В статье рассматривается жанр послания президента Федеральному собранию. Статус жанра оговорен в Конституции. Модель жанра представляется такой: адресант — президент, узкий и близкий адресат послания — члены Федерального собрания, правительство страны, широкий, далекий адресат — российские граждане. Послание посвящено анализу внутренней и внешней политики страны. В содержании текста выделяются три блока: констатирующий, оценочный и прескриптивный. Тексты шести посланий 2014, 2015, 2016, 2018, 2019, 2020 г. проанализированы с помощью программы istio.com. Анализ частотности позволяет определить приоритетные для адресанта тематические сферы. Так, в послании 2020 г. упоминания демографии значительно опережают по частотности экономическую группу. В послании 2018 г., оглашенном в год выборов, обнаруживаются единицы, связанные с советским прошлым страны, не представленные в других тестах. Анализ коммуникативного блока посланий позволяет выделить те языковые средства, которые адресант считает эффективными для воздействия на широкого адресата: местоимение мы, глаголы просить, поручать, считать, а также модальные слова со значением долженствования и необходимости.
В статье рассматривается агрессивное речевое поведение на материале интервью. Речевая агрессия понимается как оскорбление и преднамеренное нанесение вреда адресату. Агрессия осуществляется, когда отправитель вторгается в пространство адресата. В качестве материала для анализа были выбраны десять интервью программы «A-Team» на радио «Эхо Москвы». Особенностью этих записей является заявление журналистов о том, что они будут вести диалог в агрессивной манере. Рассматриваются типы вопросов отправителя и типы реакции получателя на речевую агрессию. Отправитель обращается к системе ценностей, биографическим данным и описанию поступков приглашенного на интервью гостя и вынуждает адресата оправдываться, апеллируя к чувству вины. Адресаты демонстрируют как неконфликтное, так и конфликтное ответное речевое поведение. Избегая конфликта, гость может уходить от ответа, переводя диалог в шутку, ссылаясь на незнание и границы своей компетенции. Конфликтная и агрессивная реакция выражается в попытке адресата дискредитировать вопросы отправителя и построить с ним неравноправные отношения, представляя себя в качестве победителя, а журналиста как проигравшего.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека