Latin America: palette of modern models of regional development
Table of contents
Share
QR
Metrics
Latin America: palette of modern models of regional development
Annotation
PII
S0044748X0025614-4-1
Publication type
Review
Source material for review
«Латинская Америка: политический ландшафт на фоне турбулентности». М., ИЛА РАН, 2022, 586 с.
Status
Published
Authors
Julia Selivanova 
Affiliation: Institute of World History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
103-110
Abstract

The publication introduces readers to a new collective study prepared by the Institute of Latin America of the Russian Academy of Sciences. The review notes that the publication is a fundamental multifaceted study of political processes and the results of recent electoral cycles. The paper shows the current alignment of political forces in various countries of the region, the evolution of political regimes against the backdrop of mass social protests and the COVID-19 pandemic. The authors examine the typology of political regimes in the context of the specifics of Latin America.

Keywords
political turbulence, social protests, electoral legislation, crisis, political regimes and parties, COVID-19 pandemic
Received
03.01.2023
Date of publication
28.06.2023
Number of purchasers
12
Views
270
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Проблематика стран Латинской Америки находится в фокусе постоянного внимания отечественных латиноамериканистов, в частности, исследователей из профильного института РАН. События и тенденции политического и экономического развития этих стран в последние десятилетия дают повод для размышлений над динамикой изменений, «переформатированием политического ландшафта» [1, c. 15]. После так называемого золотого десятилетия 2003—2013 гг. [1, c. 15] латиноамериканские государства, как справедливо замечает известный отечественный латиноамериканист, чл.-корр. РАН В.М.Давыдов, вновь оказались «перед вызовами неопределенности» [2, c. 7]. Большинство из них попали в зону турбулентности, а политические процессы не раз приводили к смене вектора развития, обострению социальных проблем и усилению рисков дестабилизации.
2 Рецензируемый коллективный труд знакомит читателя с политическими процессами, происходящими в Латинской Америки во втором десятилетия XXI в., последними электоральными итогами, современной расстановкой политических сил, эволюцией политических режимов в разных странах региона.
3 Структура работы детально продумана и охватывает все ключевые аспекты характеристики современных политических режимов региона с целью выявления специфики их функционирования в новых исторических условиях, а также отражает последние политические сдвиги на латиноамериканском континенте. Книга состоит из четырех разделов (систематизированных по типам освещаемых в них режимов), в которых представлены 17 глав по отдельным странам, а также две теоретические статьи о типологии и особенностях политических режимов в латиноамериканских странах.
4

5 В методологической статье д-ра полит. наук З.В.Ивановского отмечается, что «традиционное деление на левых и правых» нуждается в учете существующего в настоящее время широкого спектра политических течений [1, c. 24]. Автор считает целесообразным дополнить принятую «горизонтальную ось абсцисс (левые — правые), основанную на социально-экономических факторах, вертикальной осью ординат (тоталитаризм — либеральная демократия), отражающей переменные, связанные с соблюдением гражданских свобод и прав человека» [1, c. 25]. В работе освещены ключевые положения программ представителей различных политических партий и режимов, раскрыты отличия и сходства в подходах к оценке экономической модели, роли государственного сектора. Безусловными плюсами раздела являются историографический обзор типологии политических режимов и освещение различных методов и критериев, используемых современными международными институтами для их классификации. В качестве критериев ранжирования политических режимов автор указывает следующие: политический плюрализм, существование и деятельность демократических институтов, наличие гражданских свобод, возможности контроля со стороны населения над принятием общественно важных решений и над деятельностью официальных лиц, равенство граждан в социальной сфере, репрезентативность правительства, свобода деятельности политических партий, выборность органов власти, соблюдение базовых прав человека, беспристрастность управления, уровень партисипации [1, cс. 55-58].
6 Уже имеется ряд значимых исследований отечественных латиноамериканистов, освещавших политические изменения и конституционные реформы в регионе, специфику электорального законодательства и современные реалии партийно-политической структуры стран [3-7], однако появление рецензируемого труда представляет собой новый серьезный вклад в изучение политических и социально-экономических процессов Латинской Америки.
7 В главе, посвященной последним изменениям политического курса Бразилии, д-р ист. наук Л.С.Окунева проанализировала «правый дрейф», ознаменовавшийся избранием на пост президента крайне правого кандидата Жаира Болсонару (2019—2022 гг.). Как отмечает автор, такой «дрейф» стал возможен в результате многофакторного экономического, политического и социального кризиса, потрясшего основы политической системы страны [1, с. 71]. Анализируя причины поддержки правого кандидата на президентский пост в стране, Л.С.Окунева делает акцент на массовых социальных протестах 2013—2014 гг., забастовочном и протестном движении, развернувшемся на фоне острейших дебатов по поводу путей развития страны [1, с. 73]. Смещение Дилмы Руссефф (2011—2016 гг.) с высшей государственной должности, как утверждает автор, «будучи по своей природе демократическим инструментом отстранения президента от власти ... явилось своего рода “конституционным” ... переворотом, призванным положить конец пребыванию левых во власти … и открыть дорогу правоконсервативному тренду» [1, с. 74]. По мнению Л.С.Окуневой, триумф Болсонару показал, что «популярная еще недавно идея о сглаживании противоречий между “левыми” и “правыми” не сработала в момент политической турбулентности, когда на политической арене столкнулись не просто классические “левые и правые”, но левые, с одной стороны, и праворадикалы — с другой...» [1, с. 77]. Следует отметить, что жизнь подтвердила предположения исследователя о «существенном снижении вероятности обретения Болсонару второго президентского мандата и повороте общественных настроений в сторону отвергнутых ими ранее приоритетов левоцентристского тренда» [1, с. 113].
8 Анализу политической ситуации в Сальвадоре посвящена глава, написанная канд. полит. наук М.А.-М.Кодзоевым. Автор рассматривает в ней ключевые проблемы, с которыми сталкивается правительство президента Наджиба Букеле (2019 — н/в), отмечает высокий уровень преступности и нищеты в стране [1, с. 120], что, по его мнению, заставило президента выдвинуть масштабную программу по оздоровлению социально-политической и экономической ситуации, борьбе с преступностью и коррупцией [1, с. 126]. Кодзоев отмечает, что политическим взглядам президента Сальвадора трудно дать однозначную оценку, но поддержка режима со стороны населения во многом связана с готовностью граждан «пожертвовать принципами демократии ради стабильности и установления мира в стране» [1, с. 139].
9 В главе, посвященной современному положению Уругвая, канд. ист. наук А.С.Андреев показывает, как страна, справедливо описываемая «не попавшей в «пучину» правых поворотов и политической турбулентности, охватившей латиноамериканский регион» [1, с. 141], в результате президентских выборов 2019 г. совершает «правый дрейф» от правительства левоцентристского Широкого фронта к кабинету лидера Национальной партии Л.Лакалье Поу. Раскрываются основные направления политики правого правительства, взявшего курс на уменьшение налогового бремени, устранение коррупции, регулирование кредитно-денежной политики, укрепление муниципальной власти и расширение участия граждан в принятии решений [1, с. 161].
10 «Существенное переформатирование политического ландшафта» [1, с. 166] в русле «правого дрейфа» проанализировано в главе, написанной Е.С.Галибиной-Лебедевой и З.В.Ивановским, на примере Эквадора. Авторы предлагают свой взгляд на динамичный процесс смены политического и экономического курсов «гражданской революции» в период правления Рафаэля Корреа (2007—2017 гг.) и во время президентства Ленина Морено (2017—2021 гг.). По мнению ученых, осуществление правительственного экономического плана развития страны, направленного на сокращение бюджетного дефицита, рационализацию государственного управления, привлечение инвестиций и установление контроля над вывозом капитала, привело к необходимости обратиться к Международному валютному фонду (МВФ). Однако, как справедливо отмечают авторы, навязанные МВФ меры (сокращение численности государственных служащих — учителей, врачей, полицейских и военных; урезание заработной платы и поддержки малоимущих семей) стали главной причиной массовых социальных протестов, прокатившихся по стране в октябре 2019 г. [1, с. 172]. Триггером массовых выступлений стало и решение властей лишить эквадорского гражданства основателя информационного портала WikiLeaks Джулиана Ассанжа и выдача его британской полиции. Отказом от курса на «социализм XXI века» отмечена, по мнению авторов, и внешняя политика Эквадора, вышедшего в 2018 г. из Боливарианского альянса для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América, ALBA) и в 2019 г. из Союза южноамериканских наций (Unión de Naciones Suramericanas, UNASUR) [1, сс. 178-179]. Пришедший к власти в 2021 г. представитель коалиции правых сил «Создавая возможности» (Creando Oportunidades, CREO) Г.Лассо, по оценке российских ученых, не предложил новой идеологии, а общество остается «предельно поляризованным, и ни одна из предлагаемых моделей развития не является доминирующей» [1, с. 190].
11 Свою точку зрения на события в Парагвае предлагает канд. ист. наук Н.Ю.Кудеярова и подчеркивает, что политические процессы в стране «развиваются в русле относительной стабильности» [1, с. 191]. Акцент делается на том, что выборы президента 2018 г., традиционно принесшие победу представителю консервативной фракции Движение истинного «Колорадо» (в данном случае — Марио Абдо (2018 — н/вр), показали усилившееся влияние кандидата оппозиционного альянса Аутентичной радикально-либеральной партии Э.Алегре. Как отмечает автор, правление президента происходило в «наэлектризованном общественном пространстве», что привело к необходимости выстраивания новой стратегии под девизом «Парагвай для людей» [1, сс. 196-197]. Н.Ю.Кудеярова считает, что усиление политического кризиса в стране, спустя год правления Абдо у власти, создает вероятность серьезного политического противостояния, которое может произойти во время президентских выборов 2023 г. [1, сс. 213-214]. Несмотря на негативные последствия пандемии и усиление политической турбулентности на ее фоне, по мнению автора, в современной классификации политических режимов Парагвай «занимает устойчивое положение в «средней группе» [1, с. 214].
12 Особенности политической системы Гватемалы, выражающиеся в высокой степени коррумпированности элит и органов власти на всех уровнях, неустойчивости партийно-политической системы, слабости государственных институтов, огромном влиянии военно-бюрократического аппарата и бедственном положении индейского населения страны, убедительно раскрыты в главе, написанной старшим научным сотрудником ИЛА РАН Д.В.Морозовым. Анализируя политические колебания в стране, автор приходит к выводу о том, что несмотря на формально проводимые выборы (в 2020 г. президентом избран Алехандро Эдуардо Джамматтеи Фалья от правоцентристской партии «Вперед» (Vamos), в стране не происходят существенные изменения, которые бы приводили к «переформатированию политического ландшафта». По мнению Д.В.Морозова, Гватемалу можно отнести к «частично свободным странам или гибридным режимам с низким индексом демократизации» [1, с. 233].
13 В раздел книги, посвященный левоцентристским режимам, включены очерки о современном положении в Аргентине, Мексике и Панаме. В главе, в которой описаны современные события в Аргентине, канд. ист. наук Н.М.Яковлева уделяет основное внимание политике Альберто Фернандеса (2019 — н/в), представителя Хустиалистской партии (Partido Justicialista, PJ), способного, по ее мнению, «снизить высокий конфликтогенный настрой общества, найти компромисс между различными политическими силами, консолидировать нацию и обеспечить социальный мир в сложных условиях экономического кризиса» [1, с. 237]. Говоря о предстоящих в 2023 г. президентских выборах, автор отмечает, что при анализе перспектив перонистов не стоит забывать, что Кристина Фернандес де Киршнер (2007—2015 гг.) «обеспечила основной массив голосов на президентских выборах 2019 г.» [1, с. 256]. По мнению автора, в случае активного участия аргентинских либералов в электоральной борьбе 2023 г. вполне возможен отход от проводимой правительством дирижистской модели развития (усиление государственного вмешательства в экономику, запреты на обмен валюты, экспроприация предприятий) [1, с. 257].
14 Национальная политическая модель развития Мексики находится в центре внимания канд. ист. наук А.А.Манухина. Он справедливо отмечает, что мексиканская политическая система характеризуется низким уровнем альтернативности [1, с. 259]. Приход к власти президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (2018 — н/в) от левой политической партии Движения национального возрождения (Movimiento Regeneración Nacional, MORENA), объединившей в своих рядах выходцев из других партий и беспартийных, по мнению А.А.Манухина, позволил создать весьма устойчивые политические институты, способные реагировать на внутренние и внешние вызовы [1, с. 291]. При этом автор отмечает, что нарастающая в партии конкуренция и попытки правоцентристских сил расколоть ее единство могут создать проблемы на выборах в 2024 г. и вызывают необходимость перехода от одной доминирующей партии в пользу многопартийной коалиции [1, с. 292].
15 Современное развитие Панамы после прихода к власти президента Лаурентино Кортисо (2019 — н/в) позволяет автору соответствующей главы Д.М.Елисеенко характеризовать страну как зрелую демократическую систему, политический маятник которой смещается к центру, вытесняя из власти радикальные партии, теряющие поддержку избирателей [1, с. 307].
16 В третий раздел рецензируемого труда, освещающий проблемы правоцентристских режимов и возникновению новой левой волны, включены главы, посвященные Перу, Чили, Гондурасу и Колумбии. Свою точку зрения на проблемы политической и социальной нестабильности в Перу изложил канд. полит. наук А.А.Шинкаренко. В качестве дестабилизирующих факторов автор называет организованную преступность, уличное насилие, высокий уровень коррупции, при том, что экономика Перу демонстрирует стабильный рост на фоне политической турбулентности и частой смене президентов [1, с. 308]. Автор отмечает, что избранный в 2021 г. президент Педро Кастильо, не сумев преодолеть отсутствие президентского большинства в конгрессе и институциональный конфликт, оказался в крайне нестабильном положении, что подтвердило его отстранение от власти, последовавшее 7 декабря 2022 г. в соответствии с решением конгресса.
17 Д-р ист. наук Л.В.Дьякова в отдельной главе детально проанализировала массовые радикальные протестные движения в Чили, обусловленные, по ее мнению, внутренними процессами социально-экономического характера [1, с. 352]. Автор подробно останавливается на анализе электоральной кампании 2017 г., на освещении предвыборных программ политических объединений. Л.В.Дьякова приходит к выводу о том, что выборы 2017 г. «свидетельствовали о начале процесса маргинализации центризма как идейного течения, о том, что значительная часть общества “устала” от него и стремится к обретению яркой политической идентичности — на правом или левом фланге» [1, с. 339]. Протестное движение и сопутствующий ему внутриполитический конфликт привели к власти президента Габриэля Борича (2022 — н/в), представителя левой политической партии. Подводя итоги, автор утверждает, что, несмотря на массовое протестное движение 2019 г. и нарастание политической турбулентности, Чили «остается страной с высоким уровнем развития демократии...» [1, с. 373].
18 Не обошли стороной массовые социальные протесты и Гондурас, о чем говорится в главе, написанной канд. полит. наук А.Н.Пятаковым. По мнению автора, протестная волна 2019 г. была вызвана обсуждением в конгрессе полемического Закона о реструктуризации и трансформации систем здравоохранения и образования [1, с. 381], а также коррупционной проблемой в высших эшелонах власти. Исследователь знакомит читателей с избирательной кампанией 2022 г. и приходом к власти Сиомары Кастро (2022 — н/в) от левой Партии свободы и перестройки (Libertad y Refundación, LIBRE). Давая типологическую характеристику политическому режиму Гондураса, А.Н.Пятаков оценивает его как балансирующий «между традиционными левыми и сторонниками “социализма ХХI века”» [1, с. 395].
19 Подробный анализ современных событий в Колумбии представлен в главе, написанной З.В.Ивановским. Событием, наложившим отпечаток на все современные политические процессы в Колумбии, автор называет подписание в ноябре 2016 г. мирного соглашения между правительством и леворадикальной гери- льей — Революционными вооруженными силами Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC) [1, с. 396]. В главе подробно описаны история политической борьбы многочисленных современных партий, массовых протестов, а также подробности президентских кампаний. Победившего на президентских выборах Густаво Петро (2022 — н/в) ученый оценивает как «антисистемного левого политика, не связанного с историческими партиями и правящей элитой...» [1, с. 432]. Что касается определения политического режима, то по мнению З.В.Ивановского, Колумбию можно отнести к «частично свободной стране или несовершенной демократии», в которой «по итогам переформатирования политического ландшафта... заметно укрепились позиции левых партий» [1, с. 437].
20 В четвертом разделе коллективного труда помещены исследования, в которых описывается нынешнее состояние политических и социально-экономических процессов в Венесуэле, на Кубе, в Никарагуа и Боливии. Все представленные в этом разделе политические режимы авторы относят к сторонникам «социализма XXI века», характеризующимся антиимпериалистической риторикой, национализмом и отрицанием неолиберальной модели развития.
21 Мастерски показано развитие в последние десятилетия одной из самых нестабильных стран латиноамериканского региона, Венесуэлы, переживающей, как отмечает З.В.Ивановской, острый системный кризис всех государственных сфер. Политическую составляющую кризиса автор связывает с противостоянием между сторонниками и противниками «социализма XXI века», в результате чего в стране существовали параллельные структуры власти в виде Единой социалистической партии Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV), основанной Уго Чавесом (1999—2013 гг.), и Круглого стола демократического единства (Mesa de la Unidad Democrática, MUD) в составе центристских и правоцентристских партий [1, сс. 443-444]. Учитывая кризисные явления и обострившееся политическое противостояние, автор характеризует Венесуэлу как страну, «взявшую курс на этатизацию экономики при ключевой роли государства и второстепенности частного сектора», занимающей «промежуточное место между левоцентристами и сторонниками традиционного социализма» [1, с. 486].
22 В освещении современной истории Кубы канд. экон. наук Н.В.Калашников серьезное внимание уделяет анализу новой Конституции 2018 г. Отмечается, что, несмотря на неизменные положения Основного закона, закрепляющие социалистический характер государства, в Конституции появились статьи, признающие роль рынка и частной собственности [1, с. 492]. Ученый указывает на принятие принципа разделения властей (Национальная ассамблея и Совет министров). Хотя, как подчеркивает автор, Конституция не утвердила прямых выборов президента, по-прежнему избираемого Национальной ассамблеей. Важнейшем результатом принятия новой Конституции автор считает избрание Госсовета страны и президента Мигеля Диаса-Канеля (2019 — н/в) [1, с. 501]. Период его правления ученый оценивает как «переходный, совмещающий новые подходы к организации управления экономикой и государством с еще сохраняющимися идеологическими установками социализма прошлого века» [1, с. 507].
23 Проблематика политического кризиса стала центральным вопросом, рассмотренным в главе о Никарагуа канд. филос. наук А.В.Харламенко и канд. полит. наук А.Н.Пятакова. Триггером массовых протестных акций в стране в 2018 г. стала, по мнению авторов, реформа системы социального обеспечения, начатая по требованию МВФ. Позже в ходе протестов были выдвинуты политические требования отставки президента Даниэля Ортеги (1985—1990; 2007 — н/в) [1, с. 526]. Характеризуя политический режим в Никарагуа, авторы отмечают его специфичность, связанную с ключевой ролью закрепившейся у власти партии Сандинистского фронта национального освобождения, и оценивают его как тяготеющий к «левоцентристской части политического спектра» [1, с. 538].
24 Свой взгляд на последние десятилетия истории Боливии представила канд. полит. наук Т.А.Воротникова. Она рассматривает партию Движение к социализму (Movimiento al Socialismo, MAS), находящуюся у власти почти непрерывно на протяжении полутора десятка лет, как один из «наиболее заметных и эффективных примеров левых партий в современном политическом ландшафте региона». Это утверждение было наглядно доказано возвращением партии во власть с избранием президента Луиса Арсе (2020 — н/в) [1, с. 539]. Автор обращает внимание на противостояние двух политико-экономических моделей развития страны — леворадикальной и правоконсервативной [1, с. 557]. В качестве наиболее острых факторов нынешней дестабилизации в Боливии называются «этнический раскол, политическая поляризация и проблемы экономического развития» [1, с. 558].
25 В заключительном разделе книги подводятся основные итоги по типологизации современных латиноамериканских режимов. Следует согласиться со сделанным З.В.Ивановским выводом о том, что в настоящее время в Латинской Америке не представлены «крайне правые военно-диктаторские режимы и сводится к минимуму активность леворадикальных военно-политических организаций, выступающих за захват власти вооруженным путем и создание альтернативного общества на социалистических принципах» [1, с. 576].
26 Детальное изучение исторических источников и литературы позволили коллективу ученых написать серьезное научное исследование. Несмотря на то, что авторами разделов являются разные ученые, удалось сохранить общий методологический подход, что придает работе целостность и законченность. Рецензируемый коллективный труд является значительным вкладом в изучение социально-политических процессов в регионе и продолжает серию регулярно издаваемых ИЛА исследований по экономике, политике, социальным и культурным проблемам.
27 В качестве пожелания можно было бы предложить включать в монографию иллюстрации, что украсило бы издание, а также дополнить работу библиографическим разделом. Однако эти незначительные замечания ни в коей мере не уменьшают достоинств фундаментального труда. Книга написана с позиций последовательного историзма, выводы отличаются объективностью и достоверностью. Авторы использовали системный подход и многофакторный анализ. Исследование представляет собой несомненную ценность не только для специалистов, историков и политологов, но и для широкого круга читателей, интересующихся историей и политикой Латинской Америки, а также преподавателей и студентов.

