Инновационные системы стран Персидского залива: формирование и перспективы развития
Инновационные системы стран Персидского залива: формирование и перспективы развития
Аннотация
Код статьи
S032150750007022-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Соловьёва Юлиана Владимировна 
Должность: Доцент кафедры национальной экономики РУДН
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
36-42
Аннотация

В статье рассматриваются условия взаимодействия участников инновационного процесса, особенности создания и развития систем передачи технологий в странах Персидского залива. На основе анализа инновационных систем, функционирующих  в  странах  ССАГПЗ,  выделяются  ключевые  и  наиболее  перспективные  направления развития интеграции научно-образовательной, производственной сфер и государства с целью формирования эффективных систем организации инновационных процессов. Делается вывод о необходимости поиска механизмов обеспечения инновационного развития национальных хозяйств и вывода стран региона в группу стран с конкурентоспособной на мировом уровне экономикой.

Ключевые слова
инновационная система, трансферт технологий, интеграция, ССАГПЗ
Классификатор
Дата публикации
02.12.2019
Всего подписок
75
Всего просмотров
3274
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Для большинства ведущих стран мира приоритетным направлением становится развитие инновационной сферы, экономики знаний, технологического трансферта.
2 В этой связи возникает необходимость исследования инновационных процессов в странах, для которых положительная социально-экономическая динамика, повышение национальной конкурентоспособности, диверсификация национальной экономики являются приоритетными направлениями государственной политики. К таким странам относятся страны, образующие интеграционную группировку, – Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
3 Региональное объединение ССАГПЗ является наиболее успешным в арабском мире. По таким ключевым экономическим показателям, как ВВП, а также ВВП на душу населения, страны Совета существенно оторвались от других арабских госу дарств. За период 2010-2017 гг. ВВП в странах Залива вырос, в среднем, в 1,3 раза (см. табл. 1).
4

Таблица 1 Динамика ВВП в странах ССАГПЗ в 2010-2017 гг. ($ млн)

5 Источник: составлено автором по: [1].
6

Таблица 2 GII стран-членов ССАГПЗ, 2017 г.

7 Источник: составлено автором по [2].
8 Для оценки научного и инновационного потенциала с 2007 г. журналом Economist Intelligence Unit ежегодно рассчитывается Глобальный инновационный индекс (GII) (см. табл. 2). В 2017 г. исследование охватило 127 стран, производящих 99% мирового ВВП.
9 Каждая из этих стран прошла свой путь инновационного развития. Рассмотрим основные особенности сформировавшихся систем стран-членов ССАГПЗ.
10

ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ (ОАЭ)

11 Экономика ОАЭ активно переходит от экономики, основанной на природных ресурсах, к инновационной, базирующейся на знаниях и новейших технологиях. Это показано в Концепции развития ОАЭ до 2021 г., цель которой – создание государства, где «хорошо развитые и инновационные Эмираты будут уверенно строить конкурентоспособную и устойчивую экономику» [3, с. 1].
12 В основе национальной инновационной системы (НИС) ОАЭ лежит интеграционное взаимодействие сфер науки, образования, промышленности и правительственных структур. Бюджетные ассигнования на образование в ОАЭ составляют более 20% от общего объема государственного бюджета [4]. В результате проводимой политики уровень образования в стране, в соответствии с GII, повысился с 65-й позиции в мире в 2011 г. до 15-й – в 2013 г.
13 Первый национальный университет – Университет ОАЭ – основан в 1976 г., в 1980-х гг. были созданы Al Khawarizmi International College, Ajman University of Science and Technology, Higher Colleges of Technology. Помимо образовательной деятельности, Университет ОАЭ основал научно-исследовательские центры (НИЦ), имеющие стратегическое значение как для страны, так и для региона в целом, занимающиеся исследованиями и разработками (R&D) в критических областях и охватывающие широкий диапазон (водные ресурсы, лечение рака и др.).
14 В 1994-1998 гг. создаются: Emirates Center for Strategic Studies and Research, главной задачей Центра является проведение социальных, экономических, политических, военных и стратегических исследований, касающихся ОАЭ и района Персидского залива; Centre of Excellence for Applied Research and Trainingкрупнейший инвестор в открытие и коммерциализацию технологий; и Zayed University, финансируемый правительством, – первый федеральный университет в ОАЭ, аккредитованный на международном уровне.
15 В 2000-х гг. начинается интеграция учебных и научно-исследовательских учреждений с промышленностью, правительственными организациями.
16 В 2007 г. открываются два крупных института: Khalifa University of Science Technology & Research (независимое, некоммерческое образовательное и исследовательское учреждение, часть правительственной инициативы Абу-Даби, проводящее междисциплинарные исследования стратегического характера: информационно-коммуникационные технологии, космос, транспорт и логистика, энергия и окружающая среда, здравоохранение и безопасность); и Masdar Institute of Science and Technology (специализируется на вопросах науки и передовых технологий, альтернативной энергетики, охраны окружающей среды и устойчивого развития).
17 В 2009 г. создается национальная сеть развития исследований и образования ОАЭ Ankabut, деятельность которой направлена на взаимодействие академических институтов, государственных учреждений, образовательных организаций как в пределах ОАЭ, так и на мировом уровне.
18 Следующий год отмечен основанием Institute for Social & Economic Research с целью проведения высококачественных, независимых исследований, содействующих социально-экономическому развитию в ОАЭ и регионе.
19 С 1995 г. в Эмиратах начинается формирование такого элемента инновационной инфраструктуры, как технопарки. Первым стал Dubai Investments Parkуникальное сочетание промышленных, коммерческих и жилых зон, управление которыми осуществляет Dubai Investments Park Development Company LLC. В 2000 г. был создан Dubai Internet City, где в первый год после открытия начали свою деятельность свыше 700 ИТкомпаний, в т.ч. ІBМ, Microsoft, Sony Ericsson.
20 В том же году открылся Dubai Media Cityпроект еще более успешный, в связи с чем в Дубай перенесли свои ближневосточные представительства ведущие мировые издания – CNN, Reuters, Associated Press и другие, а также большинство ближневосточных информагентств.
21 В 2005 г. в ОАЭ строится технологический парк – Dubai Silicon Oasis Authority (DSOA) – полностью государственная свободная зона, которая продвигает отрасли промышленности, основанные на высоких технологиях, с современной инфраструктурой и внутренними деловыми услугами. В 2006 г. в оазисе создается Abu Dhabi Airports Business and Logistics Park, лозунгом которого становится «Innovation in aviation». В 2016 г. в Дубае открывается National Industries Park, деятельность которого ориентирована на торговлю и промышленные сектора.
22 В 2014 г. шейх Мохаммед бин Рашид аль Мактум, вице-президент и премьер-министр ОАЭ и правитель Дубая, объявил о начале реализации Национальной инновационной стратегии, направленной на превращение ОАЭ в одну из самых инновационных стран в мире. Стратегия подразумевает внедрение инновационных технологий и методов работы в отраслях, для которых инновации являются ключевыми факторами развития: возобновляемые источники энергии, транспортная инфраструктура, образование, здравоохранение, технологии, водоснабжение и освоение космического пространства.
23

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ (СА)

24 Утвержденная в 2016 г. Стратегия развития CA Vision 2030 направлена на снижение зависимости от нефтяных доходов; диверсификацию национальной экономики; развитие социальной сферы; постепенный отход от нефтезависимости в сторону высоких технологий; инвестиции в науку и образование. В Стратегии указано: «До 2030 г. – повышение доли экспорта, не связанного с нефтью, с 16% до, как минимум, 50% в ВВП, не связанном с нефтью» [5].
25 Сейчас расходы на образование в Королевстве составляют 25% бюджета и около 10% ВВП, что является самым высоким показателем в мире [6, с. 8].
26 Формирование НИС в стране началось с основания в 1957 г. первого светского вуза – Университета Короля Сауда. В тот период руководство страны не рассматривало развитие научно-исследовательской сферы в качестве приоритетного направления. Главной целью являлось выстраивание структуры начального, среднего и специального образования, ответственность за развитие которого взяло на себя государство, параллельно стимулируя частный сектор к вовлечению в развитие производственных отраслей [7]. На тот момент наблюдался очень низкий уровень грамотности среди населения (на 1970 г. среди мужского населения уровень грамотности составлял 15%, а среди женского – всего 2% [8]).
27 В 1963 г. создается King Fahd University of Petroleum and Minerals, в рамках которого сейчас функционирует ряд колледжей, осуществляющих учебную и научно-исследовательскую деятельность.
28 В 2002 г. при Университете был основан King Abdullah Bin Abdulaziz Science Park, обеспечивающий взаимодействие между предприятиями, учеными предприятий и университета, инженерами. С целью адаптации импортируемых технологий к условиям СА, удовлетворения потребностей правительственных организаций, местной промышленности и компаний в научных исследованиях, повышения уровня знаний национальных экспертов, последовало создание при Университете The Research Institute, занимающегося прикладными исследованиями.
29 Крупным научно-образовательным центром является Университет Короля Фейсала, основанный в 1975 г. в форме четырех институтов: Сельского хозяйства и пищевой промышленности, Ветеринарии и животноводства, Архитектуры и планирования, Медицины и медицинских исследований. Сейчас в университете действует 17 институтов и 24 НИЦ.
30 В 2009 г. происходит создание частного исследовательского Университета науки и технологий Короля Абдаллы (KAUST), в котором функционируют 10 НИИ, занимающихся исследованиями и разработками по 18 направлениям. Созданный при KAUST Исследовательский и технологический парк позволяет высокотехнологичным компаниям в организации офисов, лабораторий, демонстрационных объектов, предоставляет пространство инкубатора технологическим стартапам.
31 На формирование НИС Королевства существенное влияние оказало создание в 1977 г. Национального центра науки и технологий – King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST). KACST является правительственным учреждением, координирует деятельность правительственных учреждений и центров научных исследований в соответствии с требованиями развития Королевства.
32 KACST осуществляет деятельность в соответствии с Планом развития национальной науки, технологий и инноваций, принятым в 2002 г. и направленным на 15 стратегических направлений, а именно: вода, нефть и газ, нефтехимические технологии, нанотехнологии, биотехнология, информационные технологии, ECP (электроника, коммуникации, фотоника), аэронавтика и космические технологии, энергия, высокие материалы, окружающая среда, математика и физика и др.
33 В Структуру KACST входит ряд НИИ и 27 НИЦ, деятельность которых распределена на 7 секторов: новых материалов и нанотехнологий, инноваций и коммерциализации, естественных наук и окружающей среды, водных ресурсов и энергетики, информации и коммуникаций, космических и авиационных исследований, ядерных исследований и технологий.
34 Ключевой государственной структурой, формирующей и координирующей научно-исследовательскую сферу в СА, является Министерство высшего образования, отвечающее за осуществление научно-исследовательской деятельности в саудовских вузах в соответствии с Планами научного развития. В его компетенцию входит «выдвижение различных инициатив в сфере науки и технологий и их всестороннее внедрение, осуществление надзора за качеством научно-исследовательской деятельности и содействие формированию экономики, основанной на знаниях» [9, p. 3].
35 Важным элементом НИС является Совет по высшему образованию, осуществляющий надзор за реализацией государственной стратегии развития в сфере науки и технологий и деятельностью университетов в данной области через их Советы управления.
36 В целях стимулирования научной деятельности в 2010 г. был запущен Первый расширенный пятилетний план по науке, технологиям и инновациям на период 2010-2014 гг., разработанный KACST и направленный на формирование НИС. План существенно отличался от действовавших ранее и направлен на разработку и осуществление мер защиты интеллектуальной собственности и результатов научной деятельности; проведение оценки состояния оснащенности научно-исследовательских организаций и выработку плана по централизованному приобретению и использованию научного оборудования; запуск пяти международных научных журналов в приоритетных для Королевства сферах научных исследований.
37 В 2011 г. при саудовском Государственном инвестиционном фонде создается компания по развитию технологий и инвестированию – TAQNIA. В качестве главной ее задачи выделяется «содействие непосредственному коммерческому и производственному использованию результатов исследовательской деятельности основных НИЦ страны» [10].
38 Перспективы научно-технологического развития СА связаны с различными проектами. Один из новейших – «Город будущего» (Neom). О его создании было объявлено в 2017 г. как о будущем глобальном центре инноваций и торговли. В презентации проекта говорится: «Саудовская Аравия в рамках стратегии развития до 2030 г. создаст глобальный город нового поколения Neom, инновационный хаб, который станет глобальным центром пересечения цивилизаций» [11]. С помощью Neom СА планирует диверсифицировать свою экономику и стать менее зависимой от природных ресурсов.
39

КАТАР

40 Переход Катара к новому типу экономики заложен в национальной стратегии Qatar National Vision 2030, согласно которой государство ориентировано на обеспечение роста гуманитарного, социального, экономического направлений, защиту окружающей среды, формирование инновационной экономики.
41 Выступая на IV ежегодном форуме Qatar Foundation (QF), его председатель Шейха Мозах бинт Нассер отметила, что «с 2009 г. правительство Катара выделяет 2,8% ВВП на развитие исследований, технологий и инноваций… Фонд Катара уже поддерживает 78 исследовательских проектов в 53 институтах в 12 арабских странах на общую сумму свыше $68 млн». На форуме подчеркивалось, что серьезнейший вызов для страны состоит в недостатке научно-исследовательских работников (по сравнению с Норвегией, страной примерно такого же размера в смысле экономики и географии, в Катаре в 10 раз меньше ученых – всего около 1000) [12].
42 QF предоставляет специализированные программы формирования инновационно-ориентированной экосистемы, основанной на трех «столпах»: образование, научно-исследовательская сфера, развитие общества [13], и включает в себя ряд научно-исследовательских организаций: Катарский национальный научный фонд (QNRF), Катарский парк науки и технологии (QSTP) и Катарский Институт биомедицинских исследований (QBRI) – национальный НИИ при Университете Хамада бен Халифы, деятельность которого направлена на улучшение и преобразование здравоохранения посредством применения инноваций для предотвращения, диагностики и лечения болезней, затрагивающих население Катара и региона в целом.
43 Катарский вычислительный исследовательский институт (QCRI) является частной некоммерческой организацией. С целью поддержки преобразования Катара от ресурсозависимой экономики к экономике знаний, QCRI проводит исследования, направленные на решение проблем как Катара, так и арабского региона, и мира в целом, которые реализуются в соответствии с Qatar National Vision 2030.
44

БАХРЕЙН

45 Формирование НИС в Бахрейне имеет свои особенности. Так, рост деловой и инновационной активности, последовавший за нефтяным бумом 1973 г., стимулировали переход Бахрейна к развитию ненефтяных отраслей экономики. Большее внимание стало уделяться человеческим ресурсам.
46 Бахрейн – первая страна в Заливе, где в 1919 г. открылась государственная школа для мальчиков, а в 1928 г. – и для девочек [14, p. 57]. Таким образом, Бахрейн стал первой страной ССАГПЗ, которая создала условия для получения образования женщинам [15, с. 68].
47 Основы системы высшего образования были заложены в 1960-х гг., когда в Бахрейне появились первые государственные колледжи.
48 В 1986 г. в Королевстве открылся первый национальный вуз – Бахрейнский университет. В программе развития University of BahrainBridge to the Future: Transformation plan 2016-2021, реализуемой в рамках национальной стратегии Economic Vision2030, в качестве приоритетных направлений исследования заявлены возобновляемая энергия, водная безопасность, продуктовая безопасность.
49 В 2008 г. с целью поддержки экономического роста и диверсификации в Бахрейне открывается правительственное высшее учебное заведение – Политехнический университет Бахрейна. В соответствии с программой – Bahrain Polytechnic: Strategic Plan 2015-2019, вуз планирует развивать прикладные исследования для решения социальных и промышленных проблем, увеличения возможностей для развития предпринимательства и инноваций.
50 Отдельно следует сказать о региональном Университете Арабского Залива, созданном в 1979 г. на территории Бахрейна с целью интеграции усилий стран ССАГПЗ по формированию системы высокоуровневого образования, обеспечивающего страны Залива специалистами в различных профессиональных областях. Университет реализует инновационные программы по таким направлениям, как здоровье, развитие человека, окружающая среда, наука и техника, распространение культуры знания и образования в обществе Арабского залива.
51 Активное развитие в стране получил частный образовательный сектор. Первый частный университет, Ahlia University, был основан в 2001 г. По состоянию на 2018 г., в Королевстве функционировали 10 частных университетов [16].
52 Решающая роль в развитии инновационных процессов в Бахрейне принадлежит государству и его программам. В 2008 г. была разработана национальная долгосрочная стратегия социально-экономического развития – Bahrain Economic Vision - 2030, в которой важное место отводится инновационной составляющей национальной экономики. Стратегия ориентирована на развитие трех ключевых аспектов: экономического роста, эффективного правительства, благополучия общества.
53

КУВЕЙТ

54 На сегодняшний день экономика Кувейта является относительно открытой. По показателю открытости экономики Кувейт несколько лет назад опережал такие страны, как Норвегия, Франция, Испания, Малайзия и Аргентина, однако сейчас находится на 81-м месте, после Италии и Сербии [17].
55 На развитие НИС Кувейта сильное влияние оказывает ее ресурсная база. Как и во многих странах региона, основу экономики Кувейта составляет нефтяной сектор. Так, около 50% ВВП, 90-95% валютных поступлений и 75% доходной части бюджета формируется за счет нефтяной отрасли [18]. Кувейт стал первой страной Залива, чьи нефтяные компании вышли в своей деятельности за пределы собственной территории. При этом необходимо отметить, что в 1976 г. в Кувейте был учрежден специальный институт, известный как «Фонд будущих поколений» (Reserve Fund for Future Generations), на который ежегодно переводится 10% средств от нефтяных поступлений [19].
56 В стране провозглашен принцип равенства граждан в распределении национального богатства. Осуществляется государственное регулирование экономики (75% ВВП создается в госсекторе). Пытаясь избежать сильной зависимости от нефтяного и газового секторов, руководство Кувейта приступило к стратегии, направленной на диверсификацию экономики, расширение деятельности частного сектора, улучшение стандартов образования и повышение занятости для своих граждан. В докладе Кувейтского финансового дома записано, что эти усилия включают в себя большие государственные программы расходов на инфраструктуру, образование и здравоохранение с поддержкой инвестиций, предусмотренных для вложения в частный сектор [20].
57 Правительство Кувейта подготовило Kuwait National Development Plan, направленный на трансформацию Кувейта к 2035 г. в ведущий региональный финансовый, коммерческий и культурный центр мирового класса. Ключевым направлением, заявленным в Плане, является поддержка проектов, направленных на формирование экономики знаний, в т.ч. посредством исследования водных ресурсов, устойчивого развития интегрированных сельскохозяйственных систем, исследования возможностей развития пустынь и городов, разработки специальных средств и технологий для развития интенсивных производственных методов засевания пустыни.
58 Первый вуз страны – Кувейтский университет – был основан в 1966 г. и сегодня состоит из 17 колледжей-факультетов, превратившись не только в крупнейший образовательный, но и инновационный НИЦ.
59 В формирование НИС многое привнес Фонд развития науки (KFAS), основанный в 1976 г. с целью создания «процветающей культуры, науки, технологии и инноваций для стабильного Кувейта», формирования культуры STI (science, technology and innovation). В качестве миссии Фонда было определено «стимулирование продвижения науки, технологий и инноваций на пользу общества, исследований и предприятий в Кувейте» [21].
60 Отдельно следует отметить Центр исследования и изучения нефти (PRSC), занимающий ключевую позицию в проведении исследований в таких направлениях, как производство и переработка нефти; полимеры и нефтехимические вещества; коррозия и материаловедение; здоровье, безопасность и окружающая среда.
61

ОМАН

62 В отличие от других стран Залива, Оман не обладает крупными запасами нефти. «Руководство Омана стремится снизить зависимость страны от нефтедобывающей промышленности, а следовательно, и от зависимости страны от спекулятивной игры цен на нефть на мировых рынках» [22, с. 62]. В связи с этим, в 1995 г. султан Кабус утвердил стратегию развития Oman Vision 2020, в соответствии с которой экономика страны к 2020 г. не должна больше ориентироваться на «черное золото» [23].
63 Как подчеркивается в Стратегии, одним из наиболее важных «столбов экономической политики и долгосрочной цели» является диверсификация экономики Омана. Стратегия направлена на создание экономики, базирующейся на возобновляемых ресурсах и интегрированной с мировой экономикой. В количественном отношении целью проводимой политики является увеличение доли ненефтяного сектора до 15% ВВП [23].
64 Стратегия, по сути, является второй фазой проекта развития Омана. Первая фаза пришлась на 1970-1995 гг.
65 Базис образовательной системы был заложен при реализации первой фазы стратегического проекта развития Омана. Так, в 1980 г. был основан крупнейший университет Омана – Sultan Qaboos University. В настоящее время в нем успешно функционируют 11 НИЦ: Передового опыта в морской биотехнологии; Коммуникации и информации; Мониторинга землетрясений; Экологических исследований; Нефти и газа; Оманских исследований; Дистанционного зондирования и географической информационной системы; Исследований воды; Гуманитарных исследований; Науки о Земле; НИЦ стабильной энергии.
66 В 2001 г. был основан Sohar University, исследования в котором носят междисциплинарный характер, в 2002 г. – Ближневосточный колледж (MEC), аффилированный с университетами Великобритании и Нидерландов, осуществляющий исследовательские проекты по таким направлениям, как инженерное дело, электроника, бизнес, технологии, менеджмент, математика и прикладные науки. MEC расположен в Оазисе знаний Мускат, являющемся базисом для множества транснациональных корпораций, малых и средних предприятий, стартапов, с успешно реализуемой программой бизнес-инкубатора.
67 В 2004 г. создается Dhofar Universityнекоммерческая частная организация высшего образования, миссия которого – стремление к получению передового опыта как в образовательной, так и в научно-исследовательской сфере, что будет способствовать развитию креативности и инноваций, приобретению ультрасовременных профессиональных знаний.
68 Научно-исследовательский Совет Омана (TRC) был создан в 2005 г. Как отметил его председатель: «Учреждение TRCбез сомнения, значительный шаг в научном, экономическом и социальном развитии Омана. Исследование важно для строительства государства – это подкрепляет прогресс, экономический рост и процветание; это помогает нам лучше снабдить и обучить наши трудовые ресурсы и поощряет креативность и инновации; это приводит к росту предпринимательства и помогает промышленному росту. ... делает нашу страну более конкурентоспособной в мировой экономике» [24].
69 Благодаря усилиям Совета была разработана Национальная стратегия исследования для Омана, главные темы которой: увеличение возможностей для проведения исследований; достижение передового опыта исследований в стратегически важных областях; создание благоприятных условий для проведения исследований; распространение знания и использование академических исследований.
70

* * *

71 Рассмотрев особенности формирования НИС в странах Персидского залива, приходим к выводу, что в настоящее время в странах Залива отмечается осознание необходимости активизации инновационных процессов во всех сферах национального хозяйства. Возможность инновационного развития предопределяется их значительными финансовыми ресурсами, аккумулированными как в государственном, так и в частном секторе, ростом финансирования исследований и разработок. Вместе с тем, поиск механизмов обеспечения инновационного развития национального хозяйства и вывода стран региона в группу стран с конкурентоспособной на мировом уровне экономикой до сих пор остается актуальным вопросом для ученых, политиков, практиков.

Библиография

1. The World Bank – http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=BH (accessed 18.12.2018)

2. The Global Innovation Index 2017: The Local Dynamics of Innovation – www.globalinnovationindex.org (accessed 18.12.2018)

3. Vision 2021 – www.vision2021.ae/downloads/UAE-Vision2021-Broshure-English.pdf (accessed 04.01.2019)

4. Ahmad Bin Byat, Osman Sultan. The United Arab Emirates: Fostering a Unique Innovation Ecosystem for a Knowledge- Based Economy // The Global Innovation Index 2014: The Human Factors in Innovaton – www.globalinnovationindex.org (accessed 29.12.2018)

5. Thriving Economy Leveraging its unique position // Vision-2030 – www.vision2030.gov.sa/en/node/5 (accessed 18.12.2018)

6. Тюкаева Т.И. Научная политика Саудовской Аравии: ученый интернационал как опора развития // Сравнительная политика. 2016. Т. 7. № 3. (Tyukayeva T.I. 2016. Scientific policy of Saudi Arabia: scientific International as development support // Comparative policy. V. 7. № 3) (In Russ.)

