The Diamond Complex of India in the Global Diamond Market
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Diamond Complex of India in the Global Diamond Market
Annotation
PII
S032150750007017-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia Khromova 
Affiliation: Post-graduate student, MGIMO-University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
16-21
Abstract

The diamond cutting industry of India ranks first in the world economy in terms of diamond production. In 2017, India accounted for about 80% of global diamond production in value terms. India’s current rise as the largest producer and exporter of polished diamonds occurred after acquiring the independence due to involvement in processing industrial (near-jewelry) natural diamonds, as well as the increased role of the state in the national economy, and in particular in the government regulation of India’s diamond complex. The author presumes that the system of re-sorting industrial and «near-jewel» rough diamond (suitable, unsuitable), the skill of Indian cutters combined with cheap labor (especially in the villages), the organization of work within the household helped to form competitive advantage in production and allowed India to reach the prominent position in the global diamond complex and become one of the world’s diamond centers.

Thus, by the beginning of the 21st century, India has once again become the key subject of the global diamond market. Among the main reasons for the dominance of India in the global diamond sector, the author highlights low labor costs, a favorable regulatory framework and relatively easier access to finance, as well as the fact that the Indian cutting sector has enjoyed and enjoys the powerful and diverse support of its government.

Keywords
diamond complex of India, industrial diamonds, export-import of diamonds, «Indian goods», processing diamond
Date of publication
02.12.2019
Number of purchasers
74
Views
2870
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Алмазогранильная отрасль Индии занимает 1-е место в мире по объемам производства бриллиантовкак мелкой размерно-весовой группы (из алмаза весом в 1 карат индийские огранщики способны изготовить до 200-400 штук бриллиантов), так и крупных камней.
2 В 2017 г. на долю Индии приходится 80% мирового производства бриллиантов в стоимостном выражении [2, p. 12], и она доминирует во всех размерных сегментах, включая сегмент крупных камней с более высокой добавленной стоимостью1.
1. Самый крупный гранильный кластер в мире находится в Индии, охватывая гг. Сурат (350 тыс. рабочих), Бхавнагар (200 тыс.), Ахмедабад, Паланпур (штат Гуджарат), Мумбаи (штат Махараштра). В Сурате и Мумбаи производят бриллианты относительно высокого качества. Бриллианты невысокого качества и самых малых размерно-весовых групп изготавливают в Бхавнагаре. В Ахмедабаде и Паланпуре специализируются на обработке самого сложного в технологическом отношении сырья [1, с. 78].
3 Добыча алмазов – старейшая отрасль Индии, появилась в начале н.э., и многие столетия эта страна была единственным источником алмазов. Гранильная отрасль зародилась в недрах ювелирного дела, ее отличительная особенность – сакральное отношение к золоту и драгоценным камням. Еще в древнеиндийском политическом и экономическом трактате «Артхашастра»2, в разделе «Проверка драгоценностей, поступающих в казну», описаны месторождения, цвета и формы алмаза, а также характеристики золота3 [3, c. 83, 94].
2. «Артхашастра» – древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) – главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321-297 гг. до н.э.).

3. Примечательно, что использовалась различная лигатура, т.е. сплав из 2-х и более компонентов металлов (прим. авт.).
4 В разделе «Порядок взимания пошлин» указано, что пошлину на алмазы и другие драгоценные камни следует назначать при помощи специалистов, что свидетельствует об особом положении алмазов [3, c. 117]. Существовало и правило оценки драгоценных камней (т.н. «индийское правило»4), которое работает и сейчас.
4. Стоимость камня равна весу камня, умноженному на цену одного карата (прим. авт.).
5 До XV в. единственным потребителем алмазов был верховный правитель и его приближенные. Считалось, что драгоценности имеют магические свойства, поэтому долгое время была запрещена обработка. Следует отметить, что огранка5 в современном понимании появилась только в период правления Великих Моголов. Внешний рынок на этом этапе отсутствовал. В период XVI-XVIII вв. (после открытия морского пути в Индию в 1498 г.) Европа стала основным потребителем драгоценных камней.
5. Т.н. «индийская огранка» – правильные ряды треугольных граней, преломленные под малым углом, что позволяло при сохранении излюбленной на востоке формы кабошона резко увеличить блеск камня (прим. авт.).
6 Согласно данным португальской статистики, с 1568 по 1632 гг. из Индии было вывезено почти 2 млн карат алмазов (без учета контрабанды) [4, c. 116]. Алмазы стали рассматриваться как очень значимый товар, начался их экспорт в страны Европы. В этот период уже все богатые месторождения в Индии были выработаны.
7 В XVIII в. были открыты алмазные месторождения в Бразилии, и к концу века Индия утратила положение крупнейшего участника мирового рынка драгоценностей. Период с XVIII в. до 1947 г. – это время наибольшего упадка алмазного бизнеса в Индии. Среди основных причин: распад Могольской империи, английское завоевание, открытие месторождений алмазов в Южной Африке.
8 Современный подъем Индии как крупнейшего производителя и экспортера бриллиантов произошел после обретения независимости, и в значительной мере за счет усиления роли государства в экономике страны, в частности, в госрегулировании АБК (алмазно-бриллиантовом комплексе), что подчеркивают в своем исследовании известные российские индологи А.И.Медовой и Н.В.Галищева [5, c. 82].
9 О масштабах обработки алмазов в Индии в мировом АБК можно судить по данным о динамике численности огранщиков в Индии и Европе (см. табл.).
10

Таблица. Численность огранщиков в Индии и Европе (чел.)

11 * Уменьшение численности вследствие Наполеоновских войн. ** Только Бельгия (в 2013 г. – 850 чел.).
12

Составлено автором по: Mineral Yearbook 1939.  Pp.1390-1391 – http://digicoll.library.wisc.edu/cgibin/EcoNatRes/EcoNatRes-idx?type=turn&id= EcoNatRes. MinYB1938&entity= EcoNatRes.MinYB1938.p1400&q1=diamond (accessed 15.02.2019); 2004 г. – Industry, Tourism & Investment (ITI), 2005, p. 8; World diamond industry, 2004.

13 Специфической чертой алмазного бизнеса в Индии является активное участие государства в этом секторе промышленности. Вначале развитие гранильной промышленности шло медленно в основном из-за нестабильных поставок алмазного сырья, но также существовало противостояние правительства и отрасли вследствие чрезмерно жесткой государственной политики. Были ограничены валютные операции, введено множество запретов, в частности, с 1948 г. существовало ограничение на импорт необработанных алмазов, запрет на экспорт алмазного сырья и бриллиантов. Только в 1955 г. было разрешено импортировать те алмазы, при обработке которых можно было получить установленный КВЭ6 и после обработки обязательно их экспортировать. Это способствовало притоку конвертируемой валюты и развитию алмазогранильной промышленности. Затем было введено лицензирование на импорт алмазов с обязательством экспорта бриллиантов.
6. Коэффициент валютной эффективности (КВЭ) – общепризнанный мировой показатель рентабельности производства в алмазном бизнесе (прим. авт.).
14 Кроме того, в стране действовала т.н. система запретов и «Владычество разрешений». Индолог Н.В.Галищева отмечает: «Термин “Владычество разрешений”… как нельзя лучше подчеркивает суть индийской экономической модели того времени, согласно которой на организацию или расширение бизнеса, экспорт или импорт товаров и проч., необходимо было получать разрешение государства..» [6, c. 391].
15 Современная гранильная промышленность Индии начала активно развиваться в 1950-х гг., но качество огранки было невысоким, и в основном обрабатывались мелкие камни. Но постепенно качество улучшалось, и с 1970-х гг. Индия заняла свою нишу монополиста по огранке мелкоразмерных низкокачественных бриллиантов. В 1980-х гг. была признана весомая роль алмазной промышленности Индии в мировом АБК, поскольку только Индия имела возможности и опыт огранки дешевого, мелкого и трудоемкого алмазного сырья с низким коэффициентом «выхода годного»7 (даже появился общепризнанный термин – алмазное сырье, называемое «индийским товаром»8).
7. Коэффициент «выхода годного» определяется как отношение веса готовых бриллиантов к весу, израсходованного на них алмазного сырья (прим. авт.).

8. Самое мелкое дешевое сырье различных весовых и качественных категорий, стоимость приблизительно $30/карат (прим. авт.).
16 От обработки такой категории сырья из-за невыгодности полностью отказались мировые алмазные центры – Бельгия и Израиль. Но в то же время бриллианты, полученные из сырья такого качества, нашли широкий сбыт в США, крупнейшем потребителе ювелирных изделий с бриллиантами. Фактически это привело к созданию нового сегмента на алмазном рынке. Тем самым был сломан стереотип о том, что бриллианты – это очень дорого и предназначены только для элиты.
17 Анализируя, почему Индия добилась успеха, необходимо упомянуть о технических и «околоювелирных» алмазах. Исторически сложилось, что весь объем добытого алмазного сырья делился на ювелирные и технические алмазы, при этом большую часть (около 80%) алмазов, непригодных для ювелирных целей, относили к техническим, которые долгое время не находили применения в мировом хозяйстве. Ещё в начале ХХ в. накапливавшиеся объемы алмазов ставили руководителей алмазодобывающих компаний в тупик9. Компания De Beers сбывала технические алмазы редким дилерам, специализировавшимся на торговле ими. Благодаря научно-техническому прогрессу, связанному с открытием самого твердого из всех металлических сплавов – карбида вольфрама, в 1929 г. в Германии был выявлен промышленный потенциал применения алмазов технического назначения [7, c. 8].
9. Существовала шутка: зафрахтовать корабль, вывезти эти камни в море и там их потопить, поскольку на них не было спроса, и они копились годами (т.н. стоки) (прим. авт.).
18 В 1950-х гг. сфера их применения росла, и, учитывая значение технических алмазов в оборонной сфере, многие страны (в т.ч. США и СССР) начали создавать стратегические запасы алмазов10. Постепенно алмазы нашли применение во многих отраслях промышленности. Например, в строительстве – 65%, высоких технологиях – 18% (электронике, в медицине, оптике), механике – 15%, энергетике – 2% [8, c. 370] благодаря своим уникальным физическим и химическим свойствам (прежде всего это – твердость, теплопроводность), а также техническим качествам (абразивность). Сейчас фактически спрос на природные технические алмазы превысил возможности их добычи, поэтому расширяется производство синтетических алмазов.
10. Алмаз часто наряду с ураном и плутонием причисляют к стратегическим минералам (прим. авт.).
19 Только около 20% (и эта доля снижается) объема мировой добычи алмазов – это камни ювелирного качества, которые после огранки будут вставлены в ювелирные изделия. «Околоювелирные» камни составляют около 40% – их можно квалифицировать как технические алмазы, но на сегодняшний день они гранятся в бриллианты в Индии, остальная часть – 40% – является техническим сырьем.
20 Алмазы, как правило, продаются лотами, лот содержит разнообразное алмазное сырье – как хорошего качества, так и менее качественное и непригодное для огранки. Поэтому индийские специалисты сортируют сырье на пригодное и непригодное к обработке11, другие страны не могут себе позволить такую сортировку из-за дорогой рабочей силы и трудоемкости процесса.
11. Сырье, непригодное к обработке (даже индийскими специалистами), может быть использовано для производства алмазных порошков, необходимых для подготовки ограночных кругов (наносится на алмазный шлифовальный круг для огранки) (прим. авт.).
21 «Околоювелирное» сырье, как правило, низкокачественное, мелкоразмерное и трудоемкое в обработке, и большая его часть уходит в отходы (средний выход годного – около 20%). Очевидно, что при высокой заработной плате огранщиков в Израиле, Европе или США огранка такого сырья будет убыточна. Поэтому Индия с ее древними традициями обработки, почитания и потребления драгоценных камней (огромный внутренний рынок) заняла эту нишу. Следует признать, что мелкие алмазы, которые раньше относились к техническим, индийские мастера научились гранить и, используя эти камни, изготавливать ювелирные изделия, которые относятся к предметам доступной роскоши.
22

График. Доля Индии в мировом производстве бриллиантов, 1992-2017 гг. (%).

23 Составлено автором по данным консалтинговой компании Tacy Ltd, специализирующейся в области ал- мазного рынка (http://www.diamondintelligence.com/magazine/default.aspx?SubCatId=25) (accessed 15.01.2019); IDEX_Online-1994-2017_Diamond_Pipelinе).
24 Широкое использование надомного труда также способствовало развитию индийской гранильной отрасли. Исторически сложилось, что большинство гранильных мастерских Индии возникло и функционировало как часть домашних хозяйств, где работают как мужчины, так и женщины и даже дети [4, c. 196], используя интенсивные методы работы с примитивным оборудованием. Более крупные фабрики используют современное оборудование, но стараются повышать производительность труда за счет повышения мастерства работников.
25 Большинство предприятий АБК Индии сосредоточено в частной собственности – в руках клана, состоящего из нескольких семей (в подавляющем большинстве джайнов12). Истоки современной гранильной промышленности восходят к началу XX в., когда клан Мехта (паланпурские джайны) начал заниматься повторной переогранкой бриллиантов, а затем и огранкой алмазов. В 1940-е гг. к огранке подключились семьи Х.Х.Джавери, Х.Б.Шах и М.Райчанд с сыновьями [4, c. 476].
12. Джайны – последователи джайнизма, древней религии Индии, возникшей в VI в. до н.э.
26 Вместе с тем, правительство Индии, постепенно осознав позитивную роль алмазного сектора в развитии экономики страны и желая превратить Индию в мировой алмазный центр, смягчило (а в ряде случаев отменило) многие запреты, ввело новые программы для стимулирования производства. Усилия правительства, направленные на стимулирование алмазного сектора, решали проблемы создания рабочих мест, увеличение ВВП. В результате, с начала 1990-х гг. Индия вышла на 1-е место по объему производства бриллиантов в мире и до сих пор сохраняет свои лидирующие позиции (см. график).
27 Как видно из графика, доля индийского производства в мировой огранке неуклонно возрастает, и в 2017 г. составила около 80%. Таким образом, система пересортировки технического и «околоювелирного» сырья (на пригодное, непригодное), мастерство индийских огранщиков в совокупности с дешевой рабочей силой (особенно в деревнях), организация труда в рамках домашнего хозяйства реализовались в экономически выгодное производство и позволили Индии занять доминирующее положение в мировом АБК и стать одним из мировых алмазных центров.
28

Диаграмма. Сравнение чистый экспорт/экспорт бриллиантов ( $ млрд).

29 Составлено автором по данным индийской статистики АБК [10].
30 Глубокие преобразования в гранильной отрасли начались с 1990 г. и совпали с «масштабным проведением либеральных реформ, результатом которых стало постепенное превращение Индии в один из современных двигателей мировой экономики» [9, с. 47]. Примечательно, что «реформы имели системный характер, они охватывали все сферы экономики» [5, с. 135]. Благодаря прогрессивной политике правительства особенно активные шаги были предприняты в преобразовании системы производства и сбыта бриллиантов, осуществлена перестройка системы обучения кадров, внедрено новейшее оборудование.
31 Наибольшее влияние в это время (как и сейчас) имел рост импорта алмазного сырья из России, поскольку в настоящее время в Индии практически нет собственной добычи алмазов. В 2004-2017 гг. Индия ежегодно добывала, в среднем, лишь 28 тыс. карат, в 2017 г. доля страны в мировой добыче алмазного сырья – 0,03%*(мировая добыча 2017 г. составила 150926 тыс. карат) (прим. авт.).
32 В настоящее время объемы добычи несопоставимы с потребностями индийской гранильной отрасли. В этой связи главная задача для страны заключается в обеспечении своей гранильной отрасли алмазным сырьем.
33 О масштабности динамики показателей импорта говорят следующие данные. Импорт алмазного сырья в Индию с 1992 г. вырос с $2186 млн (72 290 тыс. кар., средняя цена $30/кар.) до $18977 млн (195 003 тыс. кар., сред. цена $97/кар.) – в 2017 г.13, т.е. за 26 лет рост по стоимости в 8,7 раза, а по массе – в 2,7 раза. Разница между ростом импорта по стоимости и по массе объясняется ростом средней цены за 1 кар. (с $30/кар. до $97/кар.), что говорит о качественном улучшении импортируемого сырья, и подтверждает, что сейчас в Индии ограняются не только мелкие и низкокачественные алмазы.
13. В 2017 г. доля Индии в мировом импорте алмазов составляла 38% – по стоимости и 40% – по массе (прим. авт.).
34 До 1994 г. Индия только импортировала алмазное сырье, т.е. использовала его только для своей гранильной отрасли. Но с 1995 г. начала экспортировать алмазы. Особенностью индийского экспорта является то, что экспортируется крайне дешевое и очень трудоемкое для обработки даже в Индии сырье. Экспорт связан в большей мере с тем, что Индия пересортировывает, используя дешевую, но квалифицированную рабочую силу, алмазное сырье для более качественной и выгодной обработки – улучшается качество сырья, т.е. получается бриллиант лучших характеристик, и, соответственно, повышается его цена. В 2017 г. доля Индии в мировом объеме экспорта сырья достигла 10% по массе и 4% – по стоимости.
35 Ключевым параметром, характеризующим результаты гранильной отрасли промышленности Индии, является реализация бриллиантов, в т.ч. на экспорт. Сопоставление данных об экспорте за период с 1992/93 – 2017/18 ф.г. показывает впечатляющий результат: экспорт бриллиантов по стоимости вырос с $2869 млн до $23733 млн, увеличившись почти в 9 раз.
36 Ежегодно в течение 1992-2010 гг. экспорт бриллиантов из Индии увеличивался, в среднем, на 15-20%, достигнув пика в 2010/11 ф.г. Примечательно, что, несмотря на периоды общего спада в мировой экономике, неизбежно затрагивающие алмазную индустрию, они практически не коснулись реализации индийских бриллиантов. Это свидетельствует об устойчивом положении индийского экспорта бриллиантов, а также об активной маркетинговой политике, чему способствовало создание широкой дилерской сети по всему миру.
37 Между тем, если рассматривать объемы чистого экспорта бриллиантов, ситуация выглядит иначе, и темпы роста более умеренные (см. диагр.).
38 Крупнейшими потребителями бриллиантов, ограненных в Индии, многие годы остаются США, Китай, а также сама Индия. В докладе о положении дел в алмазной отрасли за 2015 г., подготовленном компанией De Beers, говорится, что благодаря экономическому развитию и увеличению объемов, обусловленному растущей потребительской базой, розничный рынок бриллиантов в Индии непрерывно растет в течение последних 20 лет [10, p. 3].
39 Алмазный бизнес связан с ювелирным, поскольку бриллианты, как правило, продаются вставленными в ювелирные украшения. Поэтому в конце 1990-х гг. Индия поставила амбициозную цель – стать не только лидером в огранке, но и превратиться в крупнейший мировой ювелирный центр. Объемы экспорта индийских ювелирных изделий из золота в период с 1992/93 ф.г. по 2015/16 ф.г. выросли почти в 30 раз: с $286 млн до $8557 млн [12].
40 По данным отчета компании Bain & Company, Inc: «Индия может стать самым быстрорастущим рынком ювелирных изделий с бриллиантами в силу повышения уровня урбанизации, расширения «среднего класса» и распространения моды на обручальные кольца с бриллиантами» [11, p. 33]. Таким образом, высокие темпы прироста ВВП и в этой связи повышение уровня жизни населения страны привели к росту спроса на ювелирные изделия с бриллиантами, что является огромным потенциалом для дальнейшего развития в стране с населением более миллиарда человек национальной ювелирной и алмазогранильной отраслей.
41 * * *
42 Индия нашла свою нишу в мировом АБК, научившись обрабатывать дешевое и трудоемкое алмазное сырье. Среди главных причин доминирования Индии в мировом алмазогранильном секторе можно выделить: низкие затраты на рабочую силу, благоприятную нормативно-правовую базу и грамотное госрегулирование АБК.

References

1. Потоцкая Т.И. Отраслевые и территориальные особенности комплексообразования на мировом алмазно-бриллиантовом рынке // Вестник БГУ. Сер. 2. 2015, № 1, с. 75-81. (Pototskaya T.I. 2015. Sectoral and territorial features of complexation in the global diamond market // Vestnik BGU. № 1) (In Russ.)

2. The Global Diamond Report 2018 / Bain & Company, Inc. 3. Артхашастра или Наука политики (перевод с санскрита В.И.Кальянов). М., Л., 1959. 794 c. (1959. Artkhashastra or science politics. M.) (In Russ.)

3. Фридман А.А., Вечерина О.П. Израиль и Индия – два полюса мирового алмазобриллиантового рынка. М., 2008. 542 c. (Fridman A.A., Vecherina O.P. 2008. Israel and India – the two poles of the world diamond market. M.) (In Russ.)

4. Медовой А.И., Галищева Н.В. Экономика Индии. М., 2009. 352 c. (Medovoi А.I., Galishcheva N.V. 2009. Economy of India. M.) (In Russ.)

5. Международные экономические отношения: реалии, вызовы и перспективы / под общ. ред. и с предисл. Л.С.Ревенко. М.., 2019. 750 c. (2019. International Economic Relations: Realities, Challenges and Prospects. M.) (In Russ.)

6. Андреева Т.С., Маршинцев В.К., Шарин П.П. Рынок технических алмазов. Якутск, 2004. 92 c. (Andreeva T.S., Marshintsev V.K., Sharin P.P. 2004. The market of industrial diamonds. Yakutsk) (In Russ.)

7. Николаев М.В. Формирование стратегии эффективного развития алмазно-бриллиантового комплекса России. Новосибирск: ИЭОПП Сибирского отделения РАН, 2013. 390 c. (Nikolaev M.V. 2013. Forming a strategy for effective development of the diamond complex in Russia. Novosibirsk) (In Russ.)

8. Галищева Н.В. Индия в мировом хозяйстве на рубеже веков: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика. М., 2013. 502 с. (Galishcheva N.V. 2013. India in the world economy at the turn of the century: foreign economic relations and foreign economic policy. М.) (In Russ.)

9. The Diamond Insight Report 2015 / De Beers Group.

10. The Global Diamond Report 2016 / Bain & Company, Inc.

11. Подсчитано автором по: Gem & Jewellery Export Promotion Council, GJEPC India – https://www.gjepc.org/statistics.php (accessed 20.02.2019)

Comments

No posts found

Write a review
Translate