References

1. Латинская Америка: политический ландшафт на фоне турбулентности. Отв. ред Ивановский З.В. М., ИЛА РАН, 2022, 586 с. [Latinskaya Amerika: politicheskij landshaft na fone turbulentnosti. Otv. red Z.V.Ivanovskij [Latin America: political landscape against the backdrop of turbulence]. M., ILA RAN, 2022, 586 p. (In Russ).

2. Давыдов В.М. Повестка развития латиноамериканских стран на сегодня и завтра. Императивы национального, регионального и глобального порядка. Латинская Америка. М., 2016, № 6, сс. 6-18. [Davydov V.M. Povestka razvitija latinoamerikanskih stran na segodnja i zavtra. Imperativy nacional'nogo, regional'nogo i global'nogo porjadka [Agenda for the development of Latin American countries for today and tomorrow. Imperatives of the national, regional and global order]. Latinskaya Amerika. Moscow, 2016, N 6, pp. 6-18. (In Russ).

3. Давыдов В.М. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке – обусловленность, основные альтернативы и международная проекция. М., ИЛА РАН, 2007, 54 с. [Davydov V.M. Levaja al'ternativa v Latino-Karibskoj Amerike – obuslovlennost', osnovnye al'ternativy i mezhdunarodnaja proekcija [The left alternative in Latin Caribbean America – conditionality, main alternatives and international projection]. Moscow, ILA RAN. 2007, 54 p. (In Russ).

4. Ивановский З.В. Латинская Америка: электоральное законодательство и властные структуры. М., ИЛА РАН, 2014, 120 с. [Ivanovskij Z.V. Latinskaja Amerika: jelektoral'noe zakonodatel'stvo i vlastnye struktury [Latin America: electoral legislation and power structures]. Moscow, ILA RAN, 2014, 120 p. (In Russ).

5. Латинская Америка и Карибы. Политические процессы. Отв. ред. Ивановский З.В. М., Наука, 2000, 446 с. [Latinskaja Amerika i Kariby. Politicheskie processy. Otv. red. Z.V. Ivanovskij [Latin America and the Caribbean. Political processes]. Moscow, Nauka, 2000, 446 p. (In Russ).

6. Латинская Америка: избирательные процессы и политическая панорама. Отв. ред. Ивановский З.В. М., ИЛА РАН. 2015. 274 с. [Latinskaja Amerika: izbiratel'nye processy i politicheskaja panorama. Otv. red. Ivanovskij Z.V. [Latin America: electoral processes and political panorama]. Moscow, ILA RAN, 2015, 274 p. (In Russ).

7. Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Часть 1, часть 2. Отв. ред. Чумакова М.Л. М., ИЛА РАН, 2009, ч. 1, 264 с., ч. 2, 440 с. [Latinskaya Amerika: ispytaniya demokratii. Vektory politicheskoj modernizacii. Chast' 1, chast' 2. Оtv. red. Chumakova M.L. [Latin America: Trials of Democracy. Vectors of political modernization]. M., ILA RAN, 2009, ch. 1, 264 p., ch. 2, 440 p. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate