Латинская Америка: палитра современных моделей развития региона
Латинская Америка: палитра современных моделей развития региона
Аннотация
Код статьи
S0044748X0025614-4-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
«Латинская Америка: политический ландшафт на фоне турбулентности». М., ИЛА РАН, 2022, 586 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Селиванова Ирина Валентиновна 
Аффилиация: Института всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
103-110
Аннотация

Публикация знакомит читателей с новой коллективной работой, подготовленной сотрудниками Института Латинской Америки РАН. В рецензии отмечается, что рассматриваемое издание является фундаментальным многоплановым исследованием политических процессов, итогов последних электоральных циклов. В книге показаны нынешняя расстановка политических сил в различных странах региона, эволюция политических режимов на фоне массовых социальных протестов и пандемии коронавируса. Приводится типология политических режимов с учетом латиноамериканской специфики, анализируются причины и последствия политических сдвигов и социальных потрясений.

Ключевые слова
политическая турбулентность, социальные протесты, электоральное законодательство, кризис, политические режимы и партии, пандемия COVID-19
Классификатор
Получено
03.01.2023
Дата публикации
28.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
271
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Проблематика стран Латинской Америки находится в фокусе постоянного внимания отечественных латиноамериканистов, в частности, исследователей из профильного института РАН. События и тенденции политического и экономического развития этих стран в последние десятилетия дают повод для размышлений над динамикой изменений, «переформатированием политического ландшафта» [1, c. 15]. После так называемого золотого десятилетия 2003—2013 гг. [1, c. 15] латиноамериканские государства, как справедливо замечает известный отечественный латиноамериканист, чл.-корр. РАН В.М.Давыдов, вновь оказались «перед вызовами неопределенности» [2, c. 7]. Большинство из них попали в зону турбулентности, а политические процессы не раз приводили к смене вектора развития, обострению социальных проблем и усилению рисков дестабилизации.
2 Рецензируемый коллективный труд знакомит читателя с политическими процессами, происходящими в Латинской Америки во втором десятилетия XXI в., последними электоральными итогами, современной расстановкой политических сил, эволюцией политических режимов в разных странах региона.
3 Структура работы детально продумана и охватывает все ключевые аспекты характеристики современных политических режимов региона с целью выявления специфики их функционирования в новых исторических условиях, а также отражает последние политические сдвиги на латиноамериканском континенте. Книга состоит из четырех разделов (систематизированных по типам освещаемых в них режимов), в которых представлены 17 глав по отдельным странам, а также две теоретические статьи о типологии и особенностях политических режимов в латиноамериканских странах.
4

5 В методологической статье д-ра полит. наук З.В.Ивановского отмечается, что «традиционное деление на левых и правых» нуждается в учете существующего в настоящее время широкого спектра политических течений [1, c. 24]. Автор считает целесообразным дополнить принятую «горизонтальную ось абсцисс (левые — правые), основанную на социально-экономических факторах, вертикальной осью ординат (тоталитаризм — либеральная демократия), отражающей переменные, связанные с соблюдением гражданских свобод и прав человека» [1, c. 25]. В работе освещены ключевые положения программ представителей различных политических партий и режимов, раскрыты отличия и сходства в подходах к оценке экономической модели, роли государственного сектора. Безусловными плюсами раздела являются историографический обзор типологии политических режимов и освещение различных методов и критериев, используемых современными международными институтами для их классификации. В качестве критериев ранжирования политических режимов автор указывает следующие: политический плюрализм, существование и деятельность демократических институтов, наличие гражданских свобод, возможности контроля со стороны населения над принятием общественно важных решений и над деятельностью официальных лиц, равенство граждан в социальной сфере, репрезентативность правительства, свобода деятельности политических партий, выборность органов власти, соблюдение базовых прав человека, беспристрастность управления, уровень партисипации [1, cс. 55-58].
6 Уже имеется ряд значимых исследований отечественных латиноамериканистов, освещавших политические изменения и конституционные реформы в регионе, специфику электорального законодательства и современные реалии партийно-политической структуры стран [3-7], однако появление рецензируемого труда представляет собой новый серьезный вклад в изучение политических и социально-экономических процессов Латинской Америки.
7 В главе, посвященной последним изменениям политического курса Бразилии, д-р ист. наук Л.С.Окунева проанализировала «правый дрейф», ознаменовавшийся избранием на пост президента крайне правого кандидата Жаира Болсонару (2019—2022 гг.). Как отмечает автор, такой «дрейф» стал возможен в результате многофакторного экономического, политического и социального кризиса, потрясшего основы политической системы страны [1, с. 71]. Анализируя причины поддержки правого кандидата на президентский пост в стране, Л.С.Окунева делает акцент на массовых социальных протестах 2013—2014 гг., забастовочном и протестном движении, развернувшемся на фоне острейших дебатов по поводу путей развития страны [1, с. 73]. Смещение Дилмы Руссефф (2011—2016 гг.) с высшей государственной должности, как утверждает автор, «будучи по своей природе демократическим инструментом отстранения президента от власти ... явилось своего рода “конституционным” ... переворотом, призванным положить конец пребыванию левых во власти … и открыть дорогу правоконсервативному тренду» [1, с. 74]. По мнению Л.С.Окуневой, триумф Болсонару показал, что «популярная еще недавно идея о сглаживании противоречий между “левыми” и “правыми” не сработала в момент политической турбулентности, когда на политической арене столкнулись не просто классические “левые и правые”, но левые, с одной стороны, и праворадикалы — с другой...» [1, с. 77]. Следует отметить, что жизнь подтвердила предположения исследователя о «существенном снижении вероятности обретения Болсонару второго президентского мандата и повороте общественных настроений в сторону отвергнутых ими ранее приоритетов левоцентристского тренда» [1, с. 113].
8 Анализу политической ситуации в Сальвадоре посвящена глава, написанная канд. полит. наук М.А.-М.Кодзоевым. Автор рассматривает в ней ключевые проблемы, с которыми сталкивается правительство президента Наджиба Букеле (2019 — н/в), отмечает высокий уровень преступности и нищеты в стране [1, с. 120], что, по его мнению, заставило президента выдвинуть масштабную программу по оздоровлению социально-политической и экономической ситуации, борьбе с преступностью и коррупцией [1, с. 126]. Кодзоев отмечает, что политическим взглядам президента Сальвадора трудно дать однозначную оценку, но поддержка режима со стороны населения во многом связана с готовностью граждан «пожертвовать принципами демократии ради стабильности и установления мира в стране» [1, с. 139].
9 В главе, посвященной современному положению Уругвая, канд. ист. наук А.С.Андреев показывает, как страна, справедливо описываемая «не попавшей в «пучину» правых поворотов и политической турбулентности, охватившей латиноамериканский регион» [1, с. 141], в результате президентских выборов 2019 г. совершает «правый дрейф» от правительства левоцентристского Широкого фронта к кабинету лидера Национальной партии Л.Лакалье Поу. Раскрываются основные направления политики правого правительства, взявшего курс на уменьшение налогового бремени, устранение коррупции, регулирование кредитно-денежной политики, укрепление муниципальной власти и расширение участия граждан в принятии решений [1, с. 161].
10 «Существенное переформатирование политического ландшафта» [1, с. 166] в русле «правого дрейфа» проанализировано в главе, написанной Е.С.Галибиной-Лебедевой и З.В.Ивановским, на примере Эквадора. Авторы предлагают свой взгляд на динамичный процесс смены политического и экономического курсов «гражданской революции» в период правления Рафаэля Корреа (2007—2017 гг.) и во время президентства Ленина Морено (2017—2021 гг.). По мнению ученых, осуществление правительственного экономического плана развития страны, направленного на сокращение бюджетного дефицита, рационализацию государственного управления, привлечение инвестиций и установление контроля над вывозом капитала, привело к необходимости обратиться к Международному валютному фонду (МВФ). Однако, как справедливо отмечают авторы, навязанные МВФ меры (сокращение численности государственных служащих — учителей, врачей, полицейских и военных; урезание заработной платы и поддержки малоимущих семей) стали главной причиной массовых социальных протестов, прокатившихся по стране в октябре 2019 г. [1, с. 172]. Триггером массовых выступлений стало и решение властей лишить эквадорского гражданства основателя информационного портала WikiLeaks Джулиана Ассанжа и выдача его британской полиции. Отказом от курса на «социализм XXI века» отмечена, по мнению авторов, и внешняя политика Эквадора, вышедшего в 2018 г. из Боливарианского альянса для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América, ALBA) и в 2019 г. из Союза южноамериканских наций (Unión de Naciones Suramericanas, UNASUR) [1, сс. 178-179]. Пришедший к власти в 2021 г. представитель коалиции правых сил «Создавая возможности» (Creando Oportunidades, CREO) Г.Лассо, по оценке российских ученых, не предложил новой идеологии, а общество остается «предельно поляризованным, и ни одна из предлагаемых моделей развития не является доминирующей» [1, с. 190].
11 Свою точку зрения на события в Парагвае предлагает канд. ист. наук Н.Ю.Кудеярова и подчеркивает, что политические процессы в стране «развиваются в русле относительной стабильности» [1, с. 191]. Акцент делается на том, что выборы президента 2018 г., традиционно принесшие победу представителю консервативной фракции Движение истинного «Колорадо» (в данном случае — Марио Абдо (2018 — н/вр), показали усилившееся влияние кандидата оппозиционного альянса Аутентичной радикально-либеральной партии Э.Алегре. Как отмечает автор, правление президента происходило в «наэлектризованном общественном пространстве», что привело к необходимости выстраивания новой стратегии под девизом «Парагвай для людей» [1, сс. 196-197]. Н.Ю.Кудеярова считает, что усиление политического кризиса в стране, спустя год правления Абдо у власти, создает вероятность серьезного политического противостояния, которое может произойти во время президентских выборов 2023 г. [1, сс. 213-214]. Несмотря на негативные последствия пандемии и усиление политической турбулентности на ее фоне, по мнению автора, в современной классификации политических режимов Парагвай «занимает устойчивое положение в «средней группе» [1, с. 214].
12 Особенности политической системы Гватемалы, выражающиеся в высокой степени коррумпированности элит и органов власти на всех уровнях, неустойчивости партийно-политической системы, слабости государственных институтов, огромном влиянии военно-бюрократического аппарата и бедственном положении индейского населения страны, убедительно раскрыты в главе, написанной старшим научным сотрудником ИЛА РАН Д.В.Морозовым. Анализируя политические колебания в стране, автор приходит к выводу о том, что несмотря на формально проводимые выборы (в 2020 г. президентом избран Алехандро Эдуардо Джамматтеи Фалья от правоцентристской партии «Вперед» (Vamos), в стране не происходят существенные изменения, которые бы приводили к «переформатированию политического ландшафта». По мнению Д.В.Морозова, Гватемалу можно отнести к «частично свободным странам или гибридным режимам с низким индексом демократизации» [1, с. 233].
13 В раздел книги, посвященный левоцентристским режимам, включены очерки о современном положении в Аргентине, Мексике и Панаме. В главе, в которой описаны современные события в Аргентине, канд. ист. наук Н.М.Яковлева уделяет основное внимание политике Альберто Фернандеса (2019 — н/в), представителя Хустиалистской партии (Partido Justicialista, PJ), способного, по ее мнению, «снизить высокий конфликтогенный настрой общества, найти компромисс между различными политическими силами, консолидировать нацию и обеспечить социальный мир в сложных условиях экономического кризиса» [1, с. 237]. Говоря о предстоящих в 2023 г. президентских выборах, автор отмечает, что при анализе перспектив перонистов не стоит забывать, что Кристина Фернандес де Киршнер (2007—2015 гг.) «обеспечила основной массив голосов на президентских выборах 2019 г.» [1, с. 256]. По мнению автора, в случае активного участия аргентинских либералов в электоральной борьбе 2023 г. вполне возможен отход от проводимой правительством дирижистской модели развития (усиление государственного вмешательства в экономику, запреты на обмен валюты, экспроприация предприятий) [1, с. 257].
14 Национальная политическая модель развития Мексики находится в центре внимания канд. ист. наук А.А.Манухина. Он справедливо отмечает, что мексиканская политическая система характеризуется низким уровнем альтернативности [1, с. 259]. Приход к власти президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (2018 — н/в) от левой политической партии Движения национального возрождения (Movimiento Regeneración Nacional, MORENA), объединившей в своих рядах выходцев из других партий и беспартийных, по мнению А.А.Манухина, позволил создать весьма устойчивые политические институты, способные реагировать на внутренние и внешние вызовы [1, с. 291]. При этом автор отмечает, что нарастающая в партии конкуренция и попытки правоцентристских сил расколоть ее единство могут создать проблемы на выборах в 2024 г. и вызывают необходимость перехода от одной доминирующей партии в пользу многопартийной коалиции [1, с. 292].
15 Современное развитие Панамы после прихода к власти президента Лаурентино Кортисо (2019 — н/в) позволяет автору соответствующей главы Д.М.Елисеенко характеризовать страну как зрелую демократическую систему, политический маятник которой смещается к центру, вытесняя из власти радикальные партии, теряющие поддержку избирателей [1, с. 307].
16 В третий раздел рецензируемого труда, освещающий проблемы правоцентристских режимов и возникновению новой левой волны, включены главы, посвященные Перу, Чили, Гондурасу и Колумбии. Свою точку зрения на проблемы политической и социальной нестабильности в Перу изложил канд. полит. наук А.А.Шинкаренко. В качестве дестабилизирующих факторов автор называет организованную преступность, уличное насилие, высокий уровень коррупции, при том, что экономика Перу демонстрирует стабильный рост на фоне политической турбулентности и частой смене президентов [1, с. 308]. Автор отмечает, что избранный в 2021 г. президент Педро Кастильо, не сумев преодолеть отсутствие президентского большинства в конгрессе и институциональный конфликт, оказался в крайне нестабильном положении, что подтвердило его отстранение от власти, последовавшее 7 декабря 2022 г. в соответствии с решением конгресса.
17 Д-р ист. наук Л.В.Дьякова в отдельной главе детально проанализировала массовые радикальные протестные движения в Чили, обусловленные, по ее мнению, внутренними процессами социально-экономического характера [1, с. 352]. Автор подробно останавливается на анализе электоральной кампании 2017 г., на освещении предвыборных программ политических объединений. Л.В.Дьякова приходит к выводу о том, что выборы 2017 г. «свидетельствовали о начале процесса маргинализации центризма как идейного течения, о том, что значительная часть общества “устала” от него и стремится к обретению яркой политической идентичности — на правом или левом фланге» [1, с. 339]. Протестное движение и сопутствующий ему внутриполитический конфликт привели к власти президента Габриэля Борича (2022 — н/в), представителя левой политической партии. Подводя итоги, автор утверждает, что, несмотря на массовое протестное движение 2019 г. и нарастание политической турбулентности, Чили «остается страной с высоким уровнем развития демократии...» [1, с. 373].
18 Не обошли стороной массовые социальные протесты и Гондурас, о чем говорится в главе, написанной канд. полит. наук А.Н.Пятаковым. По мнению автора, протестная волна 2019 г. была вызвана обсуждением в конгрессе полемического Закона о реструктуризации и трансформации систем здравоохранения и образования [1, с. 381], а также коррупционной проблемой в высших эшелонах власти. Исследователь знакомит читателей с избирательной кампанией 2022 г. и приходом к власти Сиомары Кастро (2022 — н/в) от левой Партии свободы и перестройки (Libertad y Refundación, LIBRE). Давая типологическую характеристику политическому режиму Гондураса, А.Н.Пятаков оценивает его как балансирующий «между традиционными левыми и сторонниками “социализма ХХI века”» [1, с. 395].
19 Подробный анализ современных событий в Колумбии представлен в главе, написанной З.В.Ивановским. Событием, наложившим отпечаток на все современные политические процессы в Колумбии, автор называет подписание в ноябре 2016 г. мирного соглашения между правительством и леворадикальной гери- льей — Революционными вооруженными силами Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC) [1, с. 396]. В главе подробно описаны история политической борьбы многочисленных современных партий, массовых протестов, а также подробности президентских кампаний. Победившего на президентских выборах Густаво Петро (2022 — н/в) ученый оценивает как «антисистемного левого политика, не связанного с историческими партиями и правящей элитой...» [1, с. 432]. Что касается определения политического режима, то по мнению З.В.Ивановского, Колумбию можно отнести к «частично свободной стране или несовершенной демократии», в которой «по итогам переформатирования политического ландшафта... заметно укрепились позиции левых партий» [1, с. 437].
20 В четвертом разделе коллективного труда помещены исследования, в которых описывается нынешнее состояние политических и социально-экономических процессов в Венесуэле, на Кубе, в Никарагуа и Боливии. Все представленные в этом разделе политические режимы авторы относят к сторонникам «социализма XXI века», характеризующимся антиимпериалистической риторикой, национализмом и отрицанием неолиберальной модели развития.
21 Мастерски показано развитие в последние десятилетия одной из самых нестабильных стран латиноамериканского региона, Венесуэлы, переживающей, как отмечает З.В.Ивановской, острый системный кризис всех государственных сфер. Политическую составляющую кризиса автор связывает с противостоянием между сторонниками и противниками «социализма XXI века», в результате чего в стране существовали параллельные структуры власти в виде Единой социалистической партии Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV), основанной Уго Чавесом (1999—2013 гг.), и Круглого стола демократического единства (Mesa de la Unidad Democrática, MUD) в составе центристских и правоцентристских партий [1, сс. 443-444]. Учитывая кризисные явления и обострившееся политическое противостояние, автор характеризует Венесуэлу как страну, «взявшую курс на этатизацию экономики при ключевой роли государства и второстепенности частного сектора», занимающей «промежуточное место между левоцентристами и сторонниками традиционного социализма» [1, с. 486].
22 В освещении современной истории Кубы канд. экон. наук Н.В.Калашников серьезное внимание уделяет анализу новой Конституции 2018 г. Отмечается, что, несмотря на неизменные положения Основного закона, закрепляющие социалистический характер государства, в Конституции появились статьи, признающие роль рынка и частной собственности [1, с. 492]. Ученый указывает на принятие принципа разделения властей (Национальная ассамблея и Совет министров). Хотя, как подчеркивает автор, Конституция не утвердила прямых выборов президента, по-прежнему избираемого Национальной ассамблеей. Важнейшем результатом принятия новой Конституции автор считает избрание Госсовета страны и президента Мигеля Диаса-Канеля (2019 — н/в) [1, с. 501]. Период его правления ученый оценивает как «переходный, совмещающий новые подходы к организации управления экономикой и государством с еще сохраняющимися идеологическими установками социализма прошлого века» [1, с. 507].
23 Проблематика политического кризиса стала центральным вопросом, рассмотренным в главе о Никарагуа канд. филос. наук А.В.Харламенко и канд. полит. наук А.Н.Пятакова. Триггером массовых протестных акций в стране в 2018 г. стала, по мнению авторов, реформа системы социального обеспечения, начатая по требованию МВФ. Позже в ходе протестов были выдвинуты политические требования отставки президента Даниэля Ортеги (1985—1990; 2007 — н/в) [1, с. 526]. Характеризуя политический режим в Никарагуа, авторы отмечают его специфичность, связанную с ключевой ролью закрепившейся у власти партии Сандинистского фронта национального освобождения, и оценивают его как тяготеющий к «левоцентристской части политического спектра» [1, с. 538].
24 Свой взгляд на последние десятилетия истории Боливии представила канд. полит. наук Т.А.Воротникова. Она рассматривает партию Движение к социализму (Movimiento al Socialismo, MAS), находящуюся у власти почти непрерывно на протяжении полутора десятка лет, как один из «наиболее заметных и эффективных примеров левых партий в современном политическом ландшафте региона». Это утверждение было наглядно доказано возвращением партии во власть с избранием президента Луиса Арсе (2020 — н/в) [1, с. 539]. Автор обращает внимание на противостояние двух политико-экономических моделей развития страны — леворадикальной и правоконсервативной [1, с. 557]. В качестве наиболее острых факторов нынешней дестабилизации в Боливии называются «этнический раскол, политическая поляризация и проблемы экономического развития» [1, с. 558].
25 В заключительном разделе книги подводятся основные итоги по типологизации современных латиноамериканских режимов. Следует согласиться со сделанным З.В.Ивановским выводом о том, что в настоящее время в Латинской Америке не представлены «крайне правые военно-диктаторские режимы и сводится к минимуму активность леворадикальных военно-политических организаций, выступающих за захват власти вооруженным путем и создание альтернативного общества на социалистических принципах» [1, с. 576].
26 Детальное изучение исторических источников и литературы позволили коллективу ученых написать серьезное научное исследование. Несмотря на то, что авторами разделов являются разные ученые, удалось сохранить общий методологический подход, что придает работе целостность и законченность. Рецензируемый коллективный труд является значительным вкладом в изучение социально-политических процессов в регионе и продолжает серию регулярно издаваемых ИЛА исследований по экономике, политике, социальным и культурным проблемам.
27 В качестве пожелания можно было бы предложить включать в монографию иллюстрации, что украсило бы издание, а также дополнить работу библиографическим разделом. Однако эти незначительные замечания ни в коей мере не уменьшают достоинств фундаментального труда. Книга написана с позиций последовательного историзма, выводы отличаются объективностью и достоверностью. Авторы использовали системный подход и многофакторный анализ. Исследование представляет собой несомненную ценность не только для специалистов, историков и политологов, но и для широкого круга читателей, интересующихся историей и политикой Латинской Америки, а также преподавателей и студентов.

Библиография

1. Латинская Америка: политический ландшафт на фоне турбулентности. Отв. ред Ивановский З.В. М., ИЛА РАН, 2022, 586 с. [Latinskaya Amerika: politicheskij landshaft na fone turbulentnosti. Otv. red Z.V.Ivanovskij [Latin America: political landscape against the backdrop of turbulence]. M., ILA RAN, 2022, 586 p. (In Russ).

2. Давыдов В.М. Повестка развития латиноамериканских стран на сегодня и завтра. Императивы национального, регионального и глобального порядка. Латинская Америка. М., 2016, № 6, сс. 6-18. [Davydov V.M. Povestka razvitija latinoamerikanskih stran na segodnja i zavtra. Imperativy nacional'nogo, regional'nogo i global'nogo porjadka [Agenda for the development of Latin American countries for today and tomorrow. Imperatives of the national, regional and global order]. Latinskaya Amerika. Moscow, 2016, N 6, pp. 6-18. (In Russ).

3. Давыдов В.М. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке – обусловленность, основные альтернативы и международная проекция. М., ИЛА РАН, 2007, 54 с. [Davydov V.M. Levaja al'ternativa v Latino-Karibskoj Amerike – obuslovlennost', osnovnye al'ternativy i mezhdunarodnaja proekcija [The left alternative in Latin Caribbean America – conditionality, main alternatives and international projection]. Moscow, ILA RAN. 2007, 54 p. (In Russ).

4. Ивановский З.В. Латинская Америка: электоральное законодательство и властные структуры. М., ИЛА РАН, 2014, 120 с. [Ivanovskij Z.V. Latinskaja Amerika: jelektoral'noe zakonodatel'stvo i vlastnye struktury [Latin America: electoral legislation and power structures]. Moscow, ILA RAN, 2014, 120 p. (In Russ).

5. Латинская Америка и Карибы. Политические процессы. Отв. ред. Ивановский З.В. М., Наука, 2000, 446 с. [Latinskaja Amerika i Kariby. Politicheskie processy. Otv. red. Z.V. Ivanovskij [Latin America and the Caribbean. Political processes]. Moscow, Nauka, 2000, 446 p. (In Russ).

6. Латинская Америка: избирательные процессы и политическая панорама. Отв. ред. Ивановский З.В. М., ИЛА РАН. 2015. 274 с. [Latinskaja Amerika: izbiratel'nye processy i politicheskaja panorama. Otv. red. Ivanovskij Z.V. [Latin America: electoral processes and political panorama]. Moscow, ILA RAN, 2015, 274 p. (In Russ).

7. Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Часть 1, часть 2. Отв. ред. Чумакова М.Л. М., ИЛА РАН, 2009, ч. 1, 264 с., ч. 2, 440 с. [Latinskaya Amerika: ispytaniya demokratii. Vektory politicheskoj modernizacii. Chast' 1, chast' 2. Оtv. red. Chumakova M.L. [Latin America: Trials of Democracy. Vectors of political modernization]. M., ILA RAN, 2009, ch. 1, 264 p., ch. 2, 440 p. (In Russ.)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести