnaud, D. 1992: Tablettes de genres divers du moyen-Euphrate. Studi Micenei ed Egeo-Anatolici 30, 195‒245.

11. Astour, M.C. 1996: Who was the king of the Hurrian troops at the siege of Emar? In: M.W. Chavalas (ed.), Emar: The History, Religion, and Culture of a Syrian Town in the Late Bronze Age. Bethesda, 25–56.

12. Beckman, G. 1988: Three tablets from the vicinity of Emar. Journal of Cuneiform Studies 40, 61‒68.

13. Beckman, G. 1996: Texts from the Vicinity of Emar in the Collection of Jonathan Rosen. (HANE/M, II). Padova.

14. Belmonte Marín, J.A. 2001: Die Orts- und Gewässernamen der Texte aus Syrien im 2. Jt. v. Chr. (RGTC, 12/2). Wiesbaden.

15. Charpin, D. 2015: Gods, Kings, and Merchants in Old Babylonian Mesopotamia. (PIPOAC, 2). Leuven.

16. Cohen, Y. 2005: A Family plot: the Zu-Bala family of diviners and Hittite administration in the land of Aštata. In: A. Süel (ed.), V. Uluslarası Hititoloji Kongresi Bildirileri, Çorum 02–08 eyül 2002 / Acts of the Vth International Congress of Hittitology, Çorum, September 02–08, 2002. Ankara, 213–224.

17. Cohen, Y. 2009: The Scribes and Scholars of the City of Emar in the Late Bronze Age. (HSS, 59). Winona Lake.

18. Cohen, Y. 2010: Shortened names in Emar and elsewhere on the basis of cuneiform and Hittite hieroglyphic evidence. In: I. Singer (ed.), ipamati kistamati pari tumatimis. Luwian and Hittite Studies Presented to J. David Hawkins on the Occasion of His 70th Birthday. Tel Aviv, 32–43.

19. Cohen, Y. 2011: The administration of cult in Hittite Emar. Altorientalische Forschungen 38, 145–157.

20. Cohen, Y. 2012: Aḫi-malik: the last “Overseer of the Land” in the city of Emar. In: K. Abraham, J. Fleishman (eds.), Looking at the Ancient Near East and the Bible Through the Same Eyes. Minha LeAhron. A Tribute to Aaron Skaist. Bethesda, 13–24.

21. Cohen, Y. 2013: Problems in the history and chronology of Emar. Kaskal. Rivista di storia, ambienti e culture del Vicino Oriente Antico 10, 281–294.

22. Cohen, Y. 2019: Forging an empire: the land of Aštata according to the Šattiwaza treaty (CTH 51) and additional sources. In: G. Chambon, M. Guichard, A.-I. Langlois (eds.), De l’argile au numérique. Mélanges assyriologiques en l’honneur de Dominique Charpin. (PIPOAC, 3). Leuven, 279–298.

23. Cohen, Y., d’Alfonso, L. 2008: The duration of Emar archives and the relative and absolute chronology of the city. In: L. d’Alfonso, Y. Cohen, D. Sürenhagen (eds.), The City of Emar among the Late Bronze Age Empires: History, Landscape and Society. Proceedings of the Konstanz Emar Conference, 25.–26.4.2006. (AOAT, 349). Münster, 3–25.

24. D’Alfonso, L. 2005: Le procedure giudiziarie ittite in Siria (XIII sec. a.C.). (StMed, 17). Pavia.

25. Démare-Lafont, S. 2010: Éléments pour une diplomatique juridique des textes d’Émar. In: S. Démare-Lafont, A. Lemaire (éds.), Trois millénaires de formulaires juridiques. (HEO, 48). Genève, 43‒84.

26. Démare-Lafont, S., Fleming, D. 2015: Emar chronology and scribal streams: cosmopolitanism and legal diversity. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 109, 45–77.

27. Di Filippo, F. 2004: Notes on the chronology of Emar legal tablets. Studi Micenei ed Egeo-Anatolici 46, 175–214.

28. Durand, J.-M. 1989: [Rev.:] Daniel Arnaud, Recherches au Pays d’Aštata, Emar VI. Textes sumériens et accadiens. Paris, 1986. Vol. I–III. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 83/2, 163–191.

29. Durand, J.-M. 1990: [Rev.:] Daniel Arnaud, Recherches au Pays d’Aštata, Emar VI. Textes sumériens et accadiens. Paris, 1986. Vol. I–III. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 84/1, 49–85.

30. Durand, J.-M., Marti, L. 2003: Chroniques du Moyen-Euphrate 2. Relecture de documents d’Ekalte, Émar et Tuttul. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 97, 141–180.

31. Endesfelder, M. 2017: Die Institutionen in den syrischen Immobiliartransaktionen aus Emar. Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie 107/1, 35–88.

32. Fijałkowska, L. 2014: Le droit de la vente à Emar. (Philippika, 64). Wiesbaden.

33. Giusfredi, F. 2013: Further consideration on the Ankara silver bowl. In: L. Feliu, J. Llop, A. Millet Albà, J. Sanmartín (eds.), Time and History in the Ancient Near East. Proceedings of the 56th Rencontre Assyriologique Internationale at Barcelona 26–30 July 2010. Winona Lake, 665–679.

34. Leemans, W.F. 1988: Aperçu sur les textes juridiques d’Emar. Journal of the Economic and Social History of the Orient 31/2, 207–242.

35. Mayer, W. 1992: Eine Urkunde über Grundstückskäufe aus Ekalte/Tall Munbaqa. Ugarit-Forschungen. Internationales Jahrbuch für die Altertumskunde Syrien-Palästinas 24, 263–273.

36. Mora, C. 2007: Three metal bowls. In: M. Alparslan, M. Doǧan-Alparslan, H. Peker (eds.), Belkıs Dinçol ve Ali Dinçol’a Armaǧan. VITA. Festschrift in Honor of Belkıs Dinçol and Ali Dinçol. Istanbul, 515–521.

37. Pruzsinszky, R. 2003: Die Personennamen der Texte aus Emar. (SCCNH, 13). Bethesda.

38. Seminara, S. 1998: L’accadico di Emar. (MVS, 6). Roma.

39. Sigrist, M. 1993: Seven Emar tablets. In: A.F. Rainey, A. Kempinski, M. Sigrist, D. Ussishkin (eds.), Kinattūtu ša dārâti. Raphael Kutscher Memorial Volume. (Tel Aviv Occasional Publications, 1). Tel Aviv, 165–187.

40. Simon, Z. 2009: Die ANKARA-Silberschale und das Ende des hethitischen Reiches. Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie 99/2, 247–269.

41. Skaist, A. 1998: The chronology of the legal texts from Emar. Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie 88/1, 45–71.

42. Torrecilla, E. 2014: Late Bronze Age Ekalte. Chronology, Society, and Religion of a Middle Euphrates Town. Saarbrücken.

43. Torrecilla, E. 2019: The dwellers of Azû. A study on the Tall Ḥadīdī society and chronology. Altorientalische Forschungen 46/1, 33–50.

44. Tsukimoto, A. 1988: Sieben spätbronzezeitliche Urkunden aus Syrien. Acta Sumerologica 10, 153–189.

45. Tsukimoto, A. 1991: Akkadian tablets in the Hirayama collection (II). Acta Sumerologica 13, 275‒333.

46. Tsukimoto, A. 1992: Akkadian tablets in the Hirayama collection (III). Acta Sumerologica 14, 289‒310.

47. Tsukimoto, A. 1998: [Rev.:] Gary Beckman, Texts from the Vicinity of Emar in the Collection of Jonathan Rosen. Padova, 1996. Die Welt des Orients. Wissenschaftliche Beiträge zur Kunde des Morgenlandes 29, 184–190.

48. Viano, M. 2018: Continuity and change in the ḫazannu office at Emar. Kaskal. Rivista di storia, ambienti e culture del Vicino Oriente Antico 15, 47‒56.

49. Viano, M. 2020: The economic activities of the Zū-Ba‘la family and the archival practices in Building M₁ at Emar. In: U. Gabbay, J.J. Pérennès (eds.), Des polythéismes aux monothéismes. Mélanges d’Assyriologie offerts à Marcel Sigrist. (ÉB, NS, 82). Leuven–Paris–Bristol (CT), 469–489.

50. Westbrook, R. 2001: Social justice and creative jurisprudence in Late Bronze Age Syria. Journal of the Economic and Social History of the Orient 44/1, 22–43.

51. Westbrook, R. 2003: Emar and vicinity. In: R. Westbrook (ed.), A History of the Ancient Near Eastern Law. Vol. I. Leiden–Boston, 657–691.

52. Yamada, M. 1998: The family of Zū-Ba‘la the diviner and the Hittites. In: Sh. Isre’el, I. Singer, R. Zadok (eds.), Past Links. Studies in the Languages and Cultures of the Ancient Near East. (IOS, 18). Winona Lake, 323–334.

53. Yamada, M. 2006: The Hittite administration in Emar: the aspect of direct control. Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie 96/2, 222–234.

54. Yamada, M. 2011: The second military conflict between ‘Assyria’ and ‘Ḫatti’ in the reign of Tukulti-Ninurta I. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 105, 199–220.

55. Yamada, M. 2013: The chronology of the Emar texts revisited. Orient 48, 125–156.

56. Yamada, M. 2016: How to designate women as having both genders. A note on the scribal traditions in the land of Aštata. In: Sh. Yamada, D. Shibata (eds.), Cultures and Societies in the Middle Euphrates Areas in the Second Millennium BC. I. Scribal Education and Scribal Traditions. (StCh, 5). Wiesbaden, 133–143.

57. Yamada, M. 2019: The ‘Overseers of the land’ in the Emar texts. In: I. Nakata, Y. Nishiaki, T. Odaka, M. Yamada, Sh. Yamada (eds.), Prince of the Orient. Ancient Near Eastern Studies in Memory of Prince Takahito Mikasa. (ORIENT. Journal of the Society for Near Eastern Studies in Japan. Suppl. 1). Tokyo, 193–210.

58. Zaccagnini, C. 1996: TÉŠ.BI = mitḫāru / mitḫāriš at Emar and elsewhere. Orientalia 65/2, 89–110.

Comments

No posts found

Write a review
Translate