7. Looney R.E., Frederiksen P.C. The Evolution of Saudi Arabian Economic Planning // Journal of South Asian and Middle Eastern Studies, 1985, Vol. 9, № 2.

8. Aljubaili A. Saudi Arabia – Dramatic Developments in Higher Education // QS Showcase – http://qsshowcase.com/main/saudi-arabia-dramatic-developments-in-higher-education/ (accessed 14.01.2019)

9. Plan to Achieve Excellence in Science and Technology // Ministry of Higher Educaton – www.mohe.gov.sa/ar/ Ministry/Deputy-Ministry-for-Planning-and-Information-affairs/The-General-Administration-of-Planning/Documents/ plans_to_achieve_excellence.pdf (accessed 20.12.2018)

10. TAQNIA to Establish Venture Capital Fund // Arab News. 10.10.2012 – www.arabnews.com/taqnia-establish-venturecapital-fund (accessed 20.12.2018)

11. Саудовская Аравия объявила о создании самого инновационного города в мире. (Saudi Arabia declared creation of the most innovative city in the world) (In Russ.) – https://news.rambler.ru/economics/38232239-saudovskaya-araviyasozdast-innovatsionnyy-gorod/ (accessed 27.12.2018)

12. Nassr A. Qatar renews focus on development-orientated research – www.scidev.net/global/knowledgeeconomy/news/qatar-renews-focus-on-development-orientated-research.html (accessed 24.12.2018)

13. Qatar Foundation – www.qf.org.qa/ (accessed 18.12.2018)

14. Al-Misnad, Sheikha Abdulla. The development of modern education in Bahrain, Kuwait and Qatar with special reference to the education of women and their position in modern Gulf society. Durham theses, Durham University. 1984.

15. Айдрус И.А. Конкурентоспособность Бахрейна в мировой экономике // Вестник РУДН. Серия Экономика. 2016. № 3. (Aydrus I.A. 2016. Competitiveness of Bahrain in world economy // RUDN Bulletin. Economy series. № 3) (In Russ.)

16. Bahrain’s National Authority of Qualifications and Quality Assurance for Education and Training – www.qqa.edu.bh (accessed 15.12.2018)

17. Index of Economic Freedom 2018 – www.heritage.org/index/ranking (accessed 25.12.2018)

18. Касаев Э.О. Экономика и внешнеэкономические связи Кувейта // Институт Ближнего Востока. (Kasayev E.O. Economy and foreign economic relations of Kuwait // Institute of the Middle East) (In Russ.) – http://www.iimes.ru/?p=9029 (accessed 20.12.2018)

19. Reserve Fund for Future Generations // Kuwait Investment Authority – www.kia.gov.kw/en/ABOUTKIA/Pages/ FGF.aspx (accessed 25.12.2018)

20. Kuwait Finance House – www.kfh.com/en (accessed 18.12.2018)

21. The Kuwait Foundation for the Advancement of Sciences – www.kfas.org/ (accessed 26.12.2018)

22. Матвеев Ю.Н., Аль Реси Нассер Саиф Ахмед. Султанат Оман: современное социально-экономическое развитие и его перспективы // Ученые записки. 2008. № 1. (Matveev Yu.N., Al Resi Nasser Saif Ahmed. 2018. Sultanate of Oman: modern social and economic development and its prospects // Scientific notes. № 1) (In Russ.) – www.scientificnotes.ru/pdf/005-10.pdf (accessed 27.12.2018)

23. Oman Vision 2020 – www.scp.gov.om (accessed 14.01.2019)

24. Chairman’s Message // The Research Council – https://www.trc.gov.om/trcweb/about/chairman-message (accessed 18.12.2018)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести