«Нанак-шах-факир»: о конструировании запретов в современном сикхизме
«Нанак-шах-факир»: о конструировании запретов в современном сикхизме
Аннотация
Код статьи
S032150750007465-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бочковская Анна Викторовна 
Должность: Доцент кафедры истории Южной Азии, Институт стран Азии и Африки, МГУ имени М.В.Ломоносова
Аффилиация: МГУ имени М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
43-48
Аннотация

В статье анализируется конфликт вокруг фильма «Нанак-шах-факир», повествующего о жизни основателя сикхского учения гуру Нанака (1469-1539). Кинолента, удостоенная в 2015 г. премии Министерства информации и телерадиовещания Индии в номинации «Лучший художественный фильм о национальной интеграции», была запрещена к показу в нескольких штатах страны как не соответствующая канонам сикхизма. Участившиеся в последние десятилетия вердикты сикхских духовных авторитетов по поводу «неправильных» художественных произведений рассматриваются автором в контексте «конструирования религиозных рамок», которое началось в сикхской среде во второй половине XIX в.

Ключевые слова
Индия, Панджаб, сикхизм, гуру Нанак, цензура
Классификатор
Дата публикации
02.12.2019
Всего подписок
74
Всего просмотров
4421
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В 2019 г. сикхи, проживающие в Индии, Пакистане и других странах, в т.ч. далеко за пределами Южной Азии, отмечали 550-летие основателя своей религиигуру (учителя) Нанака (1469-1539), панджабского мыслителя и поэта-мистика.
2 Днем рождения Нанака считается 15 апреля, но обычно его празднуют в ноябре – в полнолуние месяца картик1 по индусскому календарю; в юбилейном году эта дата приходилась на 12 ноября. Поэтому распоряжением индийского правительства с осени 2018 г. был дан старт череде рассчитанных на целый год акций, нацеленных на чествование Нанака и на популяризацию знаний о его учении как в самой Индии, так и за ее пределами.
1. Ка(р)тикседьмой месяц индусского лунного календаря, соответствует октябрю-ноябрю. О разночтениях в связи с датой рождения гуру Нанака см.: [1] (прим. авт.).
3 Приуроченные к большому событию мероприятия – лекции, конференции, фестивали, показ фильмов, презентации новых художественных произведений о великом гуру – особенно значимы для 21-миллионного сикхского2 сообщества Индии; они не менее важны и для последователей других религий, поскольку эгалитаризм учения Нанака сделал его во многом надрелигиозной фигурой [3, p. 613].
2. По данным переписи населения Индии (2011 г.), сикхизм исповедуют 1,7% жителей страны. Религиозным большинством являются индусы (79,8%), на долю мусульман приходится 14,24%, христиан – 2,3%. Буддисты, джайны и представители прочих религий составляют менее 2% от общей численности населения 1,2-миллиардной Индии [2] (прим. авт.).
4 Тем не менее, в стране не прекращаются дискуссии и споры о том, какая подача материала – прежде всего, визуального – о Нанаке и других сикхских гуру соответствует нормам сикхизма, а какая идет вразрез с ним и является «крамольной»; иными словами, что можно и что нельзя делать, рассказывая об основателе сикхизма и его преемниках. Участившиеся запреты сикхских духовных авторитетов на создание «неправильных» художественных произведений следует рассматривать, используя терминологию американского исследователя Харджота Обероя [4], в контексте «конструирования религиозных рамок», которое началось в сикхской среде во второй половине XIX в. и продолжается по сей день.
5 В предлагаемой статье анализируется один из таких конфликтов, развивающийся в последние четыре года вокруг показа фильма «Nanak Shah Fakir» («Нанак-шах-факир») в штате Панджаб, где проживает большая часть сикхов, а также за его пределами.
6

ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПОЭТА-МИСТИКА В ИНДИИ XXI ВЕКА

7 Большое количество мероприятий, старт которым был дан на государственном уровне в связи со знаменательной сикхской датой, трудно назвать случайным. Активность индийского правительства во главе с премьер-министром Нарендрой Моди в этом направлении многими воспринималась как популистские действия [5]: осенью прошлого года в Индии вовсю шла подготовка к главному политическому событию пятилетия – выборам в центральный парламент страны в 2019 г.
8 Команда премьер-министра, которая активно готовилась к избирательной компании, официально стартовавшей в январе и триумфально завершившаяся победой Н.Моди на выборах в мае 2019 г., была заинтересована в максимальном охвате электората безотносительно его религиозных, этнических, гендерных и прочих привязок. Представляя индусскую комммуналистскую Бхаратия джаната парти (букв. Партия индийского народа) и ориентируясь, прежде всего, на индусское большинство страны, Нарендра Моди, тем не менее, уже имел успешный опыт обращения к другим религиям Индии. Данный опыт умело использовался в качестве «мягкой силы» для «продвижения» страны на мировой арене [5], а также для некоторых внутренних целей.
9 Кроме того, апеллирование к идеям гуру Нанака, воспевавшего в своих гимнах единство божественного начала и равенство перед Всевышним/Единственным3 адептов всех религий («Нет индусов и нет мусульман») объективно является чрезвычайно актуальным для современной Индии. В стране неуклонно нарастает религиозная нетерпимость во всех ее проявлениях, и центральное место в таком антагонизме, как и во времена первого сикхского гуру4, принадлежит индусам и мусульманам.
3. Единственный – один из наиболее важных эпитетов божества в сикхизме (прим. авт.).

4. История индусско-мусульманского противостояния в Южной Азии началась с завоевания в XIII в. Северной Индии афганскими военачальниками-гулямами и образованием государства Делийский султанат (1206-1526). Годы жизни гуру Нанака, родившегося и выросшего в Панджабе, пришлись на переломный этап, когда закончилась эпоха султаната и в Дели стали править Великие Моголы (1526-1707). Подробнее о проблемах религиозного противостояния в стране см.: [6; 7].
10 Не менее важен и еще один постулат учения Нанака: каждый человек должен жить честной и праведной жизнью, зарабатывать на жизнь трудом и делиться результатами своего труда с другими людьми. Неотступное следование таким принципам вкупе с размышлениями о Единственном и с преданным поклонением ему должно привести к слиянию с абсолютной божественной сущностью и, соответственно, к прерыванию мучительной цепи рождений. А это, утверждал Нанак, доступно каждому человеку вне зависимости от его статуса, касты, религии, возраста, пола.
11 Впрочем, в сегодняшней Индии речь идет не столько о возвышенном содержании идей Нанака, сколько о их «рациональном» компоненте. Сохранение и преумножение социальных проблем – углубляющееся расслоение индийского общества, необузданность коррупции, обострение кастовых противоречий, рост консьюмеризма и др. – обусловливают исключительную востребованность идеи социальной справедливости. А когда соответствующие призывы звучат из уст неангажированных лиц, которые к тому же религиозно «нейтральны», то они приобретают особое звучание. Именно таким в сознании большинства индийцев остается исторический персонаж гуру Нанак – не индус и не мусульманин. Не случайно в его родном Панджабе издавна существовало высказывание: «Нанак – шах и факир; гуру для индусов, пир [святой] для мусульман» [8, p. 1114].
12 Поэтому все сегодняшние мероприятия, так или иначе связанные с личностью Нанака, имеют не только (и не столько) культурное и историческое, но и колоссальное социально-политическое значение для всей Индии. Что же касается последователей его учения, то большинством сикхов Нанак воспринимается в качестве святого, и потому они с повышенным вниманием относятся к любым акциям и произведениям искусства, где задействовано имя или образ основоположника их веры, равно как и образы остальных девяти сикхских гуру.
13

ФИЛЬМ «NANAK SHAH FAKIR»: ПОКАЗЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ

14 В апреле 2015 г., в преддверии важного для сикхов и индусов весеннего праздника байсакхи, в Индии должен был начаться показ художественного фильма о жизни, путешествиях и деяниях первого сикхского гуру хорошо известных многим индийцам. Автор идеи и продюсер фильма панджабец Хариндер Сингх Сикка, крайне трепетно относившийся к своей религии и личности ее основателя, был одержим идеей создать произведение, прославляющее гуру Нанака, и в итоге ее реализовал, когда начал заниматься предпринимательством после нескольких десятилетий службы в армии.
15

Кинолента «Nanak Shah Fakir» увлекательно, но в то же время сдержанно рассказывала о Нанаке и его окружении, о важнейших персонажах из индийской средневековой истории и, конечно, о «чудесах», которые гуру совершал на протяжении всей своей жизни.

16 Агиографический нарратив традиционно начинался с повествования о ранних годах жизни Нанака, о его сомнениях и размышлениях о несправедливости общественного устройства, противостоянии богачей и бедняков, брахманов и неприкасаемых, о непонимании друг друга людьми разных религий, несмотря на то, что они испокон веков жили рядом друг с другом.
17 В фильм вошли истории о путешествиях/паломничествах Нанака по Индии – на север (до Гималаев), восток (до Бенгалии и Ассама), юг (до Шри-Ланки), а также за пределами южноазиатского субконтинента – в западном направлении (до Мекки и Медины). Благодаря эффектным съемкам с использованием компьютерной графики эти хорошо известные сикхам сюжеты делали 120-минутную киноленту весьма зрелищной и привлекательной для всех возрастных категорий зрителей.
18 Создатели картины располагали лицензией Центрального совета по сертификации фильмов для общеиндийского проката и – осознавая всю значимость образа, представляемого ими на экране, – заключением высшего сикхского органа, Акал-тахта5, о полном соответствии фильма сикхскому канону и традициям.
5. Акал-тахт (пандж. akal takht, «трон Вечного») – один из пяти тахтов («тронов» или «престолов»), которые, будучи связанными с ключевыми событиями в сикхской истории, символизируют светское начало в сикхизме. Акал-тахт является частью комплекса Золотого храма в Амритсаре (штат Панджаб), куда входит сам Золотой храм (harimandar) – символ высшей духовной власти, и Акал-тахт, – светской власти (прим. авт.).
19 Первые показы картины состоялись вне Индии – на Каннском фестивале и на фестивалях сикхских фильмов в Торонто и Лос-Анджелесе, где она была встречена зрителями с большим интересом и одобрением. Кроме того, эта «сага о великом духовном учителе, проповедовавшем ценности мира и гармонии» [9], успела получить несколько престижных наград Министерства информации и телерадиовещания Индии, победив в 2015 г. в номинации «Лучший художественный фильм о национальной интеграции», а также в номинациях за лучшие костюмы и гримерскую работу [9]. Доходы от проката продюсер фильма планировал направлять на нужды сикхских трапезных-лангаров, со времен Нанака предоставляющих бесплатную еду и кров всем нуждающимся.
20 Тем не менее, за несколько дней до начала широкого проката фильма в Индии разрешение сикхских авторитетных структур было внезапно отозвано Комитетом по управлению гурдварами (КУГ)6 под предлогом того, что роль Нанака, т.е. божественной сущности, в фильме исполнял актер – живой человек, а в сикхизме это «недопустимо в отношении сикхских гуру и их родственников» [10]. Уточнение в отношении родственников было сделано потому, что в фильме фигурировали мать и сестра Нанака, сыгравшие большую роль в его становлении и духовном росте; их, разумеется, тоже играли актеры. При этом КУГ ссылался на свой собственный указ, принятый по аналогичному поводу еще в 2003 г. [11].
6. Комитет по управлению гурдварами – авторитетная сикхская организация, занимающаяся администрированием храмов (гурдвар), которые находятся в трех индийских штатах – Панджабе, Хариане, Химачал-Прадеше, а также на территории союзного подчинения Чандигарх. Де-факто комитетом руководит главный министр штата Панджаб, где расположено наибольшее количество гурдвар (прим. авт.).
21 Продюсер Хариндер Сикка, следуя указаниям комитета, отменил показы и отправил картину на доработку. В новой версии, подготовленной к юбилейному 2018 году, изображение Нанака было полностью смоделировано на компьютере; теперь оно представляло собой светящийся контур человеческой фигуры с непрорисованными деталями.
22 Прокатное разрешение и санкция сикхских авторитетов вновь были получены, но в конце марта 2018 г. снова поступило требование отозвать лицензию на прокат. На этот раз инициатором выступил Акал-тахт, указавший на то, что звучащий за кадром голос «Нанака» по-прежнему принадлежит живому человеку, в то время как в сикхизме голос «свыше» имеет совершенно особое значение и священен сам по себе7. К тому же мать и сестра великого гуру по-прежнему фигурировали в фильме в актерском исполнении [13].
7. Подробнее см.: [12, p. 138].
23 На этом этапе конфликта Хариндер Сингх обратился в высшие судебные инстанции страны, и 10 апреля 2018 г. Верховный суд Индии вынес вердикт о том, что разрешение на показ остается в силе, отметив, что «если Центральный совет по сертификации фильмов выдает прокатную лицензию, то никаких помех для демонстрации фильма быть не может. Согласно действующему законодательству, как только Центральный совет дает разрешение, оно становится окончательным» [14].
24 Но, несмотря на вердикт Верховного суда, панджабское правительство в тот же день, 10 апреля, постановило не демонстрировать фильм в Панджабе [15]; аналогичные решения – на всякий случай, чтобы не провоцировать беспорядки у кинотеатров и в прочих общественных местах – были приняты властями некоторых других индийских штатов. А спустя два дня Акал-тахт объявил об отлучении Хариндера Сингха Сикки от сикхизма за «богохульство», что для продюсера – «истинного» сикха, который руководствовался самыми высокими идеями при создании фильма, – было колоссальным потрясением. Кроме того, это решение также имело следствием большие финансовые потери, поскольку контракты на показы фильма были давно подписаны [16].
25 Таким образом, в юбилейный для сикхской общины год фильм о гуру Нанаке в широкий прокат так и не пошел. Он по-прежнему недоступен для свободного просмотра (за исключением отдельных фрагментов) в сети Интернет, и единственной возможностью полностью просмотреть нашумевший кинонарратив об основателе сикхизма остается скачивание его за небольшую плату – для индивидуального пользования владельцев гаджетов. Однако ожесточенная дискуссия в сикхской среде по поводу (не)правомерности действий Акал-тахта, Комитета по управлению гурдварами и правительства штата в отношении фильма «Nanak Shah Fakir» далека от завершения.
26

«ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ» И КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗАПРЕТОВ

27 Протесты по поводу выхода фильмов, негативно воспринимавшихся сикхами, в Панджабе проходили и раньше. Реальные или – чаще – мнимые проявления неуважения к сикхским гуру или к материальным символам сикхизма неоднократно провоцировали в штате яростную, часто неадекватную и доходившую до насилия реакцию борцов за «чистоту» веры, заставляя авторов «неправильных» художественных произведений идти на определенные уступки, а также вынуждая панджабские власти принимать жесткие, вплоть до уголовного преследования, меры в отношении тех, кто, по мнению сикхских духовных авторитетов, пытался исказить историю общины, образы ее лидеров и тем самым «оскорбить» чувства сикхов.
28 В число таких лент попадали те, где действия главных персонажей-сикхов выглядели якобы некорректно, как, например, в художественных фильмах Jo Bole So Nihaal (2005, в русском переводе – «Даю слово»), Singh is Kinng (2008. «Король Сингх»), Son of Sardar (2008, «Сын сардара»), телесериале BaniIshq Da Kalma (2013-2014, «Бани: священный текст любви») и ряде других. «Некорректность», по мнению сикхских духовных авторитетов, обычно сводилась к несоответствию поведения персонажей нормам сикхского кодекса «Рахит / Рех(а)т марьяда», принятому Комитетом по управлению гурдварами в 1945 г. [17]. В соответствии с ним, в частности, «истинные» последователи Нанака не должны употреблять спиртных напитков, курить, развязно вести себя и в целом полностью контролировать свои действия и поступки, включая использование неформальной лексики.
29 Протесты в Панджабе поначалу вызвал даже компьютерный анимационный фильм Chaar Sahibzaade (2014), созданный под контролем КУГ и рассказывающий о героизме четырех малолетних сыновей последнего сикхского гуру Гобинда Сингха (1666-1708), которые погибли от рук могольских военачальников – главных врагов сикхов в XVII-XVIII вв. В этом случае некоторые недовольные панджабцы поставили под вопрос правомочность использования образов сикхского гуру и его родственников в развлекательных произведениях. Но поскольку фильм был полностью анимированным и участие КУГ в его подготовке было несомненным, негативные эмоции и протестные выступления быстро сошли на нет.
30 Неудивительно, что с появлением в последние десятилетия большого количества видеопродукции и различных литературных произведений, касающихся религиозно-исторической тематики, Акал-тахт и Комитет по управлению гурдварами стали настойчиво требовать включения своих экспертов в Центральный совет по сертификации фильмов и создания панджабского цензурного комитета для обязательной проверки сценариев фильмов и пьес, а также рукописей выходящих в Панджабе книг на соответствие их содержания нормам сикхского кодекса.
31 Сложившаяся ситуация является отражением целого ряда серьезных противоречий, исторически присущих сикхской общине и уходящих корнями в давние времена. Конфликтная ситуация с показом фильма Nanak Shah Fakir в преддверии празднования 550-летия гуру Нанака свидетельствует о больших разногласиях в рядах его последователей и в их, казалось бы, «монолитных» официальных структурах. Участившиеся запреты на создание «неправильных» художественных произведений можно рассматривать как дальнейшее «конструирование» границ или перегородок в сикхском сообществе.
32 Историк Харджот Оберой в своей неоднозначно воспринятой сикхами книге «The Construction of Religious Boundaries» (1994), убедительно показал, что вплоть до конца XIX в. жителям Панджаба, географически выступавшего буфером между двумя цивилизациями и культурами – индусской и мусульманской, было свойственно отсутствие жестких рамок в определении собственной религиозной идентичности. Со времен Средневековья индусы, мусульмане и сикхи в Пятиречье жили рядом и на протяжении столетий «проводили свои ритуалы, совершали паломничества и выказывали пиетет божествам, не объективируя религию в качестве некоего эксклюзива» [4, p. 13]. В рядах самих сикхов в XIX в. существовали разные направления и сообщества (нирмала, нанакпантхи, халса, намдхари/куки, ниранкари и др.), различавшиеся по целому ряду параметров, в т.ч. по степени своей близости к индуизму или исламу. Наряду с безусловным поклонением десяти сикхским гуру нормой для большинства последователей Нанака было почитание различных местных богов и богинь, а также живых «святых» [18].
33 Однако ситуация стала меняться с развитием движения Сингх-сабха в 1870-х гг.8, когда вошедшие в него разные группы сикхов стали определять критерии, в т.ч. визуальные, для выявления «своих» и «чужих».
8. Формально движение возникло как реакция на прозелитическую деятельность христиан в Панджабе и ставило своей целью «очищение» сикхизма, обращение к вере времен десяти гуру и возвращение в сикхизм тех, кто по тем или иным причинам сменил веру. Первое сообщество под названием Сингх-сабха (букв. «общество львов»; пандж. singhлев) было создано в 1873 г. в Амритсаре, второе – в 1879 г. в Лахоре. Впоследствии в Панджабе появился целый ряд таких обществ, аффилированных либо с амритсарской группой, либо с лахорской. В 1902 г. все они вошли в организацию Главный диван халсы (Chief Khalsa Diwan), которая действует и сегодня, по-прежнему занимаясь религиозно-образовательными проектами. Подробнее о движении Сингх-сабха см.: [4], [19, pp. 103-130], [20, pp. 91-99].
34 Исходно стоявшим во главе движения Сингхсабха санатан-сикхам, т.е. тем, кто придерживались «традиционного»/инклюзивного подхода (свойственного раннему сикхизму – сикхизму времен Нанака и первых сикхских гуру) и рассматривали сикхизм как одно из ответвлений в рамках индуизма, оппозицию составили татхалса, т.е. «[самые] истинные» сикхи-халса, жестко следовавшие заветам последнего гуру Гобинда Сингха.
35 В частности, они настаивали на том, что единственным сикхским гуру является канонизированный при Гобинде Сингхе священный текст «Гуру-грантх» и что он же должен быть единственным объектом поклонения в гурдварах, а изображения других гуру, не говоря уже об индусских «святых» и каких бы то ни было божествах, там недопустимы.
36 Воинственные сикхи-халса уделяли особое внимание внешней атрибутике сикхизма, в частности, необходимости неуклонного следования принципу «пяти К», включавшему – отказ от стрижки волос (kes), обязательное ношение гребня (ka-gha), металлического браслета (ka-a), кинжала (kirpan) и особого покроя штанов (kacehra)9. С ростом их влияния в движении Сингх-сабха оппозиция «мы» (истинные сикхи) – «они» (все остальные) визуально становилась все более заметной, а правила, вводимые сторонниками тат-халса, в т.ч. и в духовной сфере, спустя несколько десятилетий вошли в ранг нормативных.
9. Подробнее о «пяти К» см.: [21] (прим. авт.).
37 Принятие в 1945 г. Комитетом по управлению гурдварами кодекса «Рех(а)т-марьяда» стало логическим продолжением этого процесса: как говорилось выше, этот документ определяет нормы повседневных действий сикхов, особенности обрядов жизненного цикла, правила поведения в гурдваре, обращения со священным текстом «Гуру-грантх» и многое другое. КУГ, в свою очередь, выполняет надзорную функцию, вынося вердикты по вопросам соответствия тех или иных действий сикхов и/или сикхских организаций кодексу «Рех(а)т-марьяда».
38 Доминирование сикхов-халса непосредственным образом сказалось и на интерпретации ключевых исторических событий в жизни религиозной общины, агиографической литературы и др. В результате, как отмечал известный исследователь сикхизма Х.Маклеод, во многом разделявший взгляды Х.Обероя, «сегодня, когда мы говорим о [движении] Сингх-сабха, обычно подразумеваем [направление] тат-халса» [19, p. 94]. В частности, анализируя использование «истинными» сикхами агиографических источников, связанных с гуру Нанаком, он констатировал: «Нам известно очень немного подлинных фактов из жизни гуру Нанака. Однако это мало что значит; по сути, ничего не значит. Ученые, входившие в движение Сингх-сабха, выработали модель жизни Гуру, и сейчас любые попытки видоизменить ее вызывают яростное сопротивление со стороны их последователей» [19, p. 96].
39 Скандальная история с показом фильма «Nanak Shah Fakir», приуроченным к дате первостепенной важности для всех без исключения последователей учения Нанака, но так и не вышедшим на широкий экран, показывает, что в современном Панджабе непредсказуемую реакцию вызывают даже не попытки видоизменить, а просто художественно пересказать «утвержденную» историю жизни гуру.
40 Противодействие духовных авторитетов показу фильма можно рассматривать как еще один шаг в искусственном выстраивании религиозных перегородок, в определении «истинных», «более правильных» или «менее правильных» сикхов, в «назначении» тех, кто вправе судить о том, что позволено и что недопустимо в сикхизме. Этот процесс в его нынешних проявлениях вновь и вновь демонстрирует сложность и многогранность сикхского вероучения, по-прежнему провоцируя появление новых конфликтных очагов в Панджабе и за его пределами.

Библиография

1. Purewal Singh P. Birth Date of Guru Nanak Sahib – http://www.purewal.biz/gnsbirthdateall.pdf (accessed 25.05.2019)

2. Census of India 2011 – https://www.census2011.co.in/religion.php (accessed 25.05.2019)

3. Singh P., Fenech Louis E. The Oxford Handbook of Sikh Studies. Oxford, Oxford University Press, 2014.

4. Oberoi H.S. The Construction of Religious Boundaries: Culture, Identity, and Diversity in the Sikh Tradition. Chicago, University of Chicago Press, 1994.

5. Kaura V. A Different Outreach: On Modi Government and Religion // The Hindu. 08.01.2019 – https://www.thehindu. com/opinion/op-ed/a-different-outreach/article25934170.ece (accessed 25.05.2019)

6. Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., ИВ РАН, 2002. (Klyuev B.I. 2002. Religion and Conflict in India. Moscow) (In Russ.)

7. Алаев Л.Б. Индусско-мусульманский конфликт в Индии // Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. М., МГИМО-Университет, 2005, с. 433-465. (Alayev L.B. 2005. Hindu-Muslim Conflict in India // Ethnos and Confession in the East: Conflicts and Interaction. Moscow) (In Russ.)

8. Sikand Y. Sikh-Muslim Harmony: Contributions of Khwaja Hasan Nizami // Economic and Political Weekly. 2004. Vol. 39, No. 11, pp. 1113-1116.

9. 63rd National Film Awards. Directorate of National Festivals, India – http://dff.nic.in/writereaddata/Winners_of_63rd_NFA_2015.pdf (accessed 12.07.2016)

10. Gopal N. SGPC demands ban on controversial movie ‘Nanak Shah Fakir’ // The Indian Express. 07.04.2015 – https://indianexpress.com/article/entertainment/regional/sgpc-demands-ban-on-controversial-movie-nanak-shah-fakir/ (accessed 12.07.2019)

11. Brar K.Singh. ‘Nanak Shah Fakir’ released, opposed, cleared: Why film on Guru Nanak is at centre of row // The Indian Express. 11.04.2018 – https://indianexpress.com/article/explained/nanak-shah-fakir-released-opposed-cleared-why-film-onguru-nanak-dev-is-at-centre-of-row-5132226/ (accessed 12.07.2019)

12. Fenech Louis E., McLeod W.H. Historical Dictionary of Sikhism. Plymuth, Rowman & Littlefield, 2014 (third edition).

13. Rana Y. I don’t know why SGPC and Akal Takht turned against me, Harinder Sikka, producer of ‘Nanak Shah Fakir’ // The Times of India. 13.04.2018 – https://timesofindia.indiatimes.com/ entertainment/punjabi/ movies/news/i-dont-knowwhy-sgpc-and-akal-takht-turned-against-me-harinder-sikka-producer-of-nanak-shah-fakir/articleshow/63752131.cms (accessed 12.07.2019)

14. PTI. A Movie’s Release Can’t Be Obstructed Once Censor Board Clears: Supreme Court – https://www.ndtv.com/india-news/a-movies-release-cant-be-obstructed-once-censor-board-clears-supreme-court-1835684 (accessed 12.07.2019)

15. Mahapatra D. SC orders release of film on Nanak, but no show in Punjab // The Times of India. 11.04.2018 – https://timesofindia.indiatimes.com/india/sc-orders-release-of-film-on-nanak-but-no-show-in-punjab/articleshow/63704974.cms (accessed 12.07.2019)

16. Singh Surjit. As Akal Takht now bans ‘Nanak Shah Fakir’, movie producer questions U-turn // Hindustan Times. 09.04.2018 – https://www.hindustantimes.com/cities/akal-takht-now-bans-nanak-shah-fakir-movie/story-l7yXvqsgmDWVHN0Ah5SFMP.html (accessed 12.07.2019)

17. Sikh rahit maryвdв. Amritsar: Dharam Parchar Committee, s.a. – http://new.sgpc.net/sikh-rehat-maryada-in-punjabi/ (accessed 12.07.2019)

18. Oberoi H. Popular Saints, Goddesses, and Village Sacred Sites: Rereading Sikh Experience in the Nineteenth Century // History of Religions. 1992, Vol. 31, No. 4, pp. 363-384.

19. Oberoi H.S. A Historiographical and Bibliographical Reconstruction of the Singh Sabha in Nineteenth Century Panjab // Journal of Sikh Studies. 1984. Vol. 10, pp. 103-130.

20. McLeod W.H. The Contribution of the Singh Sabha Movement to the Interpretation of Sikh History and Religion // McLeod W.H. Exploring Sikhism. Aspects of Sikh Identity, Culture and Thought. New Delhi, Oxford University Press, 2000, pp. 91-99.

21. Успенская Е.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. СПб: Петербургское востоковедение, Азбука-Классика, 2007. (Uspenskaya Ye.N., Kotin I.Yu. 2007. Sikhism. Saint Petersburg) (In Russ.)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести